search
main
0

Слышать. Понимать. Любить

Образование всегда было необходимо тем, кто задумывался о своем будущем. Школа была и остается, как мне кажется, главным местом на земле, где учатся.

А что, если посмотреть на эту организацию как на жизненный этап каждого конкретного человека, этап, когда ребенок становится взрослым? Поставить на первое место не знания, а чувства, не ум, а сердце. Увидеть в учителе того, кто помогает детям найти себя, стать личностями. Идя работать в школу, я понимала, что эта часть профессии не менее важна, чем та, которая считается основной. И за восемь лет работы ни разу в этом не усомнилась.

В школе не будет профессионалом человек, который только идеально знает свой предмет, который смотрит в глаза учеников исключительно для того, чтобы понять, успели ли они записать определение или зафиксировать дату. По-настоящему хорошим учителем не может стать тот, кто не понимает, что детскому языку тоже нужно научиться. Для меня верна формула: «Я взрослый, я должен принять, должен подстроиться».

Для каждого этапа образования характерны свои особенности. Вначале нужно не забывать, что твои слова являются для ребенка абсолютной истиной. В средней школе обязательно помнить о том, что подростки не всегда понимают, что с ними происходит: почему так быстро меняется настроение, почему ненавистным становится то, что раньше любил. А в старшей школе надо уметь видеть в одном и том же человеке и взрослого, и ребенка. Нужно помнить, что эмоционально тебе, учителю, все равно проще, какой бы тяжелой ситуация ни была.

На Земле живут около 8 миллиардов человек. Мы можем найти статистику роста населения по годам, можем увидеть количество родившихся и умерших в данную секунду, но никак не сможем вычислить, сколько среди живущих молодых. Сколько людей, которые по паспорту считаются юными, ощущают себя взрослыми. «Возраст – это то, что существует в наших мыслях. Если вы о нем не думаете, его нет», – говорил М.Твен.

Уникальность работы в школе заключается в том, что ты всегда погружен в молодость. Она является твоим кислородом. Ты всегда чувствуешь сердцебиение жизни, нужно только уметь услышать и… не погубить. Не обидеть, не задеть, не надломить тех, благодаря кому планета все еще вертится. Дети – уникальные существа, они знают, сколько им лет, знают, что зависимы от взрослых, знают, что далеко не все взрослые способны их услышать, но без устали, не отдавая себе в этом отчета, борются за внимание старших. Даже не за внимание, а именно за понимание. Им обидно и больно, когда их не воспринимают всерьез. И при этом им совершенно не важен возраст учителя, они открыты, на своей территории рады любому, кто готов их услышать и понять.

Когда только начинаешь работать в школе, обычно являешься ровесником старших братьев и сестер своих подопечных. Поэтому очень важно сразу найти свое место, свою ступеньку, на которой тебя все увидят, поймут, кто ты. Необходимо держать дистанцию. Повезет, если удастся никого не оттолкнуть, если получится сразу стать для учеников своим, не теряя их уважения.

В наши дни не каждый ребенок способен уважать взрослого просто потому, что тот старше. Теперь уважение подростков тоже нужно заслужить. Кажется, вот мы и нашли причины «потерянности поколения». Только разве плохо, что дети уже не готовы позволять взрослым не считаться с их мнением? Думаю, что нет, а вы?

Так и получается, что в прогрессивном XXI веке дети опять борются. У них есть все – телефоны, модная одежда, возможность путешествовать, но борьба из этого периода жизни никуда не уйдет. Деформируется, но будет. Проблема отцов и детей, постепенно претерпевая изменения, не способна исчезнуть.

Роль школы в процессе становления личности, несомненно, очень велика. Имея возможность влиять на учеников только словом, учитель практически держит в руках обнаженные сердца. И хочется, чтобы в жизни каждого ребенка было как можно больше учителей, способных услышать, понять, умеющих любить.

Екатерина РОДИОНОВА, учитель русского языка и литературы школы №1530 «Школа Ломоносова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте