Моя история похожа на многие другие. Звонок от директора – приглашение на собеседование – первая работа. Это волнительный момент в жизни. Конечно, сложно: одновременно много задач, много разных, подчас противоположных, желаний, требований, мировоззрений, мало времени, чтобы спокойно наблюдать, обдумывать, корректировать свои подходы и методы работы.
Я считаю моими лучшими достижениями за все эти годы не стобалльников, победителей и призеров олимпиад, а думающих, порядочных, добрых, отзывчивых, благодарных детей-людей, которые уходят во взрослый мир. Все, наверное, хоть раз слышали песню Басты «Сансара», там есть такие слова: «Когда меня не станет, я буду петь голосами моих детей и голосами их детей». Ценность человеческой жизни, мира, любви, уважение, бережное отношение к себе и окружающим, благодарность, саморазвитие (этот список можно продолжать) – вот что для меня по-настоящему важно и что я хочу показать и передать моим ученикам. Кто-то услышит, кто-то – нет (и это тоже нормально, у всех свои путь и жизненные уроки), но я буду говорить именно об этом.
Воспитание и образование – это не просто взаимосвязанные процессы, они неразделимы, однако ведущая роль, на мой взгляд, все же за воспитанием. Я бы предпочла видеть вокруг себя людей понимающих, сильных, добрых, творческих, а не беспринципных, наглых и эгоистичных умников. Знание без нравственного начала может быть не только бесполезным, но даже вредным, как много раз это уже было в истории.
Мы, учителя, работаем с очень тонкой материей – душой и психикой человека, помогаем ему найти себя, сформироваться, раскрыться, стать личностью. Влияет все – генетика, семья, район, страна… и, конечно же, школа. Школа – это место, где можно и нужно создавать новый мир, делать его лучше. Здесь особенно нужны энтузиасты, которые горят мечтой!
Для того чтобы быть настоящим наставником, лидером для детей (а не просто предметником, начитывающим свой предмет), нужно сначала разобраться внутри себя, ответить на вопросы: кто ты, чего хочешь, какие у тебя ценности, зачем ты каждый день снова и снова идешь в школу? Для тебя это просто работа, источник доходов или важная миссия?
Услышать других, их потребности, переживания, вопросы, подсказать, посоветовать, поддержать, помочь можно тогда, когда ты сам находишься в ресурсе. А в суете и себя самого легко потерять, не то что других людей. Поэтому важно учиться останавливаться, двигаться маленькими шажками, беречь себя, восстанавливаться, искать источники вдохновения. Учитель – это очень ответственная, энергозатратная и творческая профессия.
Мне кажется, было бы здорово, если бы в будущем в школах работало все больше учителей-психологов, людей, которые прошли настоящее психологическое обучение (с личной терапией, супервизией, практикой) и при этом отлично преподавали свой предмет. Непроработанный человек, а тем более учитель, чаще всего, к сожалению, не может создать здоровую атмосферу вокруг себя, транслировать лучшие модели взаимодействия – бережного, уважительного, без нарушения личных границ, с принятием на себя личной ответственности каждым участником… А ведь мы учим именно личным примером, дети копируют нас.
Мне повезло, что мое первое место работы как раз давало возможность действовать в гуманистическом направлении. Один в поле не воин. Важно, когда вокруг тебя есть команда единомышленников.
В своей работе я активно использую деятельностный подход и игровые методики, мы с детьми много говорим, обсуждаем сложные темы, учимся понимать, ищем выходы из проблемных ситуаций… История и обществознание оказывают сильное формирующее влияние на мировоззрение человека: как пазлы, превращающиеся в единую картину, соединяются русский язык, литература, музыка, изобразительное искусство, математика, биология… Открыты огромные возможности для творчества. И здесь есть простор поговорить о важном и даже местами его прожить.
Отдельно хочу обратить внимание на такой важный момент, как создание пространства, которое тоже работает на нас: мой кабинет – это и музей, и мастерская, и ботанический сад… Здесь хочется познавать мир, есть чем заняться.
Работа учителя подобна работе ювелира: драгоценному камню нужна бережная огранка в любящих руках мастера.
Анна АРУТЮНЯН, учитель истории и обществознания школы №1591
Комментарии