search
main
0

Следы Сусанина ведут в Манеж В театре не бывает “простых” вещей

Далеко не каждый может похвастать тем, что побывал за кулисами театра. К тому же Большого. Того, чья история длится 225 лет. Именно столько исполнится завтра Государственному Академическому Большому театру. 28 марта (по новому стилю) – день, когда губернский прокурор князь Петр Урусов получил от Екатерины Второй привилегию на содержание театра, считается его днем рождения.
первые за двести с лишним лет Большой театр превратил Манеж в огромную сценическую площадку, где все “по-настоящему”: театральные подмостки, за ними – задники, эскизы и макеты декораций, костюмы. Пространство, заполненное музыкой и цветом: специально предусмотренная подсветка, как во время репетиции, то гаснет, то лукаво вспыхивает, выделяя важную деталь.
Что, как не вещь, характеризует время? В театре вещь являет собой четкий и верный слепок той жизни, которая уже безвозвратно ушла.
Большая экспозиция работ театральных художников даже непросвещенному зрителю дает представление о том, как менялось с годами видение театра, что выносилось на первый план, а что уходило навсегда, какие, казалось бы, невероятные сочетания уживались друг с другом, подтверждая догадку об условности сценического мира. Разумеется, градации напрямую зависели от общественных перемен, ведь художник (а театр – это коллективный художник) – в какой-то степени проводник окружающих его настроений. Любопытно, что в позапрошлом веке над декорационной атрибутикой работали сразу несколько человек, имеющих определенную специализацию: от интерьерщика до пейзажиста и архитекторов. Помимо этого, они выполняли обязанности театральных машинистов, то есть управляли механизмами подъема, спуска, кругового вращения сцены.
Извлеченные из многих запасников и фондов, предоставленные музеями и картинными галереями, собранные воедино эскизы декораций становятся удивительным зрелищем. Диковинный театральный вернисаж. Буйство цвета Константина Коровина, признанного первым представителем живописного импрессионизма в русском декорационном искусстве. Оригинальность Петра Вильмса, стремящегося внедрить принцип станковой изобразительности – в форме разного рода композиций в виде панно, гобеленов пейзажного, сюжетного или портретного характера, а затем и иллюзорно-объемных декораций. Сдержанность Владимира Дмитриева – первого художника русского театра психологического реализма, сумевшего создать эмоциональную среду жизни героев. Штрихмастерство Николая Золотарева, следующего традиции нового театра, где главенствовали приемы условности, лаконизма и фрагментарности. Особый подход Бориса Мессерера, для которого готовые формы были скучны. Сочиненные им графические композиции действовали в качестве самостоятельных “визуальных” персонажей спектакля. Так, в “Кармен-сюите” Жоржа Бизе – Родиона Щедрина над сценой висела огромная голова быка, своей упрямой и жесткой посадкой иллюстрирующая будущий любовный поединок и трагедию.
В отличие от “художественной” “костюмная” выставка приглашает больше к восторженному созерцанию, чем к раздумью. Она многоэкспонатна, ярка и, пожалуй, ослепительна (вот она, лукавая игра софитов – направить луч на блестящую отделку костюма). За стеклом выставлены вещи, вполне достойные занять свою строку в книге истории, – костюмы Шаляпина, Собинова, Козловского, Улановой, Гагариной, Плисецкой, Архиповой, Вишневской, Образцовой и многих других. Апофеозом “костюмного закулисья” может служить сцена из оперы “Иван Сусанин”. Вернее, костюмы из оперы (а их несколько десятков) на импровизированных подмостках. Зрелище впечатляет хотя бы потому, что в мягком полумраке манекены кажутся людьми, и чудится, вот-вот вспыхнет свет, зазвучит музыка и изумленный зритель станет полноправным участником событий. Одна из таких “зазевавшихся” посетительниц выставки призналась, что театр воспринимала всегда “на грани изумления”, но то волшебное чувство, которое испытала в Манеже, не сравнимо ни с чем. Выставку дополняют концерты артистов Большого, и радует более чем доступная цена билетов. Как это сочетается, пояснили в кассовом окошке:
– Для пенсионеров и студентов у нас скидка, то есть билет стоит всего десять рублей. И вот замечаем: появились завсегдатаи. С каждым днем их все больше. Не каждый может позволить себе поход в Большой, а здесь на концерте можно услышать и Маторина, и Верестникова, и Ерастову, увидеть сцены из балета. Некоторые приходят с цветами.
По тому, как многие остаются сидеть на стульях после концерта или видеофильма о театре и его знаменитостях, можно судить о неистребимой потребности человека к прекрасному. О его желании быть посвященным в большое искусство. То, которое даже время обесценить не может. Впрочем, художник (имеется в виду образ творческого человека) никогда в этом не сомневался. Оттого и продолжал создавать, лелеять и спасать мир ирреальный и в то же время так похожий на настоящий. Мир прекрасного. Он понимал, когда-нибудь все встанет на свои места, количество перейдет в качество. А уж в какой форме это качество преподнести, будет зависеть от профессионала. Большой театр воспользовался методом погружения зрителя в атмосферу спектакля (чем не спектакль вся выставка?), ни на йоту не отступив от задач театральной системы. И на высоком уровне. Да иначе и быть не могло, ведь театр – Большой.

Наталья АЛЕКСЮТИНА

Досье “УГ”

XVIII век. Там, где в будущем расположится Большой театр, раскинулся практически не застроенный участок. Весной его затопляла река Неглинка. По ее правому берегу шла дорога из Новопетровского монастыря, которая со временем превратилась в улицу Петровку.
1776 год – основание Большого театра. Пока его труппа мала: 13 актеров, столько же музыкантов, четыре танцора и три танцовщицы с балетмейстером. Одни и те же актеры принимали участие в драме, опере и балете.
8 октября 1805 года в третьем часу дня театр сгорел дотла. Виноват был гардеробмейстер, забывший потушить две свечи.
1821 – Александром I утвержден новый проект театра. Строительство поручено архитектору Осипу Бове.
6 января 1825 – открытие Большого театра. Новое трехэтажное каменное здание было возведено за пять месяцев – скорость по тем временам фантастическая. Внешне здание не было примечательным, но поражали его размеры. Фасад театра выходил на улицу Петровку и поэтому его стали именовать Петровским. “Большой Петровский театр изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение…” – писал Сергей Аксаков. По размерам это был второй театр в Европе после миланского “Ла Скала”, который вмещал от 2200 до 3000 человек.
11 марта 1853 – в Большом театре случился очередной пожар. Причина его не установлена. С особенной силой огонь бушевал на сцене и в зрительном зале, пламя охватило все здание. “Страшно было смотреть на этого объятого огнем гиганта, – писал очевидец, – когда он горел, нам казалось, что перед глазами нашими погибал милый нам человек, наделявший нас прекраснейшими мыслями и чувствами…” В огне погибли театральные костюмы, собиравшиеся с конца XVIII века, декорации, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты.
20 августа 1856 – произошло торжественное открытие восстановленного Большого театра. На церемонии присутствовала царская семья. Сезон был открыт оперой В.Беллини “Пуритане” в исполнении итальянской труппы.
1869 – на сцене Большого состоялся оперный дебют Петра Чайковского (“Воевода”).
1877 – балетный дебют Чайковского – “Лебединое озеро”.
1888 – поставлена опера А.Бородина “Князь Игорь”.
1893 – впервые в Большом театре поставлена опера Римского-Корсакова (“Снегурочка”).
1911 – труппа театра приглашена в Лондон для постановки спектакля в честь коронации Георга V.
1917 – в дни Октябрьской революции половина стекол театра вылетела из-за артиллерийского грохота, но их быстро восстановили. Сезон начался обычным порядком. Правда, из репертуара исключили “Князя Игоря”, “Жизнь за царя”, “Бориса Годунова” и еще несколько опер. Зато возобновили “Снегурочку” и “Садко”, а в следующем году поставили превращенную в балет симфоническую поэму Глазунова “Стенька Разин”.
1919 – возникновение традиции проводить в Большом театре заседания, посвященные годовщинам революций, юбилейным датам, партийные съезды.
1927 – на сцене Большого – первый советский балет “Красный мак” Глиэра.
13 февраля 1941 – последняя предвоенная премьера – опера “Хованщина”. В октябре работники Большого были эвакуированы в Куйбышев, где провели год и девять месяцев.
28 октября 1941 – в вестибюль Большого театра попала и взорвалась немецкая бомба. Ремонтные работы начались сразу же.
5 мая 1945 – ведущие мастера оперы и балета театра участвуют в концерте на ступенях рейхстага.
1965 – над зрительным залом сооружен репетиционный зал, сцена которого равна по габаритам основной игровой площадке Большого театра. Для этого пришлось ликвидировать уникальную по размерам декорационную мастерскую.
1993 – правительством России принято постановление о строительстве филиала Большого театра, после завершения которого начнется реставрация главного здания. Начало сотрудничества с ЮНЕСКО.
2001 – в январе на сцене Большого состоялся концерт артистов Мариинского театра. В планы сотрудничества входит организация обменных гастролей. Театр подписывает договор с одной из австралийских компаний об организации балетной школы в Сиднее. 28 марта – празднование 225-летия первого театра России. В юбилейный сезон включены премьеры: “Евгений Онегин” (новая редакция спектакля, поставленного в 1944 году), балет “Русский Гамлет (сын Екатерины Великой)” на музыку Л.Бетховена и Г.Малера и другие.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте