«Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь». Знакома вам такая ситуация? А ведь это может случиться с каждым, причем везде. Например, на работе. Внезапно понимаешь, что твой коллега для тебя гораздо больше, чем товарищ и сослуживец, он тебе глубоко симпатичен, и твои чувства небезответны! «И каждый вечер сразу станет удивительно хорош…» Нет, не вечер, а каждый день, ведь на работе мы проводим большую часть суток, жизни. Где же еще заводить романы, как не здесь? Было бы с кем и было бы желание. Однако желания наши далеко не всегда совпадают с нашими возможностями…
Евгений ДРЕВАЛЬ, учитель немецкого языка, русского языка и литературы школы №75, учитель года-2012 Воронежской области, Воронеж:- Я скептически отношусь к служебным романам, потому что обычно такие отношения оказываются намного короче по времени, чем наша работа в данном месте, будь то предприятие, офис или школа. В итоге служебный роман может очень осложнить нормальные, даже дружеские до того рабочие отношения. Хотя, конечно, если это «любовь до гроба», тут уж не знаю… То есть если вы абсолютно уверены, что ваши обоюдные чувства никогда не закончатся, тогда, наверное, можно решиться на какой-то роман. С другой стороны, как это узнать – до гроба ваша любовь или нет? Всегда присутствует риск, можно увлечься и перепутать! Поэтому даже не знаю, может ли быть однозначное отношение. Наверное, если суждено сложиться служебному роману, он все равно сложится, несмотря на возможные негативные последствия. Они особенно заметны в женском коллективе, где все может очень плохо кончиться для того сотрудника, который уступит чувствам и романтическим отношениям на работе! Мужчине в женском коллективе уютно и удобно, женщины склонны заботиться, опекать, помогать мужчине больше, чем коллеге-женщине, во всяком случае мой опыт так мне подсказывает. Но свои неудобства есть: наши женщины прекрасны и на работе тоже, об этом всегда стоит помнить и уметь спокойно реагировать на их обаяние.Анна ТИХОМИРОВА, учитель математики, Владимир: – Поскольку мой стаж работы в школе весьма внушительный, я много повидала служебных романов, как «полезных», так и «вредных». Была я и свидетелем романов между учителем и ученицей, между учительницей и учеником – и все они оканчивались плохо, должна сказать. Это неполезные отношения, даже если они чисты и искренни в своей основе, все равно со стороны окружающих вызывают волну пересудов и нездорового внимания. Совсем другое дело, когда взаимный интерес и сильные чувства связывают двух свободных людей – неженатых (незамужних) или разведенных. Вот такие романы, по моим наблюдениям, всегда на пользу и двоим влюбленным, и их ученикам, и всей школе. От пары идет свет, особая энергия – созидательная и добрая. И возле влюбленных всем тепло и уютно – и детям, и взрослым.Я расскажу лишь одну историю, самую счастливую. Двенадцать лет назад к нам пришла выпускница университета. Она работала с желанием, старалась, но мягкость ее характера, которую дети сразу же оценили, сыграла с ней злую шутку. В классе находились сорванцы, которым нравилось ее доводить. Она не кричала на них, не ругалась, не плакала, но растерянность свою скрыть не могла и очень по этому поводу расстраивалась.И вот шефство над Женечкой (так мы ее называли) взял молодой педагог, тоже недавний выпускник того же самого вуза. Поскольку учились они на разных факультетах, раньше знакомство их было шапочным. Дмитрий работал у нас уже третий год и научился урезонивать даже самых непоседливых и шумных. Свой опыт он начал на правах старшего коллеги передавать молодому специалисту. Конечно, вскоре между ними вспыхнула взаимная симпатия. И это было большим счастьем для всех нас.Тихая и скромная девушка на глазах преобразилась. У нее словно крылья выросли. Она проводила прекрасные уроки и внеклассные мероприятия, уже совершенно не боясь учеников. У нее появлялись идеи настолько интересные, что мы все – опытные учителя – лишь руками разводили от радостного удивления. Дмитрий тоже стал работать гораздо инициативнее и результативнее. Влюбленные друг друга поддерживали во всем. Вместе они буквально фонтанировали идеями, придумывали совместные проекты, ведь предметы они вели разные. Летом наши влюбленные вместе сходили в поход – Дима был активным членом поискового отряда и увлек Женю. В начале следующего года они объявили, что подали заявление в ЗАГС. Как ликовали ученики! На свадьбе, конечно, гулял весь педагогический коллектив. До декретного отпуска Женя работала с той же энергией, как и раньше. Когда пришло время, дети прощались с ней со слезами. Она обещала им выйти из отпуска, как только сможет. Конечно, когда родился ребенок, энергия Димы перенаправилась на помощь Жене. Но когда через полтора года Женя вышла из декрета, у нас снова все расцвело. Снова стало больше энергии и света. А через четыре года после выхода из декрета Женя стала победителем городского конкурса «Учитель года», гордостью нашей школы. Дима ей очень помогал в тот сложный период, во всем ее поддерживал. Как он переживал за жену во время финальных испытаний! Мы все переживали, но он особенно. Никакой ревности к ее успеху у него не было. И когда она победила, Дима ликовал по-настоящему. Конечно, и человек он не совсем обычный – для него успехи жены, а теперь и ребенка, важнее собственных. К сожалению, сейчас он у нас не работает, ему предложили более интересное место по специальности, но коллектив он не оставил, по-прежнему является нашим помощником и консультантом.Подобных примеров, когда роман на пользу всем, я знаю по крайней мере три. Один из них был между людьми женатыми, но закончился разводами и… все-таки свадьбой. Это хорошая, правильная концовка служебного романа.Александра ДЕМИДОВА, учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург:- Я категорически против служебных романов, тем более что сама когда-то стала участницей любовной истории. Это было в годы моей юности. Я тогда работала в небольшой школе маленького южного городка. К нам пришел новый учитель пения – видный, талантливый молодой мужчина. Понятно, что весь женский коллектив школы воспрял духом. Все стали больше внимания уделять своему внешнему виду, кокетничать с коллегой. А он начал оказывать знаки внимания мне. Например, предложил по вечерам брать у него бесплатные уроки игры на аккордеоне. Мы позанимались так около месяца, и я стала замечать, что наши отношения все теплее и теплее, и молодой человек уже провожает меня домой вечерами.А через месяц у кабинета, где мы занимались, появилась женщина, которая представилась его женой. Она не скандалила, не разговаривала со мной, а просто ждала его после работы. Конечно, молодой человек попытался объяснить мне, что их супружеские отношения давно разладились и дело идет к разводу, но во мне словно что-то перегорело. К тому же директор школы вызвал меня и попросил прекратить встречаться с коллегой во внеурочное время.В коллективе кто-то поддерживал меня, а кто-то осуждал, поэтому пришлось перейти в другую школу, а затем я вовсе уехала из городка. Не могу сказать, что этот опыт принес мне пользу. Даже через годы я вспоминаю об этом с болью, потому что молодой человек мне нравился.Если говорить об опыте подруг, то у меня есть одна семейная пара, образовавшаяся как раз с помощью служебного романа. Однако после того как мои друзья поженились, они начали работать в разных школах. Это оптимальное решение. Ты можешь спокойно общаться с коллегами, не напрягаясь и не ожидая, что начнутся сплетни, пересуды и т. д. Личное не должно пересекаться со служебным.Ирина К., учитель математики, Новгородская область:- Если герои одного романа работают в одной школе, то даже самый прекрасный роман может обернуться неприятностями. Об их отношениях, как правило, знают все – учителя и дети, даже родители. Если отношения разрываются, то сложно на виду у такого количества человек вести себя непринужденно. Поэтому часто из такой пары учителей кто-то уходит на другое место работы.Во время моей работы в школе уже давно произошел такой случай. Вместе работали муж и жена, причем супруга была директором. Муж влюбился в молодую учительницу. В результате директор школы, умница, отличный специалист, была вынуждена уйти из школы по собственному желанию. Обернулось ли это трагедией? Бывшая жена стала директором в другой школе. Она и на новом месте работы проявила себя энергичным, творческим человеком, у нее богатая событиями жизнь, она нашла себя и в заботе о внуках, многочисленных хобби, спорте. А вот у героев этого школьного романа любовь сошла на нет, и мужчина вскоре тоже из школы уволился. Он начал пить, деградировал. Его бывшая пассия по-прежнему работает в этом образовательном учреждении, но коллеги и ученики ее не слишком уважают. Не могут ей простить уход горячо любимой директрисы.Алина БЕРКОВСКАЯ, врач-психотерапевт, психоаналитик:- По статистике почти половина всех граждан, работающих в гетерогенных коллективах, хотя бы раз в своей жизни имели то, что сами они характеризуют как «служебный роман». Для одних это было всего лишь легким мимолетным увлечением, для других – бурным приключением, для третьих – серьезнейшим потрясением. Но далеко не всегда роман заканчивался браком. Причин много, и главная заключается в том, что подобные отношения обычно развиваются на глазах большого количества социально значимых людей – сотрудников, подчиненных, начальства. Которые, если учесть школьную специфику, обычно не упускают случая перемыть косточки, позлословить, а то и намекнуть, дескать, «вы же педагог, какой пример вы подаете людям!» Защититься от этого можно, либо полностью прекратив личные отношения и переведя их в ранг сугубо официальных, либо… вступлением в законный брак. Но этим, увы, заканчивается далеко не каждый роман. Поэтому можно заключить, что служебные романы приносят больше негативных переживаний, чем позитивных. И если уж у вас наметилось что-то подобное, нужно соблюдать несложные правила поведения. Держите с коллегами разумную дистанцию, постарайтесь не раскрывать душу – ни на работе, ни после нее. С руководителем, а тем более с подчиненными, лучше вообще не связывать себя никакими другими, кроме служебных, отношениями.
Комментарии