search
main
0

Смятенье чувств. От этого никто не застрахован, но к этому нужно быть готовым

​Сегодня мы публикуем отклик на полосу «Служебный роман: правила игры», (см. «УГ» №12 от 22 марта 2016 года).

Обычно близкими нам людьми мы ощущаем тех, кто рядом с нами живет, вместе с нами учится или работает. Почему? Потому что чаще всего именно близость способствует возникновению симпатии между людьми. Социологи обнаружили, что большинство людей вступает в брак с теми, кто живет по соседству, работает в той же организации или в школьные годы учился в том же классе. Причиной такой симпатии является количество проведенного вместе времени.Как избежать неблагоприятных последствий?Очень часто объектами подобного влечения становятся наши коллеги. И тогда в организации говорят о служебном романе. Итак, с точки зрения психологической служебные романы являются неизбежными. По законам социальной психологии невозможно удержаться от симпатии к тем, с кем ты вместе работаешь. А человек устроен так, что постепенно, быстрее или медленнее, эта симпатия превращается в серьезное чувство. Я полагаю, что никакая организация не застрахована от служебных романов, какими бы правилами или приказами она это ни регламентировала. Не застрахована от них и школа. Более того, рискну предположить, что в школе романов едва ли не больше, чем в других организациях, еще и потому что контингент в школе с точки зрения возрастных особенностей находится на стадии полового созревания, в процессе переживания эмоциональных результатов гормональной бури и в период высокого уровня неудовлетворенности сексуальной потребности. Это и молодые учителя, и старшеклассники, и подростки. Поэтому если романы десятиклассников тоже считать служебными, то школа по их количеству опередит все существующие организации. Некоторая часть служебных романов завершается заключением брака. Но далеко не все. Если роман привел к созданию семьи и сделал счастливыми пару людей, это прекрасно. В конце концов, создание семьи и рождение детей для большинства людей является главным смыслом их жизни. А если роман завязался между замужними или женатыми коллегами? Если у них есть свои семьи, дети? А если учитель влюбляется в своего ученика? Или ученик в учителя? Что при этом происходит в коллективе? Надо ли что-то делать администрации? Можно ли пресечь роман? Как избежать неблагоприятных последствий? И какими они могут быть?Вот первый пример. В одной из школ, где я работала, весь коллектив с интересом наблюдал, как завязывается роман между директором и его завучем. Один из них имел супруга и детей, второй был разведен. Постоянная совместная работа и симпатия друг к другу привели к тому, что возникло чувство, скрыть которое они были не в состоянии. Мешало ли это работе школы? Не знаю. Тогда я думала, что нет. Наоборот, мне и моим молодым коллегам казалось, что эта любовь как бы освещает школу, делает ее добрее. Конечно, так думали далеко не все. Многие пожилые учителя осуждали этот роман, особенно ругая женщину. По их мнению, она была больше виновата в происходящем. Но в большинстве своем коллеги относились к этому спокойно. Этот служебный роман продолжался почти весь учебный год. А летом, в начале отпуска, мужчина и женщина совершили побег. Оба одновременно уволились и уехали в другой город, чтобы начать жизнь заново. Но, к сожалению, их жизнь там не заладилась. Дочь-подросток взбунтовалась, и одному из них так и не удалось выстроить с ней хорошие отношения. Связь закончилась, брак так и не был заключен. Один из них вернулся к покинутому супругу и был прощен. Второй остался жить в маленьком городке и еще долго зализывал раны… А в нашу школу пришел новый директор, который назначил нового завуча.Почему это произошло? Что же заставляет нас искать новых отношений? Есть данные о том, что рост разводов обусловлен уверенностью человека в том, что брак может опираться только на чувства супругов. Так устроены индивидуалистические культуры. И если чувства заканчиваются или даже ослабевают, если потребности в эмоциональном тепле, принятии, любви не удовлетворены, то человек перестает чувствовать себя счастливым в браке и начинает искать свежие чувства. Когда романтический налет исчезает, обнаруживаются сложности и проблемы, решить которые пара часто не в состоянии. И тогда появляется высокий риск разрыва отношений. Люди оставили работу, статусные должности, хорошие зарплаты, насиженное место, собственные квартиры. Ну а когда оказалось, что дочка взбунтовалась и надежда на спокойную совместную жизнь исчезла, пара в поисках хотя бы какого-то уровня безопасности вернулась к своей прежней жизни.Поиск настоящей любвиПричиной служебных романов всегда является поиск новых чувств, новых романтических переживаний. Он может быть осознанным или неосознанным. Это может быть поиск взрыва эмоций или долгосрочной привязанности, острых ощущений или настоящей любви. В любом случае мы можем найти в коллективе человека, который готов разделить с нами наши чаяния.Эти романы возникают не за один день. Как правило, им предшествует долгая совместная занятость. Несколько учителей одной школы сдружились во время подготовки к участию в районных спортивных соревнованиях. Команда состояла из молодых, красивых и энергичных мужчин и женщин. У всех были свои семьи: жены, мужья, дети. Всем было до 30 лет. Вечерние тренировки проходили весело и часто заканчивались довольно поздно. Учителя, возвращающиеся домой пару раз в неделю очень поздно, вызывали много переживаний у своих супругов. Но оправдание было: мол, готовимся к соревнованиям, и семье приходилось мириться с ситуацией. Образовавшиеся пары свои отношения скрывали, они таились и прятались. Растущая влюбленность стала требовать все больше и больше времени для развития новых отношений. И участники решили на каникулах вместе поехать в путешествие по профсоюзной путевке. Это и стало их ошибкой. Один из обманутых супругов узнал об этом. В семье разгорелся страшный скандал, во время которого все накопившееся было высказано, а правда наконец стала явной. Именно этот скандал остановил дальнейшее развитие отношений в этих служебных романах.Как такое могло случиться? Несомненно, кто-то из участников этой истории был настроен на поиски приятного времяпрепровождения, а может быть, даже и легкой влюбленности в силу каких-то личных причин. Второй причиной могла быть ориентация на гедонистическое настоящее. Гедонисты стремятся испытать как можно больше удовольствий в своей жизни и ищут их. Влюбленность, новые сексуальные отношения являются испытанным способом для получения удовольствия.Влюбился в учительницуНаконец, нельзя не сказать несколько слов и о романах между учителями и учениками. Они были, есть и наверняка будут всегда. Влюбляясь в свою учительницу, мальчик или юноша чувствует себя старше, мужественнее, взрослее. Он может быть очень робким и нерешительным рядом с ней, но в своих фантазиях он смел и настойчив. Влюбляясь в своего учителя, ученица чувствует себя женственнее, взрослее.Почему учительницы влюбляются в своих учеников? Почему учителя влюбляются в своих учениц? Учителя видят много, очень много разных детей и подростков. И конечно, они, как и все люди, отмечают про себя, кто им симпатичен более или менее. На самом деле все очень просто: учителям нравятся ученики! Жизнь показывает, что эти романы могут перерасти в брак, а могут и не перерасти, несмотря на большую любовь, которую переживают его участники. Разница в возрасте тоже имеет свое значение. Чем она меньше, тем легче развиваются отношения.Ищите супруга на работеИзбежать развития служебных романов, с моей точки зрения, невозможно. Мы все люди, у которых есть базовая потребность любить и быть любимым. Мы все влюбляемся в то, что чаще всего видим. Поэтому наши коллеги – это и наши лучшие друзья, и наши возможные брачные партнеры. Многие психологи утверждают, что искать супруга надо на работе.Но если остановить настоящую любовь невозможно, то поиск новых ощущений, с моей точки зрения, может быть приостановлен. Если вы как руководитель заметили, что в вашем коллективе разворачивается служебный роман, то, прежде чем вызывать к себе его участников, проанализируйте ситуацию. Есть ли у участников семьи? Что вы знаете об их отношениях с супругами? Любовь ли это, с вашей точки зрения, или простое увлечение?Если вы как руководитель полагаете, что роман является средством развлечься, то вы можете действовать. Главное при этом – занять позицию мудрого старейшины, но ни в коем случае не судьи или прокурора. Во-первых, если участники этого развлечения узнают, что их отношения стали известны, они сами будут стремиться их прекратить. Во-вторых, нелишне будет напомнить коллегам о том, какие у них хорошие семьи. В-третьих, не стоит все это выносить на всеобщее обозрение, даже с воспитательными целями.Ну а если вы встретились с любовью, не важно между кем – учителями или учениками, то вряд ли вы что-то можете с этим сделать. Потому что это ЛЮБОВЬ.Елена МАРТЫНОВА, директор Высшей школы психологического консультирования, психотерапевт, педагог

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте