search
main
0

Слова побуждают – примеры влекут

​Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, выступил перед участниками Международных Рождественских чтений.

Работа по приобщению наших современников к православной культуре и традициям, духовно-нравственное воспитание дошкольников, преподавание основ православной культуры в государственной и муниципальной школе, православное общее и высшее образование – все эти направления требуют наших совместных усилий для дальнейшего развития системы православного образования.Выдающийся отечественный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал о том, что «процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний». Как известно, слова побуждают – примеры влекут. Чтобы слова учения не пропали даром, педагог призван подкреплять их личным примером, он сам в первую очередь должен жить теми идеалами и ценностями, которым учит своих воспитанников.Недавно Министерство образования и науки РФ приняло «Профессиональный стандарт педагога», в котором, к сожалению, фактически не были учтены вопросы духовно-нравственного воспитания личности. А ведь именно духовно-нравственное воспитание – важнейший принцип, краеугольный камень традиционной педагогики, подтверждения чему мы находим в многочисленных работах отечественных педагогов-классиков. Осознавая важность сохранения духовно-нравственного компонента в воспитательно-образовательной деятельности, мы разработали «Профессиональный стандарт православного педагога», обсуждению которого были посвящены некоторые мероприятия нынешних Чтений. Взаимодействие с педагогическими вузами и факультетами, научно-педагогическим сообществом по вопросам педагогики, психологии, антропологии и социологии в области религиозного образования – сегодня одно из важнейших направлений нашей работы.Хороший пример развития соработничества Церкви и государственных и общественных организаций, одна из форм расширения нашего сотрудничества, распространения знаний о православной вере и традициях – ежегодно проводимые Синодальным отделом конкурсы: Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», проводимый совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, и Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира». В этом году состоялся особый конкурс, посвященный 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В нем приняли участие не только юные художники, но и молодые писатели, поэты. По итогам конкурса были организованы четыре выставки, снят анимационный фильм, выпущены каталог и книга лучших стихов и рассказов, проиллюстрированная рисунками участников и победителей конкурса. Очевидное подтверждение успешной реализации задач, стоящих перед этими конкурсами, – их постоянно расширяющаяся география и возрастающее количество участников. Так, с начала проведения конкурса «Красота Божьего мира» число присылаемых на конкурс работ возросло в десять раз: с 253 в первый год до почти 2500 работ в этом году. Уже несколько лет этот конкурс имеет статус международного проекта. В этом году мы награждали победителей в Государственной Думе Российской Федерации в рамках открытия Рождественских парламентских встреч. Девять лет существует и активно развивается Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя». Работы педагогов – участников конкурса составили обширную базу данных по самым разнообразным направлениям деятельности в области духовно-нравственного воспитания. Важный качественный показатель – ежегодно увеличивающееся количество работ, посвященных основам православной культуры.Говоря об успехах в сфере выстраивания системы взаимодействия Церкви, государства, семьи и школы в преподавании «Основ православной культуры» в рамках курса ОРКСЭ, нельзя не обратить внимания и на остающиеся пока нерешенными проблемы. Мы будем делать все возможное, чтобы право на православное образование и духовно-нравственное воспитание в школе соблюдалось в любом регионе Российского государства. В этом году, к сожалению, мы не продвинулись в вопросе расширения преподавания ОРКСЭ по ступеням и годам обучения в школе. В обществе сложилось достаточно консолидированное положительное отношение к перспективам возможного расширения преподавания ОРКСЭ в школе. Поддержку эта инициатива нашла и у большинства традиционных религиозных общин России. Поэтому мы ожидаем, что по крайней мере в наступившем году этот процесс наконец будет запущен. Дальше оставлять преподавание данного курса только в 4-х классах значило бы обрекать этот важнейший проект на стагнацию и обесценивать саму идею введения духовно-нравственного компонента в школьное образование. Уверен, это обмануло бы ожидания миллионов людей, надеющихся на возрождение лучших традиций отечественного образования и достойное воспитание своих детей.Духовно-нравственная составляющая воспитания, реализующаяся через приобщение детей к традиционным духовным ценностям в школе, необходимая, неотъемлемая часть общего образования, «педагогическая аксиома», как говорил об этом еще Константин Дмитриевич Ушинский, ибо «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще». Ему вторит и Сухомлинский: «Учение – очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка… Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия».С другой стороны, следует отметить, что для успешного осуществления программы нужен постоянный мониторинг качества преподавания курса религиозных культур и светской этики в регионах – мониторинг качества подготовки учителей. Необходимо отслеживать и качество учебно-методического обеспечения, взаимодействия конфессий и светских структур. Именно эти условия в первую очередь влияют на результаты образования по курсу ОРКСЭ.Восстановление традиционного религиозно-нравственного компонента обучения и воспитания в российской школе – соборное дело всего нашего народа, в современных условиях – жизненно важное для всех дело. Только просвещенное, воспитанное на традиционных ценностях молодое поколение наших сограждан будет способно стать прочной основой для формирования единого, духовно крепкого и нравственно здорового общества в будущем.Восстановление духовно-нравственного образования в российской школе сегодня определяет то, какие возможности будут иметь наше государство и наш народ в отстаивании своего духовного суверенитета завтра. Без этого образования, без правильного выстраивания системы ценностей любой народ оказывается легко подверженным различным смутам, разделениям и социальным настроениям.Необходимо развивать преподавание основ православной культуры в школах во всех формах, в том числе по разным годам обучения, за счет регионального и школьного компонента образовательного процесса. Это позволит лучше подготовить базу, условия, чтобы успешнее расширять ОРКСЭ, когда соответствующее решение будет принято. Обращаюсь и к представителям органов власти всех уровней с просьбой содействовать осуществлению этого важного, поистине государственного значения проекта, от реализации которого в конечном счете зависит духовно-нравственный климат в обществе, в котором нам предстоит жить через 10-15 лет.В первом, общем для всех модулей курса ОРКСЭ, уроке «Россия – наша Родина» есть такие замечательные слова о религиозных культурах и морально-этических нормах: «Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого…» Не будем же лишать наших детей и молодежь возможности все время своего духовно-нравственного и интеллектуального возрастания приобщаться к этим вечным и прекрасным ценностям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте