search
main
0

Слова – оружие. Дело государственной важности

21 июня состоялось заседание Совета по русскому языку при Президенте РФ, на котором говорилось о необходимости повышения роли русского языка в жизни нашего общества, первостепенной задачей остается качество преподавания русского языка в школе. Сегодня мы публикуем статью нашего автора, где поднимается проблема заимствований, а также снижения речевой и письменной грамотности, причем не только учащихся, но и взрослых людей, зачастую политиков и журналистов.

Возможно, в ваши руки, читатель, еще не попала книга Захара Прилепина «Летучие бурлаки» – советую прочитать. Особенно интересна она для тех родителей, у которых дети еще учатся в школе. «Дети учатся в школе. Двое – первоклашки, еще один в восьмом. Четвертому чаду скоро в садик, там свои проблемы начнутся. Из школы несут в дом кто вопросы по ЕГЭ, кто сверхурочную контрольную, кто новую олимпиаду. У меня высшее образование, у жены высшее образование. Мы оба хорошо учились, читаем много книг… А вчера старший принес новый «Профильный конкурс – исследование». Дал нам посмотреть – не питая, замечу, ложных надежд касательно интеллекта родителей, просто захотел нас порадовать. Слушайте тогда внимательно: «Доказано, что звуки несут не только информацию, но и непосредственно влияют на настроение человека. Какой из приведенных ниже наборов звуков передает добрую эмоциональную окраску?1. В Д Л М Н Ч2. Ф Х Ш Щ К Ж З Р Ы3. Ж З Р Ы4. К П С Т Ф5. Ф Х Ш Щ Ж С Р Г С Ц 6. В Л М Н К П». …Все смотрят друг на друга, пытаются понять, появилась ли в наших глазах добрая эмоциональная окраска». У вас как, появилась?Электропоезд по булыжной мостовойПрочитать книгу советую: всем будет интересно. И я с грустью констатирую: полноценное преподавание русского языка и литературы изгнано из современной школы. До 11-го класса добираются ученики, которые элементарно не умеют читать – не только сочинение написать. Откуда родиться своим мыслям, если не поняты тексты, прочитанные так, словно электропоезд по булыжной мостовой да по ухабам движется: со скрежетом и непредвиденными остановками?! Интересно ли школьникам на уроках преподавателей, «рационально и творчески» использующих время урока: 40 минут – проверка домашнего задания, 5 минут – запись домашнего задания к следующему уроку!И приходится ребятам бегать на занятия к репетиторам. А если семья не может оплатить эти дополнительные занятия? Привьют ли учителя любовь к родному языку и родной литературе? Вопросов больше, чем ответов на них. Знаний настоящих у сегодняшних школьников нет. На мой взгляд, основой школьного образования должен быть русский язык, устный и письменный. По мнению Ольги Тимониной, доцента Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, языковая агрессия на духовном уровне (как показывает история) нередко предшествует военной. Заимствованные слова вытесняют нашу самобытную русскую речь. Язык засорен «спамом, омбудсменом, принтом, клатчами, трендами, ньюсмейкерами, опциями…». Не нужны нам «колледжи», давайте вернем «училища» и «техникумы». И бакалавры и магистры с менеджерами тоже монстры для русского человека. Американский философ-идеалист Д.Сантаяна писал: «Слова – оружие; заимствовать их из арсенала врага опасно как в теории, так и в политике». Наша словесность в мировом восприятии – это все, что мы есть. В конечном итоге любой народ живет собственной мифологией и собственной литературой. А если этого нет, то и народа нет! Народ сходит на нет, и от него остается миф, сказка. Язык великого народа – основа духовной культуры, посредством которого осуществляется связь поколений. Русский язык достоин любви и внимательного изучения. Изучая язык, мы изучаем историю и культуру своего народа. Кто виноват?Только ли учителя виновны в низком уровне знаний учащихся? По-моему, нет. К сожалению, даже политики и журналисты безграмотны («…учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»?): не умеют склонять числительные (…увеличилось до ВОСЬМИСТА); ездят почему-то в «деревнЯ». О Тунгусском метеорите (по TV): Остатки кометы ДОСТАНЫ. От костра отлетела яркая БРЫЗГА и т. п. А это шедевры из учебников по русскому языку. 4-й класс. Планета знаний. Задание к упражнению: в 6-м предложении сделай разбор по членам 6-го предложения. Абракадабра какая-то! Измените предложения. Сделав их побудительными по цели высказывания, для чего переведите подлежащее в обращение. Запишите по образцу. Это ж с какого языка на какой и что нужно перевести?! 4-й класс. Контрольные работы по русскому языку. ФГОС. УМК. Допиши окончания именами прилагательными. Укажи падежи. На каком языке это написано?! Я, учитель с солидным стажем, не смогла перевести данный вопрос на русский язык! Поймут ли задание ученики? Там же: Обведи номер ряда, в котором все слова родственные слова и среди них нет формы одного из них. Возникает вопрос у меня: авторы пособия сами-то владеют русской речью? В очередном сборнике контрольных работ по русскому языку к слову «блеснуть» дают проверочное слово «блёстки»! К словам «сторожить» и «золотой» (соответственно) – «сторожка» и «золотенький»! А если умненькие детки предложат другие проверочные слова – «стража», «злато»?! Вопрос к авторам различных пособий: вы что-нибудь слышали о правописании корней с чередованием гласных? А о полногласных и неполногласных чередованиях? Наверное, нет. Нет в учебниках правил о полногласии и неполногласии! Нет этого правила и в новом «полном академическом справочнике» «Правил русской орфографии и пунктуации» (издательство Москва, АСТ-Пресс, 2011 г.). Убога речь школьника, убого стало наше самое лучшее в мире образование. Может, авторы пособий умышленно уничтожают русский язык, вытесняя его «тарабарским»? Ах, если бы попробовали сравнить учебники, удостоенные премии, и нынешние! Они различны, как «стихи и проза, лед и пламень». К великому сожалению. Зачем же изобретать, то бишь создавать и портить, то, что уже было создано и утверждено в советской школе?! К слову сказать, что в 2016 году исполнилось 60 лет замечательному «учебнику» русского языка – вышли из печати «Правила русской орфографии и пунктуации». Утверждены Академией наук СССР, Министерством образования СССР и Министерством просвещения РСФСР. Москва-1959. Работать не формально, а творчески Вернуть русский язык в школу – дело государственной важности. На уроках должны звучать монологические ответы учащихся, чтение эпизодов из художественных произведений. Нужно работать над формой и содержанием произведений художественной литературы не формально, а творчески. Отменить бесконечные презентации и тестирование, а побольше писать творческие мини-ответы на вопросы (анализ эпизода, эссе, сочинение – стихотворение по данному началу). Пусть дети учатся, думают, творят… И проводить анализ выполненных работ учитель обязан! Предлагаю: В 9-м классе русский язык обязательно сдавать по билетам (устно), а письменно – оставить изложение с творческим заданием на выбор: дописать концовку текста; дать развернутый ответ на вопрос и др. По литературе – или по билетам, или предложить защиту реферата (на выбор ученика). 11-й класс. Русский язык сдавать письменно: насыщенный диктант. Литературу (не по выбору, обязательный экзамен) – устно, по билетам. Можно защитить реферат. Каждый ученик почувствует ответственность за свои знания. В заключение хочу пожелать всем читателям «Учительской газеты» «заболеть» настоящей, неподдельной любовью к русскому языку, великому и могучему. Прививайте эту любовь своим ученикам. Обязательно прочитайте школьникам «Речение о слове» М.Пермяковой – никто не останется равнодушным к изучению русского слова.

Майя КУПРИЯНОВА, учитель русского языка и литературы высшей категории, член Ассоциации творческих учителей России, ветеран труда, ветеран боевых действий в Афганистане, ныне пенсионер, Балашиха, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте