search
main
0

Слово словесникам!

Восьмой форум в Перми «Все звезды в гости к нам!» прошел под знаком лирики Пушкина

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

А.С.Пушкин

 

Десять лет назад по инициативе Валентины Красносельских, директора пермской школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени (с недавних пор) Василия Никитича Татищева, прошел первый форум с участием учителей года из разных регионов России. Его площадкой стал Органный зал Пермской краевой филармонии, известный тем, что здесь выступают знаменитые музыканты, вокалисты, исполнители классической музыки, симфонические оркестры. К ним тогда присоединились российские учителя – мастера педагогической сцены. Каждый год и каждый раз форум проходил по новой теме и особому сценарию со своей ведущей идеей, изюминкой, сверхзадачей.

 

Незапланированный перерыв на два года, связанный с пандемией, и вновь Пермь гостеприимно встречает звездных гостей. Пригласили, как всегда, и нас, «Учительскую газету», друга и партнера проекта. Уже с первого конкурса «Учитель года СССР», который прошел в 1990 году, газета как его основатель и идейный вдохновитель взяла курс на развитие послеконкурсных программ в стране. Мы хотели, чтобы профессиональное состязание среди педагогов не превращалось в парадное действие, а имело продолжение в реальной школьной жизни, давало пользу образованию, школам, ученикам, родителям. Под условным девизом «Учитель года – до, во время и после» мы вместе с профсоюзом, с региональными организаторами проводили совместные акции, фестивали, семинары, которые становились либо предтечей, либо итогом самого конкурса.

Пермский форум «Все звезды в гости к нам!» стал частью этой истории, занял свою нишу, внес заметную лепту в творческую педагогику. А началось все со звонка в редакцию Валентины Леонидовны Красносельских, которая загорелась идеей собрать в Пермском крае звездных учителей. Она обратилась в издание, которое стояло у истоков конкурса, рассчитывая на понимание и поддержку. С тех пор мы вместе – организуем и рассказываем на наших страницах о происходящем здесь, создаем свое­образную летопись становления форума. Вот некоторые из публикаций, в которых мы рассказали об этом, безусловно, уникальном региональном проекте, получившем сегодня признание в педагогическом сообществе страны. (Ирина Димова: «Какая… педагогика звучала! Учителя года России провели мастер-классы в Органном зале Пермской краевой филармонии», «Учительская газета» №17 от 23 апреля 2013 года; «Счастье не за горами. Пермский форум звездных учителей доказал, что оно там, где тебя ждут и ценят», «Учительская газета» №17 от 28 апреля 2015 года; «Органный зал для «пеликанов». На IV открытом форуме в Перми встретились звездные учителя и директора школ, вошедших в Топ-500», «Учительская газета» №15 от 12 апреля 2016 года; «Моцарты в педагогике. Пятый Всероссийский форум в Перми собрал лауреатов и победителей двух профессиональных состязаний», «Учительская газета» №16 от 18 апреля 2017 года; «На седьмом небе, или Мастера педагогической сцены», «Учительская газета» №22 от 28 мая 2019 года и др.)

На этот раз форум проходил во Дворце детского и юношеского творчества города Перми, в учреждении дополнительного образования края с почти 85-летней историей, которая началась в прошлом столетии, когда в 1938 году в старинном особняке, принадлежавшем когда-то купцам Любимовым, был открыт Дом пионеров и школьников. Почти через пятьдесят лет специально для дворца построили новое здание, которое пермяки сразу узнают благодаря необычной треугольной крыше и красным стенам. Здесь, на Сибирской, 29, центральной улице города, когда-то именовавшейся как Сибирский тракт, по которому этапировали декабристов, появились геологический музей, живой уголок, аквариумная выставка, музей истории, многочисленные кружки. Уже в наше время (ровно десять лет назад) после капитального ремонта вновь открылся концертно-игровой корпус дворца, теперь ставший безбарьерной средой для людей с ограниченными возможностями здоровья. Обновленный, красивый и уютный концертный зал располагает к детским творческим взлетам, его атмосфера стала благодатной почвой и для приехавших сюда российских «пеликанов».

 

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал»

Организаторы предложили провести форум в виде форсайт-сессии. Популярный сегодня формат ассоциируется с такими понятиями, как «прогнозирование», «образы будущего», «предвидение» (foresight в переводе с английского – «предвидение»). Весьма символично, что девизом нынешнего форума стала поэтическая строка «И… чувства добрые я лирой пробуждал». Стихотворение Александра Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», не опубликованное при его жизни (написано за несколько месяцев до трагической гибели), называют духовным завещанием великого поэта. Оно о надеждах, прогнозах, предвидениях, многие из которых сбылись. Александр Сергеевич навсегда остался любимым, вечно «любезным народу» гением слова, долгое эхо его лиры нескончаемо. С этого посыла начались звездные выступления педагогов. Об этом говорил на сцене Олег Парамонов, одержавший победу на конкурсе в 1993 году. Прочитав стихотворение, как всегда, ярко и пронзительно, он заметил, что в нем поэт будто бы подводит итог своему творчеству, искренне и откровенно делится мыслями с читателем, оценивая свое поэтическое предназначение, свой вклад в русскую и мировую литературу. Парамонов провел параллели творчества Пушкина с другими поэтами, читая Пастернака, Мандельштама, переходя к «неслыханной простоте поэтического слова» Николая Рубцова.

Обаяние пушкинской лирики! Оно неподвластно времени. Гений русского слова, которому 6 июня исполнилось 223 года, продолжает пробуждать «чувства добрые» у миллионов людей разного возраста, разных национальностей, напоминает нам о милосердии, гуманности и сострадании, о благородстве и порядочности, умении дружить и любить. Потому так дорого видеть, когда современные учителя опираются на эти «незыблемые скалы» важнейших проявлений нравственности. Он «восславил свободу», и все его творчество – высшее выражение общечеловеческих ценностей. Любовь, дружба, честь, совесть, справедливость, достоинство и, конечно же, свобода! Именно об этом горячо и страстно, вдохновенно и убедительно говорил на своем мастер-классе Александр Демахин, учитель из Подмосковья, абсолютный победитель конкурса в 2012 году. В предложенной теме «Свобода есть свобода» он сделал акцент на главном – на содержании, событийности и созидании. Эти три «со-» позволяют школе, по его мнению, быть гуманистичной и поистине живой, по-пушкински свободной и милосердной.

 

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа»

Сколько памятников установлено мастерам литературного слова? А.С.Пушкину немало: есть статуи, бюсты, рельефы, мемориальные доски, памятные знаки. В местах, связанных с пребыванием Александра Сергеевича, и там, где он не бывал, но где о нем живет благодарная память потомков. А кто, где и когда установил первый памятник великому русскому поэту? В 1817 году пять товарищей по лицею Александра Сергеевича Пушкина возвели в парке Царскосельского лицея камень, на котором оставили надпись G.L. (genius logi – название духа или гения места в древнеримской мифологии). Друзья хотели, чтобы этот камень постоянно напоминал лицеистам о том, что здесь расцветал гений их друга. Александр Шагалов, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016 из Краснодарского края, а теперь учитель русского языка и литературы в частном общеобразовательном учреждении «Газпром школа Санкт-Петербург», посвятил этой теме свой мастер-класс, назвав его «Гений места».

 

«На лире скромной, благородной

Земных богов я не хвалил…»

Человеческая индивидуальность, неповторимость, достоинство личности – вот они, истинные ценности, которые должны всегда быть в фокусе внимания учителя литературы на каждом уроке. Он сможет донести это до ребенка в том случае, если создаст вокруг ученика энергетическое поле из самых прекрасных и высоких вибраций – поэтических, творческих, созидающих, тех самых, которые делают человека добрым, тонко чувствующим, сопереживающим, способным сострадать, приходить другому на помощь в беде и отчаянии.

В строках, написанных молодым Пушкиным в 1818 году, «Я не рожден царей забавить // Стыдливой музою моей…» есть особый сигнал, который должно услышать новое поколение учителей, отвечающее за будущее тех, кого обучают и воспитывают сегодня. Благо что все филологи-«пеликаны», собравшиеся на форуме, принадлежат к числу тех, кто по-настоящему осознает значение Пушкина для России и всего мирового сообщества, понимает, что его творчество – неисчерпаемый источник, который дает духовные знания не одному поколению людей. Поэт пробуждает добрые чувства, помогающие осознавать и любить жизнь. «Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина», – писал Белинский, и все отмеченное когда-то Виссарионом Григорьевичем так или иначе звучало на этой филологической мастерской в Перми, проявлялось в каждом слове, жесте, посыле, в движениях души, в высказываниях выступавших здесь учителей года России. Чувства гордости и радости не покидали многих из нас, зрителей и участников, официальных и неофициальных гостей фестиваля. Этим настроением были охвачены и представители региональной и муниципальной власти – министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина, заместитель главы города Перми Алексей Грибанов, начальник городского Департамента образования Анна Деменева. Пушкин объединил всех, он был с нами рядом, подарив форуму то, что всегда очаровывает нас при чтении его произведений, – впечатляющую силу чувств, блеск ума, доброту, вдохновение и, как сказал Гоголь, «бездну пространства».

«История форума, – обратилась к учителям Валентина Красносельских, главный его организатор, – это продолжение богатой истории конкурсного движения «Учитель года России». Яркие звезды, абсолютные победители, призеры и лауреаты конкурса приезжают в Пермский край и вдохновляют нас своими яркими профессиональными мастер-классами. Общение с ними позволяет по-новому относиться к своему делу, осмысливать свой опыт, по-другому вести урок, по-другому оценивать свою работу. Мы лучше понимаем, в каком направлении нам нужно идти к новым высотам в образовании, как продвигаться и подниматься в своем профессиональном росте от одной ступени к другой. Когда в основу педагогических событий закладываются верные смыслы и ценности, незыблемые истины и любовь к профессии, они становятся настоящими и любимыми. Каким и стал для нас ежегодный форум «Все звезды в гости к нам!».

Пусть он будет таким всегда, долгие и долгие годы!

Ирина ДИМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте