Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Учитель года

Смелый жаворонок

Пора забыть об авторитарной педагогике, убеждена Жанна Кушиева
Учительская газета, №24 UG от 15 июня 2021. Читать номер
Автор:

Жанна Руслановна Кушиева рада тому, что работа в школе позволяет ей проживать период детства снова и снова вместе с учениками. Наверное, поэтому она производит впечатление легкого в общении и в целом счастливого человека.

Жанна родилась в Пятигорске в семье лакцев – одного из коренных народов Северного Кавказа. Семейная история умалчивает о том, почему отец назвал ее редким для дагестанцев именем. Возможно, он хотел, чтобы дочь прославилась, как ее французская тезка Жанна д’Арк. Руслан Кушиев, преподаватель фармакологического института, кандидат фармацевтических наук, предпочел бы, чтобы дочь пошла по его стопам, но у девочки не сложились отношения с химией и биологией. Любимым ее предметом был английский, так что выбор высшего учебного заведения был предопределен.

Окончив в 2005 году факультет английского и немецкого языков Пятигорского государственного лингвистического университета, она уехала в Москву и быстро нашла там работу по душе. Ее взяли помощником руководителя в одну из иностранных фирм. Жанна вела деловую переписку, общалась с иностранными клиентами на английском, исполняла функции переводчика. Карьера в фирме обещала быть восходяще-стремительной, но… вмешалась любовь.

С будущим мужем Жанна познакомилась еще на последнем курсе университета, когда гостила в Каспийске. Ее мама была родом из этого города, а замуж вышла в Пятигорск. Жанна маленьким ребенком вместе с братом проводила все летние месяцы на берегу Каспийского моря у многочисленных родственников. И надо же было такому случиться, что молодой человек из Каспийска после года переписки и нескольких встреч приехал за ней в столицу и поставил вопрос о женитьбе ребром. Переманить его в Москву не удалось, и Жанна после некоторых раздумий поехала за будущим мужем в Каспийск, проделав обратную дорогу матери.

Привыкать к незнакомому месту не пришлось, возникли лишь сложности с трудоустройством. Работы, подобной столичной, не нашлось, зато ее сразу взяли учителем английского языка в школу №6.

Каспийск – небольшой уютный городок близ Махачкалы. Частные дома соседствуют здесь с новостройками: в городе активно возводятся новые здания. Расположение на берегу моря притягивает сюда новое население, в том числе из столицы Дагестана. А Жанне импонируют доброжелательность и гостеприимство местных жителей. Как говорится, в любом доме тебя накормят вкусными национальными блюдами, напоят и спать уложат. Еще ей нравится, что в Каспийске нет суеты мегаполиса, зато есть размеренность жизни, наличие множества мест для прогулок с детьми!

Детей у Жанны Руслановны двое. Старшей девочке 13, младшему мальчику 8 лет, они учатся там, где работает мама, – в Республиканском центре образования. Педагогическое образование ох как пригождается в семейной жизни: мягко помогать в учебе, неназойливо направлять в нужное русло – все дается Кушиевой легко, без лишней нервозности.

После декретного отпуска Жанна устроилась работать в только что открывшийся Республиканский центр образования, где дети обучаются по тем же программам, что и в обычной школе, но у преподавателей больше возможностей для саморазвития. В РЦО часто проводятся мероприятия республиканского уровня, различные профессиональные конкурсы. Также центр является площадкой для проведения курсов повышения квалификации. Сюда приезжают слушатели Дагестанского института развития образования, а педагоги центра дают мастер-классы, проводят открытые уроки для учителей со всей республики.

Учеников сюда принимают не по месту жительства – в первый класс могут поступить дети как из Каспийска, так и из близлежащих населенных пунктов. Если же ученик из другого учебного заведения желает перейти на обучение в центр в среднюю или старшую школу, ему придется сдать вступительные экзамены по русскому языку, математике, английскому и истории.

А еще в РЦО есть классы с углубленным изучением английского. Дети по желанию могут заниматься языком с первого класса на ежедневной основе по оксфордской программе Family and Friends. Конечно, родители, захотевшие устроить ребенка в класс с углубленным изучением языка, должны понимать, что семилетний ребенок не всегда может организовать самого себя и закрепить дома пройденное в школе, ему необходима помощь мамы или папы. Жанне, преподающей язык в том числе и первоклассникам, приходится постоянно быть на связи с некоторыми родителями, чтобы напоминать им об этой дополнительной нагрузке.

– Важно подключать к работе с ребенком его родителей, – убеждена она. – Не получится воспитать гармоничную личность без взаимодействия школы и семьи. Когда ребенок понимает, что и учителя, и родители вместе преследуют одну цель – его счастье и успех, тогда он по-другому раскрывается, становится благодарным. И делает все, чтобы учитель и родители им гордились.

В Республиканском центре такой совместной деятельности уделяется особое внимание. Директор РЦО Анжела Байрамбекова регулярно организует общие родительские собрания, на которых родители могут получить ответы на любой из волнующих их вопросов. Щкольный субботник, концерт, читательская конференция или спортивное состязание обязательно проходят с участием родителей. Нет ничего более благотворно влияющего на ученика, уверена Жанна Руслановна, чем общий соревновательный дух или совместное чтение литературного произведения. Часто такие чтения проводятся на одном из национальных языков. Если ребенок и родители его не знают, они всегда могут прочесть произведения авторов-земляков – Расула Гамзатова, Сулеймана Стальского, Фазу Алиевой – в переводе.

При РЦО также работает совет отцов. В каждом учебном заведении есть трудные подростки, требующие особого внимания со стороны взрослых. Взрослые мужчины разговаривают с ними и доходчиво объясняют, почему такое поведение недопустимо.

На республиканском этапе конкурса «Учитель года Дагестана»-2020 Жанна Кушиева заняла второе место. В своей публичной лекции на тему «Современная школа – гуманная школа» она согласилась со многими постулатами создателя гуманной педагогики профессора Шалвы Амонашвили, который также ратует за приятие ученика таким, каков он есть. «Когда ребенка принуждают к тому, что ему неинтересно, – считает учитель английского языка, – ему наносится вред. Не нужно погружать школьника вопреки его склонностям в изучение истории или математики, если он тянется, например, к литературе или искусству. Пусть успехи в других предметах не будут значительны, важно развивать его в том направлении, к которому он тяготеет».

Участие в конкурсе такого масштаба стало для Жанны Руслановны интересной, хотя и трудной работой. Бессонные ночи, круглосуточная подготовка к каждому этапу конкурса дали отличный результат. Но, не успев отдышаться от плотной программы республиканского конкурса с его мастер-классами, внеурочными мероприятиями, публичными лекциями, Жанна отправилась на финал Всероссийского конкурса «Учитель года». Да, она заняла второе место, и представлять Дагестан должна была победительница, преподаватель английского языка лицея №30 Махачкалы Лариса Шихбабаева, но она заболела. Когда Жанне сказали, что ехать в Волгоград придется ей, причем уже через неделю, учитель опешила. Директор успокоила: «Ничего страшного, сейчас мы соберем команду из наших педагогов-методистов и, начиная с сегодняшнего дня, будем вам помогать готовиться». На выручку пришла и сама выбывшая по болезни учительница: подсказала темы уроков, рассказала, какой взять учебник, а мастер-класс у Жанны был уже готов. Неделя интенсивной работы – подготовиться к методической мастерской, где нужно будет рассказать о своем опыте проведения уроков, своих приемах и методиках, – и в дорогу. Вещи собирала в спешке, просто бросала в сумку все, что может пригодиться в поездке, и бегом на автобус.

Наверное, не зря дал ей отец столь героическое имя, у Жанны все получилось. Конечно, выручила профессия: педагогическое образование помогает находить общий язык с любой аудиторией, а десятилетний опыт работы в школе – без страха выступать на публике. Но нужно еще иметь твердость характера и изрядную долю упорства, чтобы с честью пройти сквозь соревновательные тернии всероссийского уровня.

Мастер-класс Кушиевой очень понравился жюри. Он назывался «Дети – цветы жизни, недаром так говорят». В этом названии вся Жанна. Ребенок для нее – прекрасный бутон, который нужно вовремя подпитывать любовью, но и вовремя производить обрезку, чтобы он раскрылся в прекрасный цветок.

Взрослым пора забыть об авторитарных методах воспитания, считает Жанна Кушиева. Далеко не всем детям дано легко успевать по всем предметам, да еще посещать различные спортивные секции и уроки дополнительного образования. «Если педагог видит, что ученику предмет дается с трудом, не нужно на него давить, – убеждена она. – Не нужно ругать, не стоит заставлять. Нужно поговорить по душам, постараться понять, что именно не получается, объяснить, как это можно исправить».

Кажется, Жанна Руслановна слишком мягкий человек, балует своих учеников, и они ее совсем не слушаются. Но вот как учитель сама говорит о себе: «Я никогда не буду заваливать двойками ребенка, у которого что-то не получается. Пусть сделает хотя бы малость, я его обязательно поощрю. Однако если я вижу, что ученик ленится, халтурит, а вместо того чтобы выполнить задание, придумывает причины, почему его не сделал, тут я бываю строга». Такой подход приносит свои результаты: ее ученики многократно участвовали в республиканских конкурсах, занимали призовые места на олимпиадах.

Буквально накануне эпидемии коронавируса Кушиевой удалось осуществить мечту и побывать в Великобритании. Лондон поразил великолепием архитектуры, внутренние дворики и ухоженные сады Оксфорда и Кембриджа дохнули атмосферой высокого просветительства. Сама система британского образования кажется Жанне Руслановне более разумной. Учащиеся колледжей обладают большей свободой, чем российские студенты. Хочешь – посещай лекции, не хочешь – сиди в библиотеке, готовься самостоятельно. Но зачет, будь добр, сдай. Не сдал несколько зачетов – отчисляют без разговоров. Так же устроена и система школьного образования. Ученика не переводят из класса в класс априори. Если он ленится, плохо успевает по всем предметам и не желает ничего исправлять, ему дают второй шанс. Если в поведении учащегося ничего не меняется, вызывают родителей и отдают документы. Отчислять нерадивых учеников, а не тянуть их во что бы то ни стало до аттестата, – это правильно, считает Жанна Руслановна.

…Она чем-то напомнила мне жаворонка: такой же звонкий голос, переливающийся смех, такое же светлое ощущение остается от общения. И тут мне вспомнилась пьеса известного французского драматурга Жана Ануя «Жаворонок», и ассоциативный круг замкнулся: Ануй повествует о героическом подвиге Жанны д’Арк.

Галина СЕРГЕЕВА, Каспийск, Республика Дагестан


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt