От советского периода россиянкам досталось весьма неоднозначное наследие – полная эмансипация в трудовой деятельности. Женщина имеет право асфальтировать улицу, работать в ночную смену, летать в космос, учить. Однако на самых престижных постах женщины всегда продвигались с большими трудностями – министры, дипломатический корпус, научная номенклатура сплошь мужчины. И все же общеизвестно, что женщинам по силам и бремя власти, и достижение высот в экономике, науке, политике.
С 1994 года впервые в России в Государственной Думе работала женская фракция, доказавшая, что политическая активность женщин возросла. Исход голосования был определен поведением женского электората, обеспечившего его блоку «Женщины России» четвертое место в списке партий и движений. Хотя ясно, что в данном случае объединение женщин корпоративное, а не идеологическое. К исходу 1995-го, несмотря на признание заслуг женской фракции, появилось мнение, что «игра на женской солидарности как политическая идея умрет естественной смертью, уступив место профессионализму». Кто сегодня российская эмансипированная женщина? Нищая интеллектуалка, отброшенная новой экономикой за черту бедности, но гордая своими убеждениями? Или, наоборот, состоятельная дама, демонстрирующая свою независимость и деловитость? Политический лидер, стремящийся навести в стране домашний уют? Или жена успешного бизнесмена, обеспечивающая ему тыл, воспитывающая детей с прицелом на цивилизованное общество? Митингующая, охрипшая от надрыва, с которым защищает права своих сыновей, пацифистка? Или женщина-воин? Даже приятно, что мнений может быть много и разных. Женщина в России всегда прежде всего личность. А потом феминистка. В этой стране есть яркие женские индивидуальности, а феминистского движения не было как такового никогда. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, излюбленный Россией третий путь – российская женщина в массе своей не жесткая американизированная бизнесвумен. Нам привычнее встать чуть свет, накормить мужа, детей и завоевывать деловые горизонты, будучи самой-самой красивой, самой доброй и самой понимающей. Во-вторых, у России женская душа. В отличие от большинства европейских стран в российской культуре элементы матриархата никогда не исчезали окончательно. Наша женственность связана с культом Матери Земли, Божьей Матери, культом Силы Животворящей.Все общественные отношения в государстве изначально определяются отношениями между женщиной и мужчиной. При жестком подчинении, бесправии или дискриминации женщин, как правило, процветают авторитарные, диктаторские режимы. А в тот момент, когда происходит перераспределение мужских и женских ролей, образуется основа для демократии западного типа, столь же сильно отличающейся от российской демократии, как коммунизм Пол Пота от коммунизма Кампанеллы. В Древней Руси женщина играла значительную роль как в обществе, так и в семье. Закрепощение ее, сужение рамок ее деятельности по правилам домостроя произошло не ранее XVI века, чему способствовала Православная церковь, а после 1917 года эстафету теологов приняли советские идеологи. Женщины в стародавние времена участвовали в политике, будучи, например, регентшами, как великая княгиня Ольга или мать Ивана Грозного Елена Глинская. Очень многие женщины выдвинулись на политическую арену, став вдовами, как Марфа Борецкая или княгиня Анна, мать князя Даниила Галицкого. В XIII веке все мужчины Полоцкого княжества были уведены в плен в Византию, и в течение почти всего столетия княжеством управляли женщины, передавая власть друг другу. Женщина была активна во внешней политической жизни. Княгиня Ольга возглавила два посольства в Византию и отправила дипломатическую миссию в Германию, к императору Оттону. Задолго до Владимира собиралась крестить Русь. Княжна Яка ездила во главе посольства в начале XII века в Византию за новым митрополитом. Правда, с XVI века, когда власть сконцентрировалась в руках самодержца Всея Руси, женщины ушли в тень. То есть в древнем республиканском Новгороде женщина была наиболее свободна, имела больше всего прав и самостоятельности. В авторитарном государстве – Московской Руси времен Ивана Грозного – картина обратная: женщину запирают в терем, лишают возможности получить образование и воспитание.Прогрессивная эпоха Петра Великого вывела целую плеяду русских цариц. Весь XVIII век проходит под знаком женщин: Екатерина I – вдова Петра I, Анна Иоанновна – его племянница, Анна Леопольдовна – внучка его старшего брата, Елизавета Петровна – дочь. Екатерина II взошла на престол, свергнув Петра III. Когда французская революция дала миру Декларацию прав человека и гражданина, в которой отстаивала гражданские и политические права мужской части общества, писательница Олимпия де Гуж написала свою Декларацию прав женщины и гражданки. От французского «femme» – «женщина» возник термин «феминизм» – движение за предоставление гражданских прав женщинам. Но если Франция точно сформулировала идеи феминизма, то Россия эти идеи сумела моментально подхватить. Наглядный случай массового презрения общественных табу женщинами в истории Российского государства – декабристки, которые показали безграничную преданность мужьям, что явилось бы доказательством восточной зависимости от мужа-«повелителя». Но это была Россия со своими правилами иерархии. Чтобы уехать, женщина должна была пренебречь общественным мнением – отказаться от родительской семьи и продемонстрировать право принимать собственное решение.В России женщин всегда поддерживали мужчины. И одним из первых был Пушкин. Он вступил в спор со своим веком, иначе, нежели было тогда принято, понимая право женщины на свободу воли и свободу чувства, на образование и самореализацию. Пушкинская цыганка более независима, чем свободолюбивый Алеко. Героиня Чернышевского не только самостоятельна, но и разумна (насколько возможно в представлении разночинца). Первым проповедником женского образования стал знаменитый хирург Николай Пирогов. В своей нашумевшей статье «Вопросы жизни» Пирогов писал о проблеме рождения и воспитания детей. Цель воспитания мальчиков и девочек одна – подготовка полезного члена общества, а для этого мать сама должна быть воспитана в системе без различия сословий и пола. Идеи Пирогова поддержали и другие крупные русские ученые – Сеченов, Лесгафт, Костомаров. Ну а идеологическим учебником был, конечно, роман Николая Чернышевского «Что делать?». Тема эмансипации была поднята на уровень наиболее значимых общественных проблем. В начале 20-х годов прошлого века ярчайшие женщины того времени Александра Коллонтай и Инесса Арманд вели дискуссию об освобождении женщин. К концу 20-х от дискуссии остался призыв «выковать из женщин трудового резерва армию работниц и крестьянок», а в 30-х ему на смену пришел сталинский лозунг «Мы освободим крестьянку трудоднями». По мнению нашего руководства, в нашей стране была решена «задача огромной исторической значимости – на деле обеспечено подлинное равноправие женщин». Утвердившаяся советская власть предоставила женщинам все те юридические права и свободы, за которые так ратовали русские феминистки. Но эта же власть запретила деятельность феминистских групп, организаций, журналов, газет. И надолго покончила с феминизмом. Женщины России расцвели с появлением Горбачева, который пришел на пост главы государства под руку с элегантно одетой женой. Что, впрочем, вызвало у консервативного общества негативную реакцию – жене «вождя» по сложившимся стереотипам полагалось вести себя скромно и незаметно. Эта супружеская пара встряхнула общество, и если ему мы обязаны пробуждением общественного самосознания, то ей – его пробуждением у женщин. Хотя, собственно, для нее демонстрация того, что женщина, да еще жена главы государства, может быть личностью, обернулась крахом. С этого времени открылась для женщин возможность реализовывать собственные политические амбиции. Да, в России всегда любили сильных женщин. Но парадокс в том, что она должна быть лучше всего вдовой либо выступать отдельно от мужа. А для жены политика главное – знать свое место! По статистике женщины более высокообразованны, чем мужчины. Работают они в основном в банковском деле, экономике, в области права, образования, медицины и сферы услуг. Вдобавок, занимаясь ведением домашнего хозяйства, приобрели значительный опыт, который необходим для открытия собственного дела. Но для того чтобы получить работу, женщинам приходится демонстрировать лучшие профессиональные качества. Быть гораздо мужественнее сильного пола, мобильнее и гибче.И все-таки работать с мужчинами проще. У них меньше «подкорковых» поступков. Иногда одна женщина не любит другую не потому, что не согласна с ее позицией, а вот раздражает она ее, и все тут! Хотя бы потому, что та выглядит сегодня лучше. Но работать на самом деле лучше с женщинами. У них меньше амбиций. А что, собственно, значит быть феминисткой сегодня? Да это просто возможность быть современной женщиной, обладающей правом на уважение к себе и своему выбору!
Комментарии