search
main
0

Сможем повторить?

После публикаций, где мы говорили о том, что в плане импортозамещения дела в сфере IT у нас идут вроде бы неплохо, возник вполне справедливый вопрос: а что происходит в других сферах и отраслях? Довольно красноречивые результаты показал опрос, проведенный нами среди участников прошедшего в конце мая в столице конкурса «Лучший автомеханик РФ»-2021, который был организован инжиниринговым научно-образовательным центром Smart. Им был задан вопрос: если внезапно по каким-либо причинам коллективный Запад и Восток вдруг прекратят поставки в Россию автомашин и комплектующих, сможет ли отечественный автопром решить эту проблему, и если да, то в какие сроки? Как и следовало ожидать, мнения разделились на отчетливо оптимистичные и выраженно пессимистичные.

– Увы, в автопроме все совсем не так, – считает Александр Соломоденко, судья конкурса. – Если вспомнить 90‑е годы, тогда существовало такое понятие, как тендер, который означал «наилучшее за наименьшие деньги». К сожалению, эта идея получила развитие только в плане «меньших денег», а про «наилучшее» почему-то забыли. И если попробовать вернуться к изначальному варианту, все можно отрегулировать. Сейчас иностранные компании не только наладили поставку своей продукции и комплектующих в Россию, но и построили немало заводов, где все это производится непосредственно на местах. И ремонт, в том числе до состояния нового изделия, тоже осуществляется по их технологиям. Поэтому если предположить апокалиптический (для нас) сценарий внезапного и полного прекращения взаимодействий с зарубежными странами по линии автопрома, то… придется пересаживаться на телеги. Потому что своего ничего не осталось. С того момента, как мы пошли по американскому пути («давайте купим то, что не производим сами») и денег у нас внезапно стало очень много, начался регресс российской промышленности по всем направлениям. Я согласен, что порой не надо изобретать велосипед, целесообразнее сразу купить линию по их производству. Но что касается обороноспособности страны, то тут все должно быть только нашим.

– Я не знаю, что творится на производстве, но что касается сферы среднего профессионального образования, то у нас довольно часто проходят курсы повышения мастерства, – рассказывает Николай Воротников, преподаватель Сургутского политехнического колледжа, ХМАО. – В девяти случаях из десяти их организовывают зарубежные компании, которые заинтересованы в том, чтобы люди здесь знали устройство тех или иных иномарок и умели их ремонтировать. А вот что касается наших компаний, то по всей стране я могу назвать не больше трех, к сожалению. Хочется верить, что таковых станет больше… если случится то, о чем вы говорите. Но лучше до такого сценария не доводить и развивать собственные обучающие центры просто потому, что они наши.

– Если прекратятся поставки автомашин и запчастей, то будет коллапс, – таково мнение Романа Степанькова, механика гомельской компании SolidAuto, Республика Беларусь. – А вот что касается остального, то тут бояться нечего. В плане горючего, масел, технических жидкостей и т. п. у нас все нормально. В нашей республике производится техника под брендом МАЗ. Она в принципе на уровне, хотя до зарубежных недотягивает. Военные машины не в счет, это все-таки совсем другое дело.

– Я не знаком с современными отечественными разработками в области автопрома, – признался Иван Ефремов, диагност компании «Сервис Плюс», Москва. – Когда-то давно работал с машинами «жигули», а как там сейчас – не знаю. Все, с чем мы имеем дело, – это иномарки. Нет, иногда попадается что-то отечественное, например тормозная жидкость. Но где именно ее производят – не знаю. А если Россию отрежут от остального мира, думаю, наш автопром закончится. Без иностранного участия у нас ничего не получится. Впрочем, если не брать в виду китайцев, сейчас ни одно производство не обходится исключительно своими силами, в мире очень сильна интеграция. И это нормально.

– Как это ни печально, в нашем автопроме все очень плохо, – согласен с коллегами Виталий Еременко, механик, индивидуальный предприниматель из Новороссийска, Краснодарский край. – Даже профильные учебные заведения обучают по старым программам, а для того, чтобы учить по-новому, нет ни базы, ни средств. В других странах, наоборот, стараются идти на шаг впереди, а мы постоянно плетемся в хвосте. И о каком техническом прогрессе можно говорить, если даже некоторые запчасти для наших же, отечественных, машин производят в Китае? А главное – если в магазине спросить какую-нибудь деталь для «жигулей», тебе предложат сначала именно китайское изделие, и оно будет дешевле и лучше. А если его не будет, мы вернемся в эпоху тотального дефицита. С другой стороны, хотя бы это может стать стимулом для развития собственной промышленности и науки.

Эту мрачную картину высвечивают яркими красками слова других специалистов, которые уверены: не все так плохо, как может показаться!

– Нам не привыкать к бойкотам, поэтому – ничего страшного, прорвемся, – уверен Сергей Петров, инженер по обучению столичной компании Sky-F. – В конце концов, у нас есть собственные производства, мы делаем и легковой, и грузовой, и пассажирский, и специальный транспорт, есть институты, которые проектируют новую технику. Да, в последние десятилетия у нас явно преобладают иномарки. И это мешает производить свои машины. Но если поставки извне прекратятся, хочешь или не хочешь, придется строить свои заводы. И совсем не обязательно копировать чужие модели, мы в состоянии делать оригинальные вещи, у нас есть для этого ресурсы. Было бы желание!

– Если поставят задачу предельно четко и ясно, уверен, мы ее выполним, – исполнен решимости Юрий Чапля, индивидуальный предприниматель и автоэксперт из Москвы. – У нас в стране сейчас огромное количество людей заняты производством и обслуживанием иностранных автомобилей. Это очень опытные люди, которые знают, что и как устроено, поэтому им не составит труда освоить любое другое производство, в том числе наших машин. Главное – политическая воля, чтобы начать строительство своих заводов, обучать наших мастеров, проектировать свои модели. И потом, кто вам сказал, что в XXI веке вообще возможно полностью оградить какую-либо страну от поставок чего бы то ни было? Зарубежные компании вложили в Россию многие миллиарды долларов, они вряд ли допустят, чтобы все это было потрачено впустую, и сделают все, чтобы вложенные деньги работали и приносили им прибыль.

– Если это и произойдет, допускаю, может возникнуть некоторый вакуум, но он довольно быстро заполнится, – также не теряет надежды Кирилл Мякишев, директор по развитию бизнеса компании Motul в России. – Государство вполне способно обеспечить своим автотранспортом всех нуждающихся, а также субсидировать приобретение автомобилей гражданами. Иностранные бренды открывают в России все больше и больше своих заводов, а значит, то, что сделано у нас, – наше. Коэффициент локализации производства у нас уже довольно высокий. И благодаря курсу на импортозамещение зависимость от иностранных технологий все меньше и меньше. Кроме того, наши университеты стараются готовить специалистов, способных не повторять чужое, а делать свое, причем интересное и новое. Есть кадры, есть понимание того, что и как делать, есть средства. А еще, что очень важно, представители мировых брендов вряд ли согласятся потерять такой громадный рынок. Поэтому они, скорее всего, будут всеми силами сохранять экономические связи с Россией.

– Если не будет иностранного, придется производить все самим. Сможем ли мы это сделать? Думаю, да. – убежден Артем Бусел, сотрудник питерской компании «Евро Авто». – Ведь первый спутник наша страна сумела запустить в космос всего через 12 лет после окончания Великой Отечественной войны. Значит, и мы сможем. У нас и сейчас многое производится очень неплохого качества, например инструменты, расходные материалы и так далее.

– Если что произойдет, какое-то время будет трудно, – считает Сергей Васильков, технический специалист компании Brembo. – Ведь многие из технических мощностей, которые были созданы еще в СССР, в 90‑е и последующие годы были закрыты, перепрофилированы, ликвидированы и так далее. Тем не менее, если раньше нам все практически приходилось придумывать самим, сейчас у нас есть богатейший опыт того, как это устроено «у них», то есть мы умеем производить новейшую технику, пусть и на иностранной базе. Следующий этап – сделать так, чтобы у нас все было свое. Можно пойти по пути копирования всего того, что есть «там, у них», но более правильным будет, я уверен, создание оригинальных и уникальных производств. И потом, я согласен с тем, что сегодня невозможно кого-либо просто «отрезать», в любом случае всегда найдется лазейка. Прекратятся поставки из Европы или Америки – то же самое можно будет приобрести в странах Азии. Китай и Индия не бросят в беде.

– У нас в стране есть два крупных отечественных производителя – Камаз и ГАЗ, что бы ни случилось, они останутся, – напоминает Марк Подольский, эксперт инжинирингового центра Smart, преподаватель МАДИ. – А что касается всех остальных, надо признать: они чужие, поэтому если у кого-то и возникнет желание отрезать Россию от всего мира, то первыми жертвами станут именно эти производства. Следовательно, не все так просто. Наказать страну – значит наказать самих себя, коль скоро в этой стране есть твои заводы. Что же касается коренной проблемы нашего автопрома, то надо разделить ее на две части. Первая касается «железа», тут есть совершенно объективные сложности, связанные с устаревшими технологиями и плохой материальной базой. Вторая – это интеллектуальная составляющая, то есть кадры. К сожалению, мы в нашей высшей школе последние годы не готовили топовых специалистов по автомобильным технологиям. И сегодня нам нужны люди, способные очень хорошо разбираться в самых новейших технологиях, понимать тенденции развития рынка и быть на полшага впереди. А предлагать к производству то, что есть у всех, – значит заведомо проиграть нашим конкурентам. В этом плане надо уметь готовить специалистов для завтрашнего дня. В Японии, США, ФРГ и других странах это умеют делать, оттого их продукцию и покупают во всем мире. У нас это пока, увы, не получается. Хотя умные люди у нас есть, потенциал огромен, сырье – любое, средства тоже можно найти, а вот в плане руководства… Оно пока все еще обращено взором назад, а не вперед.

…В любой сфере деятельности есть те, кто верит в лучшее, светлое и доброе, и их идеологические оппоненты, которым повсюду видятся лишь просчеты, провалы, упущения и поражения. С одной стороны, можно вспомнить крылатую фразу: «Пессимист – это хорошо информированный оптимист». Следовательно, чем больше человек знает, тем более мрачны его прогнозы и тем более тоскливым оком он смотрит на происходящее вокруг. Если так, то люди, уверенные, что поднять с колен (или – из могилы?) целую отрасль, на уничтожение которой ушли три десятилетия, будет хоть и трудно, но абсолютно реально, причем в короткие сроки, просто не понимают, в какую пропасть мы упали. С другой стороны, язык не поворачивается упрекнуть их в том, что они, много лет профессионально занимаясь ремонтом машин, не знают потенциала собственной промышленности и запаса прочности наших граждан. И тут самое важное – тот самый позитивный настрой, который в былые времена позволил нам неоднократно возродить страну из руин и сделать ее мощной державой. Потому что если ты очень много знаешь и очень многое умеешь, но не веришь в успех, вряд ли твои навыки способны вывести тебя и твою страну на новый уровень развития. Хотя, конечно, на одном кристально чистом оптимизме тоже далеко не уедешь, надо уметь трезво смотреть на вещи, замечая как плюсы, так и минусы.

Но вот ведь какая штука… Времена нынче иные. И те методы, с помощью которых нам раньше удавалось совершать колоссальные рывки и скачки, сейчас вряд ли сработают. А других, столь же эффективных, пока не наблюдается. По крайней мере у нас.

P.S. Очень хорошо бы понять, как обстоят дела в остальных отраслях и сферах. Насколько там мы зависим от всего иностранного? Например, в образовании.

Вадим МЕЛЕШКО, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте