Прочитал я несколько раз расчеты-подсчеты учительской зарплаты после ее повышения (статья Таисии Батаевой, учителя математики из школы №20 г. Белгорода, «Сорок рублей на воспитание») и крепко задумался. Это же сколько противоречий в информации по оплате труда?! А письмо учительницы Нины Матвеевой из Ульяновской области вообще выбило из колеи.
Слов нет, зарплата учителя невелика, и если сравнивать оплату интеллектуального труда и неквалифицированного, то разрыв не в пользу первого. А вообще-то учителя всегда получали немного. Но нам, несмышленышам, когда учился в школе, всегда твердили: «Царское правительство не было заинтересовано в просвещении народа, потому что темными массами легче управлять, деньги на образование не выделялись», и мы верили.
А уж много позже я узнал, что преподаватель гимназии К.Э.Циолковский на свое жалованье смог и выстроить двухэтажный особняк, и содержать большую семью, и издавать за свой счет книжки по космонавтике.
Стержнем нации всегда была культурная, интеллектуальная элита, вокруг нее собирались другие.
А сейчас в нашем обществе, особенно среди молодежи, распространяется «зараза невежества». Число учеников в школах России сейчас меньше, чем в 1940 году, более 1,5 млн. детей школьного возраста не посещают учебные заведения. Это статистика.
А вот примеры из моего жизненного опыта. Мой учитель математики Борис Васильевич Абрамов, бывший офицер, горел в танке, контужен, как-то пожаловался мне, работавшему после окончания десятилетки трактористом в колхозе: «Вот вам хоть зерно дают на трудодни, а я на зарплату свою не могу второй костюм справить». Его жена Лидия Васильевна была тоже учительницей.
А всеми уважаемый заслуженный учитель Иван Федорович Анацкий все-таки скопил денег, построил небольшой дом, но так всю жизнь и ездил на велосипеде. Не могу назвать ни одного учителя, кто мог бы накопить денег и купить себе автомобиль, все жили скромно, трудились так же, как и все сельчане, на огородах, держали хозяйство. Главное, чем отличались они, – это своей культурой, интеллектом, участием в общественной жизни. И еще, раньше учителя никогда не поднимали вопрос о зарплате. Ну а нам сегодня хорошо уже тем, что о своих проблемах можем говорить открыто, свободно, везде.
Александр ПРОКОПОВ, ветеран педагогического труда, Моздок, Северная Осетия
Комментарии