В 1968 году американский писатель Филип Дик написал научно-фантастический роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах». В те далекие времена учащиеся посещали кружки юных радиолюбителей, но они лишь могли мечтать о том, чтобы создать своего собственного робота. А сегодня робототехника – одно из передовых направлений современной науки и техники. Образовательная робототехника становится доступной любому школьнику. Она интегрирует знания по математике, физике, кибернетике и ИКТ.
На ВВЦ состоялся IX Всероссийский робототехнический фестиваль «РобоФест», организованный при поддержке Агентства стратегических инициатив. Это крупнейшие в Европе робототехнические соревнования для школьников и студентов, проходящие с 2009 года, где было около 5000 участников из 65 регионов России по 22 робототехническим соревновательным дисциплинам. В рамках данного фестиваля команда из гимназии №1506 впервые приняла участие в робототехнических соревнованиях в номинации VEX Starstruck High school (8-11-е классы), где завоевала 2-е место. Фестиваль широко освещался в СМИ и социальных сетях. У нашей команды также есть группа, которая называется «Двигатель прогресса». Участники – ученики 9-го класса Александр Архипов, Динара Мустафина, Татьяна Панферова, которые с большим интересом занимаются робототехникой.Правила соревнований следующие. Поле размером 3×3 метра забор разделяет пополам. На поле лежат звездочки и кубы. С одной стороны – красный альянс, с другой – синий. В одном альянсе две различные команды. У каждой команды один робот, которым она и управляет во время матча с помощью пульта. Цель игры – закидать вражескую половину звездочками и кубами, звезды дают по 2 очка, кубы (тяжелее) оцениваются в 4 очка. Матч длится 2 минуты, но первые 15 секунд проходят в автономном режиме, то есть робот без вмешательства операторов выполняет программу. Таким образом, команды получают дополнительные очки за программирование.Первый день соревнований завершен. Все отлично потрудились, несмотря на усталость, у всех хорошее настроение. И сколько же труда было вложено: Таня и Динара накануне до 21.00 собирали робота, Коля писал программу для него и сконструировал деревянный забор для тренировок. Ребята ласково стали называть робота Петрушой (#петруша) в честь Петра I. И в этот день ребята блестяще справились с испытаниями: три победы из трех. Команда действовала слаженно, а также активно помогала другим участникам. На следующий день нашу команду ждали еще 6 боев. На второй день наша команда выиграла 4 боя из 4. Впереди последний день, а он самый трудный. Усталость накапливается, расслабляться некогда. Но наши ребята выкроили несколько минут, чтобы прогуляться по павильону, отдохнуть и осмотреться. А посмотреть было на что: в течение трех дней менялся состав участников и экспозиций. Были представлены робототехнические проекты со всех уголков нашей страны. В магазинчиках предлагались научно-техническая литература и робототехнические наборы. Наши девочки приняли участие в мастер-классе по изготовлению кондитерских изделий. После чего, зарядившись положительными эмоциями, согласились дать интервью для местного телеканала. Несмотря на блестящее выступление, наши «Петруши» (так назвали команду) понимали, что в этот день поражения неизбежны. Дело в том, что слабые или неслаженные команды уже отсеялись. Кроме того, работа не останавливалась ни на минуту. Все свободное время участники тратили на доработку своих роботов и их испытание. За сутки роботы могли существенно измениться и приобрести новые качества. Бывшие соперники становились союзниками, заключали альянсы и разрабатывали совместные тактики. В конце концов в игре присутствует элемент везения, что добавляет азарта. День предстоял тяжелый. Петрушу решили оснастить более качественными шестеренками, что позволило поднимать больший груз. Но времени на полноценные испытания было недостаточно. Один за другим начались бои. В предпоследнем бою мы заметили, что робот перестал управляться должным образом. Выяснили, что отказал один из ведущих двигателей. Решение было принято незамедлительно: заменить! И это перед боем за первое место! Тут уже нервы были на пределе. За 3 минуты нужно было разобрать робота и испытать. Двигатель заменили, но испытания не были проведены должным образом. И в результате поражение. Тут эмоции взяли вверх, все-таки жалко было проиграть, когда все могло сложиться чуть иначе. Было ощущение пустоты. Ни медали, ни дипломы, ни второе место не смогли заполнить ее. Как вдруг к нам стали подходить один за другим участники других команд. А надо сказать, что за эти дни мы все очень сдружились. Все участники и кураторы подбадривали нашу команду. И для меня, и для ребят это стало главной наградой. Не медали, грамоты, а симпатии, дружба, товарищество! Вот наша награда. Мы сделали множество теплых фотографий. Отдельное спасибо нашим волонтерам, которые работали на фестивале. Участники соревнований обменялись контактами и пообещали непременно встретиться в следующем году и показать себя и своих новых, более совершенных роботов! Так держать, ребята! Впереди новый учебный год. Будь готов! Хорхе ГОНСАЛЕС-УШАКОВ
Комментарии