Ход урока:
Организационный момент.
– Спины, руки, тетради, ручки. Вы поняли, что я вам сказала?
– Нет. Это набор слов, в котором нет смысла.
– Выпрямились, посмотрели, поздоровались, сели. А теперь вы меня поняли?
– Да.
– Чем объединены слова второй группы?
– Все слова второй группы являются глаголами.
Сообщение темы урока
– Как вы смогли убедиться, без глаголов наша речь непонятна и бедна, глаголы же делают ее ясной и понятной. Сегодня мы с вами обобщим все, что узнали о них.
Посмотрите, перед нами машины времени. Для каждой из них нужен экипаж. Экипажи выберут капитанов. За каждый правильный ответ команда получит фишку.
– На доске три группы словосочетаний:
бревно плы…
огурцы созре…
мать говори…
варенье кипе…
радио говори…
человек плы…
Теперь задания экипажам. Допишите глагольные окончания. Определите время глаголов, и мы узнаем, в какое время занесли нас наши машины.
– Все глаголы прошедшего времени, значит, мы попали в прошлое.
– Что общего вы можете отметить в глаголах прошедшего времени?
– У всех глаголов прошедшего времени есть суффикс “Л”.
Капитаны экипажей прикрепляют к своим машинам карточки с суффиксом “Л” в том случае, если команда правильно выполнила задание.
– Что вам известно о глаголах прошедшего времени?
– Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.
Минутка чистописания
– Перед работой в тетрадях необходимо подготовить пальчики.
. После гимнастики ученики открывают тетради, проверяют посадку и записывают число, “классная работа”, а затем каждый экипаж каллиграфически записывает глаголы из своих словосочетаний, изменяя их по родам.
Пример: говорил. говорила.
говорили.
Практическая работа
– Определите род глаголов, записанных в тетрадях, и выделите родовые окончания.
Выборочный диктант. Необходимо выписать только глаголы.
Я завтра посмотрю фильм про ковбоев. Нарисую понравившегося героя. Подарю свой рисунок другу. Он очень обрадуется подарку. Друг придет ко мне в гости. Завтра мы пойдем в школу.
По одному члену экипажа выйдут к доске и запишут глаголы: 1-й экипаж – из 1-го и 2-го предложений, 2-й – из 3-го и 4-го предложений, 3-й экипаж – из 5-го и 6-го предложений.
– Глаголы какого времени вы записали? Возвратились ли мы домой?
– Записаны глаголы будущего времени, а мы живем в настоящем времени.
Значит, мы не смогли попасть домой, а пролетели мимо – в завтрашний день.
Составление рассказа.
– Давайте вспомним, где мы были перед путешествием на машине времени. Составьте рассказ о нашей школе, используя в нем глаголы настоящего времени (учу, читаю, отвечаю, не боюсь, не люблю и другие).
Составив рассказы, ученики по одному от экипажа их зачитывают.
Примерный рассказ ученика:
Когда я дома учу урок, то внимательно читаю учебник. В школе я не боюсь и хорошо отвечаю у доски.
– Какие еще сведения о глаголах вы знаете?
– “Не” с глаголами пишется отдельно.
Дети приводят примеры, каждый экипаж свои. Пример: не едет.
не спит и другие.
– Глаголы изменяются по числам. Они имеют единственное и множественное числа. Давайте устно составим рассказ о нашем классе.
– Наш класс очень дружный. Мы часто ходим на прогулки. Всем классом мы ухаживаем за комнатными растениями, а летом работаем на пришкольном участке.
– Что можно сказать о глаголах из рассказа?
– Все глаголы в рассказе стоят во множественном числе. Рассказ составлен о большом количестве детей.
Итог урока
– Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте подсчитаем фишки и определим победивший экипаж. Но самое главное в нашем путешествии то, что вы повторили все о глаголах и дружно помогали товарищам.
Татьяна АЛЕКСЕЕВА,
учитель начальных классов
село Петровичи,
Хорольский район,
Приморский край
Комментарии