История, произошедшая недавно в Нижнем Новгороде, вполне анекдотична, но мало у кого вызовет смех. Разве что горький.
Суть вот в чем. Еще в прошлом году Рособрнадзор, проверяя школы в Нижегородском районе на соответствие требованиям СанПиН, оштрафовал самую перегруженную в городе школу №103, поскольку там в большинстве классов была превышена норма – вместо положенных 25 учащихся обучалось от 26 до 36 детей. Всего в школе более 1600 учащихся. Проектная мощность типового здания, понятное дело, не рассчитана на такое количество, поэтому детей вынуждены были учить и во вторую, и даже в третью смену.Все это происходило и происходит не от хорошей, как говорится, жизни. Со времени постройки школы город вырос в ширину и высоту: ретивые столичные застройщики возвели и сдали в эксплуатацию несколько многоэтажных жилых комплексов, продав квадратные метры за весьма большую цену. Горожане (в основном, конечно, молодые семьи с детьми школьного и дошкольного возраста) из тесных хрущевок, брежневок и народных строек активно покупали квартиры в тихом живописном месте на высоком волжском берегу, тем более что им были обещаны и садики, и школы, и золотые горы. С золотыми горами, правда, заминочка вышла. Школа №103, построенная на краю города на закате советской эпохи, оказалась крайней в прямом и переносном смыслах слова. Ее микроучасток быстро превратился в макротерриторию. В Верхних Печорах (так называется район, о котором идет речь) есть еще школы, но 103‑я от новостроек ближайшая. Вот и понесли новоселы заявления о приеме детей именно туда. А куда еще? Не принимать школьников, живущих рядом, администрация не имела права, хотя и предупреждала родителей о том, что школу могут «разгрузить» в принудительном порядке. Рособрнадзор не раз штрафовал администрацию и выносил предписания привести количество учащихся в соответствие с нормами. Но что толку штрафовать? Лучше бы подсказали, как это сделать технически. Руководство выхода не видело. В этом году здесь снова набрали рекордное для Нижнего Новгорода количество первых классов.И вот в конце сентября суд Нижегородского района, куда обратились с иском специалисты Рособрнадзора, вынес решение – школу разгрузить, обязать к первому сентября будущего 2019-2020 учебного года привести количество обучающихся к норме, часть детей (от пяти до десяти из каждого класса) направить в другие школы, расположенные поблизости к 103‑й. Узнав об этом решении, первыми возмутились родители. Да и кто из мам спокойно отнесется к тому, что ее ребенка могут насильно изъять из привычной среды, разлучить с одноклассниками, учителями, заставить учиться по другой программе, подчиняться другим требованиям? Понятно, что вынужденный переход в другую школу – это всегда стресс для ребенка и его близких. Часть учащихся старших и средних классов уже однажды пережили его в связи с переездом в новые квартиры. Переживать такое во второй раз никому не хочется…Родители дружно собирали подписи в защиту школы и детей, руководство готовило апелляцию судебного решения. Областное и городское образовательное начальство, разумеется, тоже не осталось в стороне: начало года, а тут напряженная и, в общем-то, безвыходная ситуация. Ведь школа-то признана виноватой без вины, а расплачиваться придется уж вовсе ни в чем не повинным детям. Министерство, отлично понимающее, что дело очень серьезное, вынесло свое решение: оставить классы без расформирования до тех пор, пока в районе новостроек не будет возведена и сдана в эксплуатацию новая школа. Родителей уверили, что проектная документация уже готова и деньги на строительство выделены. То есть потерпеть придется всего годик-два, а там многие сами захотят перевести детей в новую школу. Так и будет, в этом можно не сомневаться.Замечательное, мудрое решение приняла исполнительная власть, честь ей и хвала!Но если оставить в стороне эмоции и посмотреть на произошедшее с точки зрения здравого смысла, то совсем не захочется умиляться. Появится желание получить ответы на вопросы.Россиян давно не удивляет, что суды на местах подчиняются исполнительной власти – это уже норма, несмотря на то что в Конституции говорится о верховенстве власти судебной. А в данном конкретном случае можно и порадоваться – ведь решение вынесено абсурдное, заведомо неисполнимое, хотя и в согласии с законом. Зачем нам тогда такой закон? И чего же хотел Рособрнадзор, орган исполнительной власти, который обратился в суд? «Таков порядок», – отвечают в Рособрнадзоре. А зачем нам такой порядок?Было столько шума, волнений, разбирательств! Так много народа занималось писанием бумаг, серьезным обсуждением и поиском решения, которое, будем откровенны, с самого начала лежало на поверхности (и его можно выразить поговоркой «На нет и суда нет»)! На всю эту бессмысленную возню ушло много часов рабочего времени, оплаченного налогоплательщиками. Неужели нижегородским чиновникам и судьям делать больше нечего? Нет других, более серьезных проблем в городе и Нижегородском районе? Когда бы это было так!Всем понятно, что ситуация сложилась не по воле директора отдельной школы (кстати, нормы превышаются не только в 103‑й, и это всем известно), а в результате безответственности и недальновидности власти, легко дающей разрешение на возведение жилых комплексов и не задумывающейся над последствиями (а ведь ЖК строятся с вполне определенными целями, основная из которых – получение прибыли). Из-за несогласованности действий законотворцев и исполнителей. Почему школы и детсады начинают строить не одновременно с домами, а спустя несколько лет после заселения? Почему муниципалитет не может доверить строительство социально важных объектов самому застройщику, который наверняка справился бы с поставленной задачей, а обязан проводить конкурсы и объявлять тендеры, несмотря на то что все эти мероприятия оттягивают сроки сдачи?
На все эти вопросы нет ответа. Как нет рационального объяснения государственным затратам, направленным на обслуживание… пустоты. Видимо, бюрократической машине необходима имитация важной деятельности, чтобы народ видел: надзор и контроль не дремлет, он на страже интересов. Вот только чьих?
Нижний Новгород
Комментарии
Ирина ГЕНКИНА, мама третьеклассницы 103‑й школы:- Когда нам сказали, что часть детей придется переводить в другие школы, мы не поверили. Это показалось каким-то абсурдом. Но потом об этом написали местные СМИ, пришлось поверить. Конечно, все родители возмутились и решили действовать, а не мириться с решением, ущемляющим права детей. Всех пугала перспектива дискриминации. Мы не понимали, как, по каким критериям будут решать, кого оставить, кого перевести? По территориальному признаку или по каким-то еще? Но всем было понятно, что, если классы начнут делить, без скандалов не обойдется, нам всем было страшно.Мы, жители новостроек, уже два года ждем новую школу, а вместо строительства обещанного здания получили практически невыполнимое предписание. 103‑я к нашим жилым комплексам всего ближе, поскольку она на краю микрорайона Печоры, остальные в глубине. Пешком до них не дойдешь, это далеко, к тому же дорога идет через автомагистрали с активным движением. Не у всех есть возможность возить детей на машине, нанимать сопровождающих в школу и домой – тем более. Практически каждая семья выплачивает ипотеку, то есть вынуждены работать и папы, и мамы. Мы покупали квартиры в надежде, что рядом с домом, в пешей доступности, будут и школа, и садик, а столкнулись с огромной проблемой – садики переполнены, школы тоже. В других печорских школах, кстати говоря, тоже не наблюдается недостатка в учащихся. Не верится, что в какой-либо из них учится меньше 25 человек в классе.Елена И-ОВА, заместитель директора нижегородской школы:- Мы все в недоумении, почему Рособрнадзор подал в суд только на 103‑ю школу. Можно подумать, что проблема перегруженности классов касается только ее. К тому же причина нарушения норм состоит вовсе не в жадности руководства. А ведь есть у нас школы, точнее образовательные учреждения повышенного статуса, которые пользуются огромной популярностью у родителей, попасть туда почетно и престижно, и каждый чиновник и близко стоящий к власти родитель не прочь устроить туда ребенка, невзирая на превышение нормативов. Каждый год первые классы этих школ набивают под завязку, как резиновые. И что-то ни о каких штрафах и судебных решениях в отношении их не слышно. То есть если нельзя, но очень хочется, то можно. И глаза на нарушение можно закрыть.А в 103‑й совсем другое дело. Кстати, то же самое наблюдается в Щербинках. Школ там вроде бы немало, но 30‑32 учащихся в классе – это уже почти норма. А все потому, что в микрорайоне идет активное возведение высоток, кроме того, рядом, в пригороде, построили новые ЖК, куда заселились семьи с детьми школьного и дошкольного возраста. Школу там строят. Садик уже построили, но его на всех не хватает. Родители устраивают детей с огромным трудом, им отказывают под предлогом того, что нельзя превышать нормы. Кто виноват, что родители должны решать проблемы, которые создала власть? Хорошо, что история получила такую огласку, есть надежда, что строительство школ в новостройках больше не станут откладывать.Ирина СТЕПАНОВА, ветеран педагогического труда, учитель математики на пенсии:- Я следила за тем, как развиваются события в связи с судебным решением в отношении 103‑й школы. Конечно, была на стороне руководства и родителей. Что за глупость эти нормы, кто их придумал и с какой целью? Когда сама я училась (пошла я в школу в 1944 году), у нас было в классах по 40‑45 человек, всех учили, никого из директоров не штрафовали. Да, тесно было, по трое сидели иной раз, но что делать, если зданий не хватало, многие были отданы под госпитали, к тому же не было и учителей в достаточном количестве. И сама я, когда после пединститута пошла работать, вела классы, в которых учились по 38‑42 человека. А что было делать? Учили. Все понимали, что альтернативы нет. Только в 70‑80‑х стали строить новые здания, подготовили новые кадры, и классы постепенно становились меньше. А тут проблема надуманная, из пальца высосанная. Мне все время хотелось обратиться к властям: постройте новые школы, сделайте профессию учителя привлекательной, чтобы молодежь бегом бежала работать в школу, тогда и нормы вводите, и контролируйте. А сейчас ведь молодежь сторонится школы. Мой прогноз: вот увидите, когда старые учителя уйдут, то классы вынуждены будут укрупнять, потому что учить будет некому. Увеличивать часовую нагрузку на педагогов будет уже невозможно, вот и останется одно – увеличивать нормативы или переводить некоторые классы на дистанционное образование. Это все крой тришкина кафтана.
Комментарии