Сегодня у нас, мне кажется, чрезвычайно интересный собеседник – доктор культурологии, директор Всероссийского музея А.С.Пушкина Сергей Некрасов, автор многих трудов, связанных с историей российской словесности XVIII века, историк музеев Пушкина в России и книги «Лицей после Лицея».
Научные интересы нашего гостя весьма обширны, но одно из первых мест в них занимает, конечно, Пушкин.
Водка, мыло и подтяжки
– Сергей Михайлович, однажды, не скрою, был удивлен, увидев поллитровку, на которой без особых затей было начертано «Пушкинъ». Как вам подобный пассаж?
– Наверное, это все же нехорошо, у нас и так многие ценности девальвируются, вот и до Пушкина добрались. Хотя должен сказать, что подобное началось не вчера. Еще в 1899 году, когда отмечалось 100-летие поэта, была выпущена водка, которая разливалась в специальные прозрачные бутылки с бюстом Пушкина. В собрании нашего музея имеется несколько таких.
Кстати сказать, именно тот юбилей стал временем первого мощного взрыва китча, связанного с Пушкиным. Там было все: и мыло «Красавицы пушкинских времен», и подтяжки, и даже папиросная бумага для упаковки мандаринов с надписью «Пушкинъ. Высший сортъ». Вероятно, торговцы думали, что так их товар будет лучше продаваться. Но должен сказать, что живущий сейчас в Брюсселе последний потомок Пушкина – Александр Александрович – подал в суд на производителей водки «Пушкинъ» во Франции и Бельгии, и хотя ему предлагали большие отступные проявил твердость и процесс в конце концов выиграл.
– Как бы там ни было, но производители подобной продукции не зря используют имя поэта, понимая, что не прогадают. С другой стороны, выражение «всенародная любовь к Пушкину» стало уже расхожим. Что это такое на самом деле?
– Первое, что приходит на ум: хотя мы иногда и не цитируем Пушкина дословно, но все равно высказываем мысли и идеи, что он нам подарил. И это идет с детства. В год 200-летия Пушкина был выпущен специальный номер детского журнала «Автобус», где на двух последних страницах поместили строчки из школьных сочинений, в которых так или иначе упоминались Александр Сергеевич или его герои, это было и занятно, и остроумно. Что же до всенародной любви, то мне представляется, что она не измеряется количественно. Если идти по такому пути, подсчитывая число изданий или фильмов, то здесь пик приходится на 1987 год, когда тиражи Пушкина перешагнули миллионный порог, когда налицо был бум музейный, туристический, связанный с пушкинскими местами. Потом наступил спад, и причины его никакого отношения к Пушкину не имели. Жизнь изменилась, и после 91-го года у многих людей просто не стало возможности ездить. Они бы и хотели, но все стало слишком дорого. Поменялись и общественные приоритеты, так что теперь мы уже имеем целое поколение, которое, к великому сожалению, на вопросы, связанные с Пушкиным, затрудняется ответить, потому что не понимает их смысла.
Екатерининский канал
– Иногда кажется, что сегодня о жизни Пушкина, которая прослежена биографами не то что по дням – по часам, известно уже практически все. И тем не менее счастливые находки все равно ведь случаются?
– Это может показаться странным, но подобное действительно время от времени происходит. Например, есть много свидетельств друзей Пушкина, что они посещали его на первой петербургской квартире в доме адмирала Клокачева на Фонтанке. Дом сохранился, отмечен мемориальной доской, здесь же и Корф жил, оставил воспоминания подробные, о том же вспоминали и лицеисты. Потому на протяжении долгих лет все были уверены, что это и есть первый пушкинский адрес, что как раз здесь Пушкин сразу и поселился после Лицея. Пока в канун 200-летия в одном архиве не обнаружилось любопытное свидетельство – автограф самого Пушкина, который оказался среди многих других автографов людей, никому не известных и находился внутри большой книги. А написано на нем было: « Александр Пушкин. Жительство имею в Петербурге в доме графа Апраксина на Екатерининском канале». И все. Но эта находка дала немало поводов для размышлений. Обратились к архивам и выяснили, что свой дом адмирал Клокачев купил только в марте 1818 года, а Царскосельский Лицей Пушкин кончил на год раньше, в июне 1817-го. Более того, было известно, что из Лицея, который был закрытым учебным заведением, воспитанников домой не отпускали, родственники посещали их сами. На праздники исключения делались для тех, чьи семьи жили в Петербурге, к ним можно было отправиться на Рождество. Среди отпущенных был и Пушкин, и поехал он на ту самую квартиру на Екатерининском канале, которую снимали его родители.
Потом он там жил. Здесь были написаны «Руслан и Людмила», многие юношеские стихи. А обратили внимание на этот небольшой дом только сейчас.
Музей, которого
не было
– Именем великого поэта освещены судьбы многих людей, так или иначе с ним связанных. Прежде всего лицеистов. И чаще всего мы помним о них только потому, что рядом с ними однажды был Пушкин.
– Подобное ощущение может возникнуть, но все равно безотносительно к Пушкину мы бы знали о замечательном дипломате Александре Михайловиче Горчакове. Вероятно, не забыли бы и тех, кто вышел на Сенатскую площадь 14 декабря – Кюхельбекера и Пущина. Но, несомненно, ни такого Лицея, ни, самое главное, такой традиции празднования его годовщин для нас бы не существовало. На самом деле слава бессмертия была изначально уготована большинству тех, кого можно причислить к пушкинскому лицейскому созвездию. Скажу больше: о самом Лицее, едва ли не лучшем по тем временам учебном заведении России, вряд ли бы знали сейчас так полно, если бы не Пушкин. Именно Пушкин дал мощный импульс интереса к Лицею всем последующим поколениям. Он его воспел и обессмертил, но и Лицей дал многое поэту. Наконец, первый музей Пушкина был открыт в России 19 октября 1879 года как раз при Императорском Лицее. И это важно потому, что люди, учившиеся с Пушкиным, первыми озаботились созданием такого музея.
Можно вспомнить потрясающее обстоятельство: в 1855 году уже немолодой Михаил Лукьянович Яковлев, один из соучеников Пушкина, решил подарить некоторые принадлежавшие ему пушкинские автографы Императорской публичной библиотеке. А директором библиотеки был другой соученик Пушкина – Модест Андреевич Корф, замечательный, между прочим, специалист библиотечного дела, но Пушкина весьма не любивший, о чем могут недвусмысленно свидетельствовать его достаточно ироничные воспоминания. Но когда Яковлев принес рукописи, то они вместе решили, что хорошо бы найти место для них в каком-то специальном музее Пушкина. А в этот самый момент директор Лицея Миллер стал просто выпрашивать у Яковлева автограф стихотворения «19 октября», и 2 марта 1855 года состоялся замечательный акт передачи, дарения автографа в музей, которого еще не существовало. Яковлев сделал для стихотворения роскошный футляр с надписью золотом: «Автограф стихотворения А.С. Пушкина от соученика».
А уж затем к 50-летию Лицея в 1861 году в лицейском зале поставили бюсты Пушкина и Горчакова. Позже стали приносить книги, потом вещи, и вот в 1879 году, в день лицейской годовщины, состоялось открытие первого в России музея Пушкина, от него, собственно, и ведет начало наш Всероссийский музей великого поэта. В будущем году мы собираемся отметить 19 октября его 125-летие.
Собрание подлинников
– До последнего времени он назывался Всесоюзным музеем Пушкина. Какие коррективы внесло уточнение в названии?
– Это любопытный вопрос. В истории нашего музея можно выделить три эпохи. Первая – с 1879 года до 1917 года, когда фонды Музея Пушкина были объединены с фондами Пушкинского дома. Второй период можно условно назвать академическим – с 17-го по 53-й год. Тогда сам музей вместе с многочисленными филиалами существовал под эгидой Академии наук. А третий этап – с 53-года по нынешний день – это уже жизнь под крылом Министерства культуры в статусе общенационального учреждения культуры.
Чем была вызвана недавняя смена вывески, объяснять не надо – Союз распался, тут все понятно. Когда в 92-м году произошли известные события, мы и получили новое название, которое, как мне кажется, отражает самую суть: ведь Всероссийский музей Пушкина собирала вся Россия. Оттого и наши фонды необычайно богаты. В них присутствуют практически все существующие портреты Пушкина, его личные вещи. Наконец, наше собрание отличает еще одно важное обстоятельство – это собрание подлинников. Если вы в каком-то музее увидите портрет Пушкина, то это копия, подлинник находится у нас. И портреты людей, сыгравших в жизни Пушкина большую роль, – Державина или Карамзина – это тоже подлинники, как подлинны и принадлежавшие им вещи – и кресло Державина, и стол Карамзина, за которым он писал «Историю государства Российского». Но важно иметь в виду еще и то, что и до революции, и в советскую эпоху была большая идеологическая заданность в самом принципе подхода к экспозиции, хотя в лучших образцах экспозиционеры это преодолевали и показывали самое главное – Пушкина и его окружение. При этом в советское время за кадром оставались члены императорской семьи или священнослужители.
Теперь таких ограничений нет. К сожалению, можно говорить и о других изменениях. Я уже говорил об уменьшении потока посетителей в силу разных причин и обстоятельств. Да и средств у самого музея стало меньше. Все, что необходимо, мы имеем, но любая нештатная ситуация уже влечет за собою трудности и проблемы. Например, у нас есть деньги на охрану, они ежегодно планируются и выделяются, но цены и расценки сегодня повышают все, в том числе и милиция, и вот мы получаем уведомление, что платить надо больше, и из чего это делать, неизвестно, ведь нашу прежнюю заявку вроде бы и удовлетворили. Тем не менее мы все же находимся в привилегированном положении в сравнении с многими другими учреждениями культуры. Идет реконструкция, более того, открываются новые филиалы, к 300-летию Петербурга появился Музей Державина и русской словесности его времени.
Фонтанка, 118
– Наверное, в первую очередь должен был у вас спросить, что представляет собою структура, именуемая Всероссийским музеем Пушкина?
– Это правильный вопрос, тут все должно быть понятно. Всероссийский музей Пушкина – это прежде всего основная экспозиция «Пушкин. Жизнь и творчество». Она находится на Мойке,12, как раз над квартирой Пушкина. Сама квартира занимает весь первый этаж дома Волконских, а второй и третий этаж – это и есть литературно-монографическая экспозиция. Кроме того, в состав Музея Пушкина входят музей в Лицее, еще «Дача Пушкина», где он провел лето 1831 года с Натальей Николаевной, они приехали сюда после венчания.
Нашими филиалами являются и Музей-квартира Некрасова на Литейном, 36, и тут есть определенная преемственность, потому что Пушкин начинал журнал «Современник», а Некрасов его продолжал. И наконец, уже упоминавшийся Музей Державина и русской словесности его времени, открывшийся только что, 28 мая. В нашем городе немало литературных музеев, но все они – от Пушкина до Ахматовой – посвящены писателям XIX-XX вв., а целая эпоха, о которой Пушкин говорил: «Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке», эпоха, ведущая отсчет с петровских времен, до этого не имела своего музейного воплощения, и Музей Державина эту задачу решил. Ведь новую русскую словесность как раз Державин и создавал в своем доме на Фонтанке, 118, где прожил 25 лет, откуда Гавриила Романович и в Лицей поехал, где увидел Пушкина. Сюда Пушкин прислал стихи «Воспоминание в Царском Селе». В этом доме последний вечер своей жизни провел Денис Иванович Фонвизин. Кстати говоря, благодаря тому, что нередкими гостями тут были выдающиеся русские художники Левицкий и Боровиковский, мы знаем в лицо тех людей, что тогда бывали здесь. Об этом можно много рассказывать…
– Сергей Михайлович, чем с утра до вечера занят директор Всероссийского музея Пушкина?
– И об этом можно долго рассказывать…
Комментарии