search
main
0

Скотный двор царя Авгия

Скотный двор царя Авгия

Синхронизированный курс преподавания литературы, истории, истории мировой художественной культуры в 6-8-х классах средней школы

В последние годы произошли позитивные изменения в преподавании литературы, истории в средней школе. Появились новые программы и учебники. На уроках литературы свободно изучают произведения, ранее запрещенные цензурой, историки смело используют в работе концепции зарубежных политологов, историографов, имеющих свой взгляд на исторические события. Однако системности, синхронизации в обучении предметам гуманитарного цикла, особенно в 6- 8- х классах, пока не получается.

К примеру, систематическое изучение истории начинается с шестого класса, тогда как литературы – только с девятого. Предмет МХК обычно относится к разряду экзотических и вводится в старших классах, когда начинается жесткая специализация по профилирующим дисциплинам и на историю культуры смотрят как на предмет, создающий перегрузку в учебном плане. Остается прибавить еще отсутствие учебных пособий, учебников, наглядного материала, и картина приобретает законченный вид.

Содержание преподавания гуманитарных дисциплин в 6-8-х классах не только не дополняет друг друга, а, напротив, существует изолированно, каждый в своей логике, не согласуясь между собой. Например, новая программа по литературе для 6-го класса (автор Т.Ф.Курдюмова, В.Я.Коровина) имеет ряд неоспоримых достоинств, но ее логика, построение прямо противоположны курсу истории 6-го класса.

Пока ученики 6-8-х классов на уроках истории последовательно изучают одну эпоху за другой, а на литературе читают отдельные произведения фольклора, русской и советской классики и иногда что-нибудь из мировой классики, без учета исторического контекста. Причем школьники, изучая на уроках литературы в сентябре мифы Древней Греции: “Скотный двор царя Авгия”, “Яблоки Гесперид”, познакомятся с пантеоном греческих богов, без знания которого трудно разобраться в мифах на уроках истории только в декабре. А в курсе истории обычно не хватает времени, чтобы подробно изучить все тот же пантеон богов Древней Греции, прочитать и проанализировать мифы в изложении Н.Куна. Недостаточно глубокое проникновение в эпоху Древнего мира, Средних веков, Возрождения будет ощущаться и на уроках литературы в 9-х. Словесники, разбирая произведения русской классики, большую часть времени вынуждены тратить на лексическую работу с текстом, вместо того чтобы говорить о композиции, проблематике, художественном своеобразии произведения. И это оправданно. Ведь надо же обьяснить, за что, собственно, Евгений Онегин “бранил Гомера, Феокрита”, что это за “наука страсти нежной”, и кто такой Назон, и “за что страдальцем кончил он свой век блестящий и мятежный…” И почему Онегин “читал охотно Апулея, а Цицерона не читал”. Очень важно именно в 6-8-м классах подготовить ребят к восприятию систематического курса русской классической литературы, познакомить с историей развития различных жанров, понять процесс становления и развития мировой литературы. И еще одно наблюдение. Проанализировав тематическое планирование уроков по истории в 6- м классе, можно заметить, что на “культуру”, т.е. изучение архитектуры, скульптуры, живописи Древнего мира, отводится 12 учебных часов. Как говорится, комментарии излишни.

Вывод напрашивается сам собой: а что если попытаться синхронизировать курсы истории, литературы, МХК в 6-8-х классах, изменив содержание преподавания литературы, введя с 6-го класса уроки МХК по курсам “Древний мир”, “Средние века и Возрождение”, “Культура России”. Так пять лет назад родилась идея синхронизированного курса изучения истории, литературы, МХК в 6-8-х классах. Нам кажется, что именно в 6-8-х классах, когда еще не стоит вопрос об узкой специализации, отнимающей резервы “школьного компонента”, и по оценкам психологов наиболее продуктивно работает память, идет интенсивное развитие мышления, интеллекта, возникает возможность дать глубокое, систематическое гуманитарное образование. Структура курса предполагает в 6-м классе на уроках литературы, истории, МХК изучить Древний мир, в 7-м классе – Средние века и Возрождение, в 8-м классе – историю, литературу, МХК России начиная с Древней Руси по XVIII век.

В ходе работы определились основные принципы и подходы к синхронизированному изучению предметов гуманитарного цикла:

I. Принцип “вслед за историей” предполагает изучение литературы и МХК в соответствии с государственной программой по истории, а изучение каждой темы начинается на уроках истории, затем продолжается на уроках литературы и МХК.

II. Принцип “согласований” предусматривает оптимальное распределение учебного материала между предметами истории, литературы, МХК, не допускает дублирования содержания, позволяет каждому специалисту-предметнику опираться на знания детей, полученные по этой теме на других уроках. Составляется тематическое планирование по истории, литературе, МХК, в котором определено содержание уроков, время изучения тем (см.приложение).

Большая работа была проведена по выработке содержания преподавания литературы и МХК, истории. В работе принимали участие специалисты Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, учителя нашей 109- й школы. Каждый курс литературы, помимо изучения отдельных памятников, предполагает работу по теории литературы, а также уроки по развитию устной и письменной речи. В результате по каждому курсу литературы сложился методический комплекс: хрестоматия для учащихся, пособие для учителя с разработкой 100 уроков (автор – разработчик Л.Щипулина. – Ред.).

Содержание преподавания истории в 6- 8- х классах также претерпело некоторые изменения в связи с перераспределением учебного материала. Историки получили возможность уделять больше внимания чисто историческому материалу, а также обратиться на уроках к различным историческим и юридическим документам. Разработаны хрестоматия по истории Древнего мира для учащихся 6-х классов, автор-разработчик Т.Анненкова, и пособие для учителя с разработкой уроков курса истории “Древний мир”. Создано также пособие по ИМХК для шестиклассников “Культура Древнего мира”, автор-разработчик О.Кирюхина.

В результате изучения синхронизированного курса литературы, истории, МХК ученики получают качественно новый разносторонний уровень знаний об эпохе, позволяющий сопоставлять и сравнивать историю, литературу, культуру различных цивилизаций. Пятилетняя апробация курса, проведение письменных контрольных работ, тестирований показывают глубокое знание различных эпох, свободное владение сложной терминологией.

Лидия ЩИПУЛИНА,

учитель русского языка и литературы 109- й московской школы

Тематическое планирование. “Древняя Греция”

Что такое знание? Не что иное, как записанный опыт. Карлейль

Карлейль

На “Методической кухне” хозяйничали Ольга КУТАСОВА и Елена КОМАРОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте