Сочинение-эссе победителя краевого конкурса “Учитель года Красноярского края-2000”
Я учитель… Сколько раз повторял эту фразу! Своим ли друзьям, знакомым или вовсе не знакомым людям в самых разных обстоятельствах. А сколько внутренних монологов, когда сомнения переполняли душу, начиналось именно этими словами. И понемногу все успокаивалось, находило свое объяснение, вставало на места.
Да, я учитель и всегда хотел им быть. Я мечтал стать хорошим учителем, и потому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный.
Что есть учитель? Профессионал, владеющий предметом и методикой его преподавания? Безусловно, но этого слишком мало. Психолог, понимающий ребенка, уважающий его внутренний мир? Конечно, но и этого недостаточно. Знать мало. Нужно любить детей, любить искренне, не по долгу службы.
Каждый ребенок индивидуален, единичен, и это обстоятельство является причиной моей постоянной неудовлетворенности своим профессионализмом. Неудовлетворенности, растущей в геометрической прогрессии от объема прочитанного, услышанного, передуманного. От ошибки не застрахован никто. Но цена учительской ошибки особенно велика. Профессионализм в любом деле сводит риск до минимума, и педагогика, наверное, не исключение, но в пределах любого минимума остаются детские души. А значит, нет права на ошибку.
И вот здесь на выручку приходит педагогическая интуиция. Вряд ли кто осмелится дать исчерпывающее рациональное объяснение ее природе. Да она и не нуждается в нем. Она способна на многое, потому как корни ее, как мне кажется, в учительской любви к своим воспитанникам. Сфальшивить здесь невозможно. Фальшь ведет к ошибкам, ошибки рождают новую фальшь. Вырваться из такого круга по силам только искреннему человеку, человеку чуткому, открытому к другим.
“Смотри” и “слушай” – две заповеди, может, не претендующие на философию, но составляющие основу моего профессионального кредо.
Мне интересен каждый ребенок. Мне нравится общаться равно как с отличником, так и с так называемым “трудным”. Хотя я не совсем понимаю значение этого слова. Каждый человек в чем-то “труден”, а в чем-то открыт для других. Какое внутреннее удовольствие испытываешь от того, что находишь точки общего соприкосновения, а они есть всегда, нужно только уметь их увидеть и в ребенке, и в себе. И как порой преображается ребенок, оказавшись в иной, отличной от класса обстановке, походе, совместной работе.
Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку, – суть этической культуры учителя.
Мне импонирует основная идея педагогики сотрудничества – идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальной особенности. Я люблю слушать. Не просто содержание учебного материала, а мысли. Считаю для себя высшим профессиональным наслаждением услышать, пусть и отличный от моего, осмысленный вывод из анализа каких-то фактов.
Мой предмет – история. Как наука она должна стремиться к объективности, гарантиями которой является свобода и, как ни парадоксально, поливариантность оценок, суждений. А школьный предмет “история” субъективен, тогда урок строю таким образом, чтобы история проходила через мысли и чувства ребенка. Не в виде готовых схем, а в виде образов, явлений, поступков, идей и страстей должна затронуть не только разум, но и душу, пробудить эмоции. Позволить ребенку научиться гордиться и восхищаться, сожалеть и негодовать… В конце концов он должен осознать себя частью истории. И если мой ученик выбирает свой оттенок в палитре суждений о прошлом, аргументирует его, не переубеждаю. Все в мире относительно, по словам мудреца. В истории нет аксиом, а лишь цепочка вариантностей, порождаемых вечным, как сама жизнь, господином Случаем.
Давать возможность делать выбор, самостоятельно, взвешенно – моя главная задача как педагога. История – это и ключ к пониманию современности, и ориентир на будущее. Воспитать человека критически мыслящим – значит обезопасить его от многих ошибок. Воспитать человека уважающим чужое мнение – обезопасить от многих бед все общество. В этом вижу свою задачу. И в решении этой задачи учитель должен являть собою пример.
Высшая ценность – это возможность общения. Через него лежит путь к родству душ. Поэтому следующую свою заповедь я сформулировал бы так: “Будь интересен”. Будь интересен как профессионал, будь интересен как интеллектуал, будь интересен как личность. На мой взгляд, от разносторонне развитого, интересного детям учителя, пусть иногда и ошибающегося, гораздо больше пользы, чем от сухого, узкого педанта, мало что знающего вне рамок своего предмета. Ценность общения с интересным человеком сама по себе является неотъемлемым компонентом образования, это не заменишь никаким обучающим компьютером. Что уж говорить тогда о воспитании.
Учитель не имеет права не раскрыть заложенных в нем способностей, и в этом тоже специфика профессии. Так же, как не имеет морального права не помочь раскрыть свои способности ребенку. “Помоги” – именно эта заповедь заставляет двигаться по пути профессионального совершенствования. Никому не дано знать, сколько талантов осталось нераскрытыми, сколько потенциала не реализовано только потому, что рядом с ребенком не оказалось Учителя, способного ему оказать своевременную поддержку. Сумевшего разглядеть, направить, выпестовать. В этом я вижу суть успешности учителя. А успешный учитель воспитает успешного ученика.
В “Криптограммах Востока” Сент-Илера есть трогательное сказание – “Маленький индус, узнавший Учителя”. Его спросили: “Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?” Мальчик улыбнулся: “Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будет светить двенадцать солнц!” Солнце мудрости Индии будет светить, ибо на берегу сидит мальчик, знающий Учителя.
Из века в век Время бесстрашно делило людей на созидателей, разрушителей и созерцателей. Делило, но покорялось, покорясь первым. Именно они изменили мир вопреки преградам и равнодушию. Учитель по природе своей профессии – созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – таков и итог профессионального пути педагога.
Олег НИКАНОРОВ,
учитель истории
село Веселое,
Тасеевский район,
Красноярский край
Комментарии