search
main
0

Снежный человек,

или Легенды и мифы о существе, встречающемся на планете

…Однажды на Памире я решил заночевать в старой кошаре. Говорят, что тут раньше был рабат – что-то вроде постоялого двора. Потом тут обосновались пастухи. Но и им вскоре пришлось уйти на другие пастбища. Я нашел более-менее чистый закуток, пристроил у стены велосипед и стал сооружать очаг. Вдруг в каменном проеме почти бесшумно возникла черная фигура. «Гульбияван!» – вдруг всплыло в памяти памирское название снежного человека. «Большой, слишком большой и весь в шерсти» – так рассказывал дед одному киргизу про это загадочное существо.

Гульбияван – большой и весь в шерсти!

 

«Снежный» – значит в снегах, а здесь, в кошаре… В следующую минуту все разъяснилось. Насреддин Джуманатов идет пешком из Мургаба в Каракуль. У бедолаги нет ни семьи (на Востоке это самое большое горе), ни крова. Бродяга достал из мешка лепешки, баклажку айрана: «Вот добрые люди дали, давай поедим». Он всячески старался мне угодить. Я понял, что ночевать нам придется здесь вдвоем, и предложил сварить супчик. Насреддин тут же кинулся собирать навоз, выковыривать сухие корни терескена. «Как же ты так без палатки и еды скитаешься по этим суровым местам?» – спросил я, когда мы похлебали горячего. «На все воля Аллаха, – ответил киргиз тоскливо. – А у меня ноги больные. Ходьбой только и спасаюсь…»

Существует множество легенд и мифов о снежном человеке – человекообразном существе, предположительно встречающемся в высокогорных или лесных районах планеты. Фольклорные сведения о нем известны почти во всех странах, изобилующих дикими местами. В летописях буддийских храмов Тибета сохранились записи о встречах монахов с йети (переводится как «существо, живущее среди камней»). В Китае это иерен, в Монголии – алмас, в Канаде и Америке – сасквоч, бигфут, в Азербайджане – гулей-бани, в Казахстане – албасты.

В России, где хватает и лесов, и гор, он известен как чучунаа (Якутия), арынк, рэккем (Чукотка), арсури (Чувашия), шурале (Башкирия, Татарстан). В русском фольклоре это загадочное человекоподобное существо предстает в образе лешего, шишиги, авдошки, дива. О нем есть даже упоминание в Библии (в русском переводе – «косматый»). Известен рассказ Мопассана «Ужас» о встрече И.С.Тургенева с самкой снежного человека. Документально подтверждено, что в XIX веке в Абхазии, в селе Тхина, жила у людей женщина Зана, похожая на снежного человека и имевшая от людей нескольких детей, которые нормально приспособились к жизни в человеческом обществе.

В непальской Похкаре, где мне удалось побывать во время путешествия по Индостану, в Музее альпинизма выставлен макет громадного косматого существа. «Tale of the Yeti» («Сказка об йети») – прочитал я на табличке. Сказка – ложь, но в ней все-таки и намек на вполне реальные обстоятельства нашего земного бытия. Похкара является главной перевалочной базой для треккинга в районе Аннапурны. Отсюда стартовали многие научные экспедиции по поиску снежного человека. Ученый люд не обошел его своим вниманием.

Еще Мишель Нострадамус утверждал, что на земле есть существо, внешний вид которого – нечто среднее между человеком огромного роста и обезьяной. Карл Линней назвал его Homo troglodites – «человек пещерный». Русский зоолог К.А.Сатунин утверждал, что в 1899 году видел самку биабан-гули в Талышских горах. Впервые о снежном человеке громко заговорили в начале 1950‑х годов. Тогда во многих журналах появлялись статьи о многочисленных встречах альпинистов с загадочным существом. Сначала в далеких Гималайских горах.

Потом его стали встречать и у нас – в горах бывшего Советского Союза, на севере сибирской тайги. Поиски снежного человека ограничивались в основном любительскими экспедициями туристов, краеведов, энтузиастов-одиночек. Во многих странах, правда, в поисковых мероприятиях не обошлось без участия государственных мужей и даже серьезных научных учреждений. Всем хотелось прикоснуться к сенсации. Но ее, увы, так и не случилось. До сих пор явить миру живого снежного человека не удалось никому. Но продолжают жить легенды и мифы.

Немало и гипотез происхождения человекоподобных существ. Это могли быть члены многочисленного обезьяньего племени: скажем, гигантопитек – вероятный родственник орангутангов, мегантроп – крупная антропоидная обезьяна плейстоцена. Высказывались даже предположения, что снежный человек – это результат неудачного эксперимента по скрещиванию примата и человека или существо инопланетного происхождения.

Наиболее популярна сегодня версия первопредка: снежный человек является потомком тех или иных гоминидов, обладавших большим ростом или коренастым телосложением. Дело в том, что человек разумный не единственный представитель рода человеческого. В прошлом он состоял из нескольких видов. Человек умелый – это был первый вид, который появился около 2 млн лет назад. Его в эволюционной цепочке сменил человек прямоходящий. Это уже ближе к нам. Люди, которые шагали уверенно и прямо, были умелыми собирателями и охотниками, постепенно осваивая и другие навыки выживания.

И наконец, над всеми видами возобладал человек разумный. Случилось это благодаря тому, что у него отделы мозга, отвечающие за язык и речь, были развиты более сильно, поэтому он смог передавать идеи от одного индивидуума другому. В начале верхнего палеолита (это 40 тысяч лет назад) его ареал охватывал уже почти всю планету. Человек прямоходящий исчез 30 тысяч лет назад, однако его потомки, известные как «хоббиты», прожили на острове Флорес в Индонезии еще 18 тысяч лет. А может, и еще где-то? И даже сохранились, выжили – не согнулись, не утратили свою «прямоту»? Вопросы не совсем риторические. Во всяком случае для тех, кто продолжает искать следы своих хоть и далеких, пещерных, но родичей, окрестив их снежными.

Цивилизация одарила человека разными благами. Но во многом и ослабила его защитные силы, как бы согнула и сгорбила, поселила растерянность в душах. Выпрямиться бы, вновь обрести уверенную поступь и прямую стать, храбрость и волю… Одна надежда на вождей и героев – вид рода людей, которые этими качествами обладают. Только где ж их искать? Только ли в заснеженных горах, лесных дебрях? А может, все-таки в нынешнем семействе гоминидов, среди нынешних разумных приматов найдутся подобные характерные особи?

Горе от многих причин. В том числе и от ума. Тоскливо бывает человеку разумному на планете. Он как будто чувствует свою вину, что ему удалось опередить в развитии остальных гоминидов и стать единственным представителем человеческого рода в земных пределах. Отсюда и легенды о «других» людях. И чем черт не шутит… может, некоторые из них приняли вполне современное человеческое обличье и обитают среди нас? Мы ведь рождены, чтобы сказку сделать былью. Так нам внушали. Многим и внушили.

Часто снежными людьми мы называем тех, кто живет рядом с нами и вроде похож на нас, но… как бы не совсем люди. Так часто и говорят: «Все у них не по-людски» или «Все не как у людей». Нередко даже нелюдями называют. Но это, правда, о совсем уж кровожадных особях, которые готовы с потрохами сожрать себе подобных.

Во время своего транссибирского велосипедного пробега в Красноярском крае, неподалеку от Боготола, устав от гонки по серым и скучным асфальтовым протяжениям, я зарулил на ферму, которая сохранилась еще с советских времен. «А хочешь нашего снежного человека узреть?» – спросил приютивший меня сторож. Я не мог не согласиться. Так состоялось мое знакомство с Владимиром Соколовским, которого земляки окрестили снежным человеком.

С двенадцати лет Владимир 12 лет принимает ванны в навозной жиже. За скотным двором в болотце он оборудовал себе лежку, куда ныряет чуть ли не с головой и, обложившись тряпками, сидит там часами. Потом скотники обмывают его под душем. Говорит, что чувствует себя после этой процедуры почти младенцем. Я сфотографировал и лежку, и самого Владимира, принимающего навозно-грязевую ванну. Были и другие встречи с подобными чудаками и оригиналами. Хватало их на разных широтах. Как правило, те, кого за глаза называли снежным человеком, жили уеди­нен­но, вдали от людей.

Думаю, что в мрачных горных ущельях и диких лесных дебрях с их характерностью, «нелюдскими» укладом жизни и привычками, а главное – с непринятой в сообществе современных сапиенсов прямотой и откровенным неприятием цивилизационных вызовов им жилось – шагалось, дышалось и чувствовалось – легче и свободнее, чем среди людей.

Владимир СУПРУНЕНКО, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте