search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века Регионы вводят в школах дистант и закрывают детсады из-за коронавируса

Смешение значков и ярлыков

О новом справочнике “Windows 98”

Книга Г.А.Евсеева “Windows 98. Полный справочник в вопросах и ответах” (М., “АСТ-пресс”, 1999) принадлежит к обширному классу популярных компьютерных пособий, выпускаемых сразу после выхода очередной версии графической операционной системы (ОС) или более или менее универсального приложения. Несомненным достоинством справочника является широкий охват вопросов установки, оптимизации и эксплуатации как самой ОС, так и множества работающих под ее управлением компьютерных средств (мультимедиа, сеть “Интернет” и др.). Нельзя не оценить и включение в состав книги вполне оригинального материала, который либо отсутствует, либо бегло освещается в других пособиях: обслуживание дисков, оптимизация системы, диалоговый поиск неисправностей и др.

Однако читателей “Учительской газеты” – преподавателей информатики, а также наиболее “продвинутых” предметников, использующих в учебном процессе компьютеры, – интересует в первую очередь, какую “нишу” может занять справочник в преподавании информационных технологий (ИТ), обладает ли книга в той или иной мере образовательным потенциалом или ей придется отвести роль обыкновенной инструкции, которая позволяет решать чисто технические проблемы, возникающие при постановке курса информатики в компьютерном классе.

К сожалению, однозначно ответить на эти вопросы невозможно. По мнению автора справочника и издателей, изложенному в аннотации, выбранная форма книги сделает работу со справочником “не только удобной, но и увлекательной”, и “с его помощью начинающие пользователи быстро преодолеют первые трудности, приобретут необходимые навыки…” и т.п. С этой аттестацией пособия вряд ли можно согласиться. И не столько потому, что “увлекательные” справочники встречаются крайне редко, сколько потому, что идеология объектно-ориентированной технологии все же нуждается в обстоятельных (хоть и не слишком пространных) объяснениях, и новичок вряд ли сможет освоить ее по вопросам, сама суть которых уже предполагает наличие определенного объема предварительных знаний. Этот пробел явно не помогут устранить краткие и не очень четкие введения к каждому разделу ИТ.

С одной стороны, к справочнику особых претензий нет: читателю представлен обширный, полезный, хорошо структурированный материал, изложенный достаточно ясным языком и в целом неплохо оформленный.

С другой – если взглянуть на книгу глазами педагога, можно заметить, что автор либо не смог, либо не захотел опровергнуть широко распространенное в быту заблуждение, которое заключается в том, что пользователю необходимо едва ли не ежемесячно покупать новые пособия (и даже компьютеры), чтобы угнаться за рыночными экзерсисами Microsoft и других компаний. Дело в том, что производители программного обеспечения заняты ныне в основном лишь усовершенствованием сложившихся настольных технологий, которое вряд ли актуально для большинства пользователей (за исключением технологий Интернета и мощных приложений для профессионалов). С другой стороны, российский книжный рынок по законам коммерции также прилагает все усилия, чтобы откликнуться очередным фолиантом на любую новинку, вместо того чтобы ограничиться кратким репортажем о новых возможностях, из которого было бы понятно, что среднему пользователю вовсе не обязательно ежегодно менять Word (n-1) на Word (n), навлекая на себя очередную мороку (не считая материальных затрат).

Необходимо иметь в виду целостность (и известную завершенность) настольных ИТ, позволяющую изложить основные идеи и механизмы операционных систем и приложений значительно компактнее, чем это сделано в “Windows 98”. В частности, легко видеть, что ответы на ряд вопросов, сформулированных в справочнике, приведены прямо в диалоговых окнах открытым текстом (или на худой конец в справках), и было бы гораздо полезнее, по мнению рецензента, больше внимания уделить принципам, идеологии операций (контекстное меню, флажки и т.п.) и наиболее сложным вопросам, а не переписывать очевидное в книгу. Например, настройка Панели задач (стр. 207, “Убрать Панель”, “Удалить часы” и т.д.) не представляет никакого труда для любого, кому раз и навсегда на одном-двух примерах объяснили, что такое контекстное меню и как его открывать (и вообще, как открывать и работать с диалоговым окном). Вряд ли целесообразно уделять так много внимания конкретной технике оформления Рабочего стола: чаще всего экспериментами такого рода занимается молодежь, да и большинство этих операций гораздо проще, скажем, чем установка дверного замка, которая описывается на плохо читаемых косноязычных листках бумаги. Особенно много лишней информации в разделе “Мультимедиа”: описание операций с лазерным и универсальным проигрывателем в некоторых (хотя и не во всех) случаях немногим отличается от рекомендаций по нажиманию всем известных кнопок видеомагнитофона.

Кроме того, известную долю “лукавства” профессионал заметит уже в заголовке справочника – “Windows 98”. Автор пособия не слишком внятно, как-то стыдливо признает, что минимум две трети материала, приведенного в книге, в равной степени относится и к ОС “Windows 95”, а ведь люди, давно и успешно работающие с этой по сути принципиально новой системой, знают, что “Windows 98”, с точки зрения педагога и вообще всякого грамотного пользователя, почти ничего нового в технологию не вносит (работает надежнее, упрощает работу с Интернетом.., и ради этого нужно писать объемистую книгу?).

К сожалению, слабой стороной справочника является недостаточная проработка образовательных (если хотите, фундаментальных) вопросов, объектно-ориентированных технологий, причем часть неточностей и ошибок перекочевала в справочник из школьного пособия “Общая информатика” (см. “Учительскую газету”, # 25, 1999).

Во-первых, несмотря на усилия компьютерной прессы и некоторых авторов создать более или менее унифицированную систему терминов и классификаций в ИТ (а условия для этого уже сложились), в справочнике можно встретить устаревшие или неточные определения, уже отвергнутые специалистами.

Разумеется, не так уж важно, когда звуковую плату называют картой, однако путаница в классификации окон Windows для педагога совершенно недопустима. При этом из этой классификации (стр. 54) выпал едва ли не самый главный тип окон в объектно-ориентированной технологии – исчезло окно документа, которое не только смешано с окном приложения (стр. 67), но и вообще не удостоено сколько-нибудь внятных объяснений (см., например, рассказ о “рабочей области” на стр. 83). Многострадальное системное меню (инструмент управления окнами приложения и документа), которое и так уже называют и управляющим, и оконным, получило еще одно обозначение – служебное.

Весьма спорным является термин “переключатель”, примененный к радиокнопке (radio button), хотя в действительности его уместнее считать синонимом флажка (check button). Вряд ли можно считать это мелочью: ясное понимание принципиальной разницы между флажком и радиокнопкой значительно помогает ориентироваться в функциях незнакомого приложения. Наконец, автор упорно смешивает значки и ярлыки (на Рабочем столе якобы размещены значки и ярлыки) – правильнее говорить о значке ярлыка, так как ярлык – это не значок, а обыкновенный файл, который можно снабдить любым значком. Менее принципиальны неточности в классификации и описании операций с мышью (например, “специальное перетаскивание” (стр. 59) далеко не всегда связано с контекстным меню).

Во-вторых, следует обратить внимание читателей на несколько серьезных ошибок, которые могут дезориентировать учителей и учеников. В первую очередь к MS-DOS следует относиться уважительнее: например, математики и другие специалисты, успешно решающие под MS-DOS сложнейшие задачи, для которых Windows просто неэффективна (а также работники банков, таможен, торговых терминалов), вряд ли согласятся с утверждением, что компьютер под MS-DOS “обречен на роль умеренно интеллектуальной пишущей машинки” (стр. 33).

Однако если этот тезис еще можно считать личным мнением автора, то отрицательный ответ на вопрос 115 (стр. 74, “Можно ли продолжать работать с программой, которая открыла диалоговое окно”) явно ошибочен. Автор игнорирует существование так называемых немодальных окон, без которых просто нельзя обойтись в ряде универсальных и специализированных приложений. Такие окна не приостанавливают работу приложения, и из них можно без ограничений переключаться на окно любого открытого документа (необязательно активного), а затем возвращаться в диалог (например, при поиске, составлении предметного указателя, вставке специальных символов и др.). Иначе выполнение таких операций стало бы крайне трудоемким (попробуйте, например, при поиске и замене сотен слов постоянно открывать и закрывать окно поиска).

Наконец, едва ли не самой огорчительной ошибкой является утверждение, что локальные вычислительные сети (ЛВС) делятся на одноранговые и сети типа “клиент-сервер” (стр. 356). Термин “клиент-сервер” применительно к информационным системам обозначает модель обработки данных (разделение функций между приложением-клиентом и сервером баз данных) и вообще не имеет никакого отношения к ЛВС (а в Интернете применяется в другом смысле). Если ЛВС не является одноранговой, то она называется сетью типа “файл-сервер” (с одним или несколькими выделенными компьютерами); при этом сетевые ОС (Novell NetWare, Windows NT), строго говоря, ничего “не знают” об архитектуре “клиент-сервер”. А уже на файл-серверы можно при желании устанавливать серверы баз данных, серверы печати и т.п. (заметим, что сервер баз данных при определенных условиях можно установить и на автономный компьютер в собственной квартире).

В целом же, несмотря на перечисленные замечания и ошибки, грамотной, интересной и полезной информации в справочнике по “Windows 98” неизмеримо больше. Поэтому его следует считать неплохим подспорьем для квалифицированного педагога, работающего в компьютерном классе, а также для многих не слишком “крутых” пользователей из “среднего” класса, обладающих определенным опытом работы на компьютере. Тем не менее изучать информатику по справочнику примерно так же затруднительно, как осваивать, скажем, физику и конструкцию блока цветности по инструкции к телевизору.

Юрий ШАФРИН,

кандидат физико-математических наук, ведущий специалист компании “ЭЛКО Технологии”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте