search
main
0

Со школьной скамьи – в профессию

​«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», – говорил Сенека. И я с ним согласна.

Профориентация школьников имеет свои особенности. Для того чтобы обдуманно выбрать профессию, ученику необходимо понять, что его интересует, кто он, каковы его особенности, что он за человек. Ученик должен научиться собирать необходимую информацию о профессии, в которой он заинтересован, научиться искать место работы или учебы, знать, что его ждет при приеме на работу и на самой работе.Немаловажную роль в выборе профессии ребенка играют родители. Но главное для родителей – отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяют вместо него. Помогают, потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывают страх перед необходимостью принятия решения. Родители нередко задают вопрос: «В каком возрасте необходимо проводить первую профориентацию школьников?» Однозначного ответа нет. О профориентации чаще всего начинают думать в спешке, в 15-16 лет, когда пришло время поступать в вуз, но в какой – совершенно непонятно. Тогда родители в панике, по принципу «скорой помощи» начинают подыскивать для ребенка профориентацию. И это уже не детская профориентация, а вообще непонятно что.Профориентация школьников необходима в разном возрасте и несколько раз, у разных специалистов и по разным методикам. Почему? Да потому, что область сложнейшая – диагностика способностей и талантов. Когда «искателей» много, больше вероятность, что хоть одному повезет и он найдет клад.В Северо-Восточном округе уже три года работает Центр профориентации «Ориентир» как структурное подразделение нашего Центра детского творчества. Специалисты центра уделяют большое внимание аргументированной мотивации школьников к получению профессий и специальностей, востребованных на современном рынке труда, считая, что достоверная и всесторонняя информация о профессии дает возможность учащимся правильно сформировать личную позицию профессионального выбора. В центре сформирована система работы по профессиональной ориентации с разными возрастными группами учащихся, начиная с учащихся начальной школы и заканчивая выпускниками школ. Основные формы этой работы:    организация профессионального просвещения, информирования, консультирования учащихся, родителей, работников учреждений образования по вопросам выбора профессии;    проведение дней открытых дверей в учреждениях профессионального образования округа, акций «Ярмарка профессий»;    проведение круглых столов по проблемам занятости молодежи с участием представителей центров занятости Москвы;    освещение в средствах массовой информации о проведении социально значимых мероприятий по профессиональной ориентации и социальной адаптации молодежи и школьников.Проведение массовых профориентационных мероприятий стало визитной карточкой нашего центра. Такие мероприятия проводятся во всех 17 районах нашего округа. Например, в десяти акциях «Ярмарка профессий», проведенных за прошлый учебный год, приняли участие около 10,5 тысячи учащихся школ СВАО. Цель проведения этих акций – оказание действенной помощи выпускникам в определении путей продолжения образования после школы, в них принимают участие колледжи округа, а также учреждения высшего профессионального образования.Наиболее популярными и интересными для посетителей стали такие формы проведения акций «Ярмарка профессий», как:мастер-классы;тренинговые занятия, проводимые преподавателями и психологами колледжей и вузов;ролевые и деловые игры, проводимые студентами;выставки работ студентов;видеопрезентации профессий и специальностей;экспресс-тестирование профессиональных способностей и склонностей учащихся;выступление студенческих агитбригад.В прошедшем учебном году дни открытых дверей проводили как информационные дни, выставки-презентации учебных заведений. Учащиеся школ смогли не только ознакомиться с условиями приема в учебные заведения, но и имели возможность индивидуально общаться с представителями колледжей и преподавательским составом, ознакомиться с учебной и материальной базой, а также пройти профориентационное тестирование. В этих мероприятиях приняли участие более 20 учебных заведений среднего профессионального образования, а посетили их свыше 4,5 тысячи выпускников.Работа по профориентации учащихся округа идет с 24 учреждениями среднего специального образования Москвы, среди них 14 колледжей округа, которые подготовили для учащихся активизирующие программы посещения своих учреждений, предусматривающие проведение студентами и преподавателями колледжей для учащихся увлекательных путешествий в мир профессий, мастер-классов, профессиональных проб.В прошлом учебном году центр совместно с колледжами СВАО провел 10 презентаций, направленных на выявление уровня профессиональной компетентности старшеклассников, в ходе которых учащиеся научились:выбирать образовательный маршрут (путь получения дальнейшего образования);ставить и корректировать цели, соответствующие образовательному маршруту;получать знания, необходимые для реализации образовательного маршрута;проверять себя в деятельности, которая станет основой будущей профессии;принимать решения в зависимости от меняющихся внешних обстоятельств;запрашивать помощь специалистов (психологов, юристов, медиков).В этих мероприятиях участвовали свыше тысячи учащихся. Итоги совместных профориентационных мероприятий с колледжами для учащихся округа показывают, что одним из путей решения вопроса профессионального самоопределения стала опережающая профориентация учащихся и выпускников школ с оказанием им помощи в формировании профессиональных предпочтений, их коррекции в соответствии со сложившейся ситуацией на рынке труда Москвы. Проведенный в марте 2012 года конкурс «Профессиональное древо моей семьи» среди учащихся начальных классов вызвал небывалый интерес младших школьников. Мы получили свыше пяти тысяч рисунков, на которых ребята рассказывали о профессиях своей семьи. Самое интересное, что в некоторых работах генеалогия семьи доходила до прапрапрабабушек и прапрапрадедушек.Ежегодный фестиваль педагогической профессии «Учитель – славлю имя твое», проводимый в преддверии Дня учителя, традиционно собирает большое количество участников. Естественно, что цель такого фестиваля – пропаганда одной из самых сложных профессий – профессии учителя. На этот фестиваль собираются те ребята, которые в дальнейшем планируют поступить в педагогический колледж или вуз. Педагоги-профессионалы проводят не только презентацию своей профессии, но и позволяют будущим абитуриентам пройти профессиональные пробы, которые помогают выявить у них способности к педагогическому мастерству. Отрадно заметить, что из года в год число участников этого фестиваля только увеличивается.В нашем центре выстроена и система профориентационной работы с родителями. Это и родительские собрания, тематические лектории, круглые столы, тренинги, индивидуальные беседы. Только в прошедшем учебном году для 700 родителей были проведены тренинги «Мой ребенок выбирает профессию», «Умеем ли мы общаться?», «Кем стать? Думаем вместе».Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни, но есть ребята, которым необходима специализированная помощь в выборе профессии. Наш центр оказывает такую помощь школьникам, помогая определить наличие и направленность его профессиональных интересов и наклонностей, деловых и личностных качеств, сообщить ему об условиях труда в выбранной им сфере и ознакомить с правилами планирования своего профессионального пути. А вот окончательный выбор будущей сферы деятельности необходимо будет осуществить самому человеку.Елена УСКОВА, директор государственного бюджетного образовательного учреждения детского творчества «Алексеевский»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте