search
Топ 10

Сколько стоит портфолио выпускника? С 2015 года вузы будут учитывать индивидуальные достижения школьников

​14 мая на заседании Общественного совета при Минобрнауки РФ обсуждался вопрос, волнующий многих участников образовательного процесса: школьников как будущих абитуриентов, учителей, преподавателей вузов. Зам. министра Александр Климов представил проект правил приема в вузы на 2015-2016 учебный год, в рамках которого будут учитываться индивидуальные достижения выпускников школ.

Напомним, еще в начале года абитуриентов взбудоражила новость: из-за приказа Минобрнауки вузы могут изменить списки вступительных экзаменов едва ли не за месяц до начала ЕГЭ. К счастью, дело быстро уладили и изменения перенесли на будущий сезон. Про общественные волнения не забыли и к началу нового учебного года решили заранее объявить дедлайн – и для вузов, и для чиновников. Согласно проекту, представленному Александром Климовым, такой датой будет 1 октября. Это предельный срок, до которого вузы могут внести изменения в правила приема и опубликовать на сайтах информацию о предстоящей приемной кампании, в том числе направлениях подготовки и вступительных испытаниях. Члены Общественного совета это предложение поддержали, отметив, что и ученики, и родители, и школа смогут заранее спокойно готовиться к ЕГЭ.Второй вопрос, который вынес на обсуждение Александр Климов, был воспринят далеко не так однозначно, и понятно, почему. Речь идет об учете при поступлении индивидуальных достижений школьника, который планируется ввести в 2015-2016 учебном году. Тема портфолио, которое содержало бы информацию об участии ученика в тех или иных мероприятиях и давало бы дополнительные бонусы при приеме в вуз, обсуждается давно, однако сегодня эта идея начинает воплощаться в реальности.Как рассказал Александр Климов, успехи школьника предлагается учитывать в виде дополнительных баллов, которые будут плюсоваться к баллам ЕГЭ. Причем итоговое сочинение, которое планируется ввести с 2015 года, согласно проекту может быть оценено не более чем на 10 баллов (как именно его учитывать, каждый вуз должен определить сам). Еще на 10 баллов может быть оценена сумма следующих достижений:- победа и призовые места на Олимпийских и Паралимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, наличие значков ГТО. Причем речь идет не только о спортивных специальностях, где все и так учитывалось, но и о тех направлениях подготовки, которые не связаны с физкультурой и спортом;- наличие медали «За успехи в учении». (Напомним, что со вступлением в силу нового Закона «Об образовании в РФ» министерство планировало прекратить практику вручения золотых медалей круглым отличникам, но позже было решено не только вернуть медаль, но и присваивать ее обладателям определенные бонусы при поступлении);- волонтерская деятельность;- участие в различных олимпиадах, иных интеллектуальных и творческих конкурсах, физкультурных мероприятиях, проводимых с целью выявления выдающихся способностей. При этом имеются в виду те результаты олимпиад, которые не дают абитуриентам особых прав при поступлении.За все вышеуказанные достижения абитуриенту могут начислить дополнительно не более 10 баллов, а с учетом школьного сочинения максимальная сумма может составить 20 баллов.У общественников сразу возник ряд замечаний и вопросов, и в первую очередь о «весе» сочинения. Почему баллы за него фактически равны всем остальным достижениям? И предусмотрен ли при таком раскладе риск давления на школу и учителей, которые будут его оценивать? По этому поводу у Минобрнауки был конкретный ответ.- Сочинение будет проверять не только русский язык и литературу, – пояснила Наталья Третьяк, первый заместитель министра. – Оно должно быть посвящено вопросам, которые касаются не только этих предметов: это могут быть исторические темы, общественно значимые, политически резонансные. Это в целом проверка способности ребенка размышлять, формулировать свои мысли, излагать их на бумаге, иметь свою точку зрения.Предполагается, что баллы за сочинение будет выставлять не школа, а вуз, если абитуриент изъявит желание, чтобы его работа была учтена. Сочинение сканируется, хранится в банке данных, из которого при необходимости будет изъято. «Таким образом, мы вводим элемент публичности в сочинение и исключаем возможность давления на школу, то есть оценка сочинения будет произведена вузом», – заключила Наталья Третьяк.Прозвучали опасения и о том, что новый порядок может дать зеленый свет коррупции. К примеру, если некий вуз организует собственный конкурс или олимпиаду и, оценив ее в 10 баллов, примет необходимых ему абитуриентов.- В целом мы исходим из презумпции добросовестности вузов, но такое возможно, – согласился министр Дмитрий Ливанов. – Именно поэтому всего 10. Но тем вузам, которые заинтересованы в выявлении и наборе абитуриентов, обладающих специфическими способностями, это даст шанс. Есть и плюсы, и минусы.Кроме того, как заметил уполномоченный по правам студентов Артем Хромов, с волонтерством тоже не все ясно: «Поступающий, обратившись в какую-нибудь общественную или медицинскую организацию, может получить волонтерский листок, даже не участвуя в добровольческой деятельности, и получить за это баллы…».И с этим согласились в министерстве, отметив, правда, что вуз до начала приема должен будет четко прописать в правилах, какое участие в волонтерском движении он будет учитывать и будет ли вообще.Александр Леонтович, директор Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского ДДЮТ, затронул проблему оценки качества творческих конкурсов и исследовательских конференций: «Имеет смысл подумать о том, чтобы в разных областях создавать систему рейтинга конкурсов и конференций для того, чтобы их можно было эффективно учитывать, и в частности при оценке портфолио». При этом он предложил создать централизованно структуру портфолио, которой вуз должен придерживаться.С другой стороны, поступил вопрос, а что делать, если вуз просто не знал о том или ином конкурсе, в котором участвовали школьники, и соответственно не прописал его в правилах приема? По мнению представителей региональных вузов, участвовавших в разработке проекта, стоит учитывать результаты олимпиад не ниже региональной или городской.Анатолий Карачинский, президент IBS Group, заметил, что в представленном перечне достижений вообще нет показателей, стимулирующих предпринимательские способности школьников, между тем, к примеру, в Гарварде при приеме в приоритете – предпринимательская жилка. «Стоит расставить правильные акценты – что нужно государству? Нужны классные спортсмены, классные ученые, – я согласен, но нам нужны и классные предприниматели, экономисты, на них будет держаться страна».Так или иначе, значительная часть вопросов сводилась к следующему: нужно ли прописать в правилах приема конкретные конкурсы, мероприятия, состязания, за которые школьники могут получить дополнительные баллы, или отдать все на откуп конкретным учебным заведениям.- Это было одним из центральных пунктов обсуждения руководителей вузов, – рассказал Александр Климов. – Как только мы пытаемся четко составить закрытый перечень волонтерских инициатив, творческих и интеллектуальных испытаний, мы резко ограничиваем круг мероприятий, в которых могут и захотят участвовать школьники. Мы согласны: нужен баланс и мониторинг того, что будет происходить, чтобы оперативно внести изменения на следующий год.Таким образом, несмотря на множество замечаний и комментариев, Общественный совет резюмировал: движение происходит в правильном направлении. «…И меня радует, что сумма дополнительных баллов пока невелика, – подытожил Евгений Ямбург, директор московского Центра образования №109, сопредседатель совета. – Потому что движения надо делать осторожно, с учетом того, что мы можем нарваться на вакханалию или субъективность. Год пройдет, посмотрим».Ведомственный приказ «Об утверждении Порядка приема на 2015/16 учебный год» уже опубликован в Интернете (regulation.gov.ru/project/14875.html) и проходит этап общественного обсуждения, в котором может поучаствовать каждый желающий.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте