Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Сказки хрустального дворца

УГ - Москва, №20 от 18 мая 2010. Читать номер
Автор:

Современных подростков не так-то легко оторвать от компьютера и телевизора и увлечь чем-то стоящим. А двери Дворца творчества «Восточный» по адресу: 1-я Владимирская, 20, где уже 10 лет «прописан» Народный музей кино и 5 лет как работает Детская народная киношкола, созданная на его базе, не закрываются никогда. Сюда принимают всех желающих, и каждый находит себе дело по душе. Недавно здесь отмечали двойной юбилей, на котором мы не могли не побывать, ведь «Учительская газета» – давний друг киношколы.

Даже те, кто сюда приходит просто так, обязательно остаются. И сразу забывают о компьютере и телевизоре. Здесь они встречают Юрия Дмитриевича Марущака – человека, обладающего особым даром притяжения, влюбленного в свое дело.

У воспитанников Юрия Дмитриевича получается вполне профессиональное кино, хотя и детское. Оно длится более часа, причем как игровое, так и документально-игровое. Играют дети. Во всех этих ролях пробует себя каждый ученик киношколы, но потом выбирает, что ему по душе. Преподают все эти премудрости (мировая художественная культура, живопись, театр, архитектура, скульптура, история кино и театра) профессионалы из ВГИКа, правда, ряды их за последнее время поредели. Кроме этого, в расписании киношколы есть занятия по сольфеджио, спецдвижению, сценической речи. Кстати, в конце обучения дети сдают экзамен по дикции и технике речи, чтению литературного произведения. Все, кто в ней занимается, любят уроки литературы, много читают, декламируют стихи не бездумно, как это часто бывает, а художественно.

Чтобы сделать профессиональное кино, нужно еще владеть ораторским мастерством, уметь танцевать, красиво двигаться. Когда приходится выступать в роли оператора, необходимо знать основы монтажа и звукорежиссуры. И всему этому воспитанники Марущака обучены.

В киношколе есть богатая кинотека из лучших фильмов отечественного и зарубежного кино. Только на таких произведениях можно научить настоящему киноискусству. Музыкальное сопровождение тоже дело важное, предварительно идет обсуждение, на каком музыкальном фоне должны разворачиваться эпизоды фильма. Здесь уже помогает фонотека – в ней собраны классические музыкальные шедевры. Впрочем, есть и свой собственный композитор – руководитель студии гитаристов дворца Сергей Юнгман.

Как говорит Юрий Дмитриевич, он не готовит специально будущих режиссеров, операторов, актеров. Главная задача, чтобы каждый воспитанник киношколы стал профессиональным зрителем: умел оценивать художественные достоинства фильма, мастерство оператора и режиссера и, конечно, выбирать для себя истинно хорошие фильмы, а не дешевую подделку, и влиять в этом отношении на своих знакомых, то есть в свою очередь воспитывать других.

Ученики киношколы многое умеют делать своими руками: шить костюмы, рисовать декорации. Вместе с Юрием Дмитриевичем они придумывают сценарии, обсуждают, как лучше снять ту или иную сцену, вплоть до деталей. В результате получаются не милые детские поделки, а настоящий фильм, снятый очень грамотно и вместе с тем не лишенный детской непосредственности. Недавно киношкола благодаря московскому правительству приобрела новое оборудование для киносъемок. И Юрий Дмитриевич очень признателен за это Людмиле Швецовой.

Всего за пять лет в киношколе было снято десять фильмов. Один из них, «Сказки хрустального дворца», стал лауреатом фестиваля детских телевизионных фильмов Правительства Москвы и Детской телеакадемии. Он был показан по кабельному телевидению столицы. Его посмотрели пять миллионов человек. «Парад солнечных зайчиков» удостоен диплома на фестивале «Сталкер». Фильм «Звонкие причалы», рассказывающий о прошлом и настоящем Москвы, посмотрели по столичным кабельным телеканалам более полутора миллионов зрителей, многие из которых прислали свои восторженные отклики.

Как люди по-настоящему увлеченные, ребята проводят в киношколе все свободное время, а в дни каникул, когда приходится работать на съемочной площадке, – с утра и до позднего вечера.

Почему киношкола называется народной? Потому что принимают в нее всех желающих и обучение полностью бесплатное. За 10 лет ее существования среди учеников не оказалось ни одного бездарного ребенка. Приходят, бывает, из простого любопытства. В том числе и так называемые дети улиц. Услышали про необыкновенную киношколу и решили посмотреть. Как-то появились подростки вызывающей внешности. В черной одежде, «украшенной» цепями. Вид у них был угрожающий. Казалось, что они вот-вот ввяжутся в драку, но их провели по студии и музею кинозвезд России и сказали, что и у них получится не хуже, чем у остальных, уже бывалых, киноактеров, операторов, и мальчики как-то сразу оттаяли, смягчились, даже несколько засмущались.

Через год этих подростков было не узнать. Они и сами не подозревали, что смогут так сильно измениться. А их родители благодарили руководителя: «Спасибо вам, что вы занимаетесь с нашими детьми». Они перестали болтаться по улицам и пугать прохожих своим видом.

Кстати, мамы, папы, бабушки и дедушки входят в объединенный педсовет и там на равных с педагогами решают все проблемы киношколы. Юрий Марущак их считает первыми и необходимыми помощниками.

Нам пришлось наблюдать, как в киношколу пришли новички: Никита и Виталий. Правда, заниматься хотел один Никита, а Виталий его сопровождал. Конечно, им все понравилось. И когда Никита написал заявление, Виталий тоже попросил его взять, а заодно и сестру Надю. Мальчики получили первое задание: сделать снимки конца зимы и портрет мамы.

Конечно, на съемки приходится тратить немалые деньги. Кое-что дают немногие спонсоры. Но, естественно, средств все равно не хватает. И тогда дети решили сами подзаработать. Однажды они пришли на фабрику «Красный Октябрь» и предложили сделать о ней ненавязчивую рекламу в виде сказки. Так появился фильм «Золотые россыпи». Он был показан на городских мониторах. Фильм получил диплом фестиваля «Юные таланты Москвы» и теперь хранится в Российском музее кино.

Одна из последних кинолент была названа «Полтергейст». Сюжет несколько напоминает известный фильм восьмидесятых годов «Чучело». Следует сказать, что многие сюжеты этих детских фильмов охотно взяли бы профессиональные киностудии. Марушак уверен в пользе такого тесного сотрудничества, в том, что дети должны учиться киномонтажу у высококвалифицированных профессионалов.

Недавно детской киношколе и ее уникальному народному музею кинозвезд России исполнилось 10 лет. В его создании участвовала редакция «Учительской газеты».

В программе торжества было все, как полагается: и телевидение, и информационные спонсоры, и представители администрации, и почетные гости, торжественная часть с поздравительными речами и награждением дипломами, съемки и интервью в необычном интерьере, где отовсюду на вас задумчиво и приветливо смотрят глаза любимых актеров, а на расстоянии вытянутой руки лежат на стеллажах и в витринах их личные вещи и сценические костюмы, дневники, записки, фотографии.

Дирекция дворца не раз противостояла жестким требованиям времени уплотнить или вовсе освободить помещение под более востребованные кружки бального танца или вольной борьбы. Иногда кажется, что Марущак, которому так много приходится выбивать, выпрашивать, требовать, доказывать очевидное, сам не верит, что у него есть свой островок покоя и стабильности: «Мы работаем в самых комфортных условиях, о которых можно только мечтать. Здесь нас окружают такие замечательные люди!»

Юрий Дмитриевич, говоря о музее, не устает повторять фразу: «Это единственный в истории пример, когда не дети пришли в музей, а музей пришел к детям. Они здесь окунаются в мир искусства, пробуют себя в разных профессиях, но самое главное – они учатся быть грамотными кинозрителями».

Марущак убежден в необходимости своей работы, ведь он день за днем наблюдает сокровенное таинство преображения детской души. Он всеми силами помогает своим питомцам, бережно собирает крупицы таланта и дает возможность маленькому человеку ощутить собственную уникальность и неповторимость. «Когда они видят себя на экране, становятся совсем другими! У них отношение меняется и к себе, и к другим. Гордость и одновременно ответственность, чувство собственного достоинства, потребность быть лучше, потому что ты стал центром внимания. Это такой заряд на всю жизнь дает, такой высокий старт! А как широко перед ребенком раздвигаются границы: он не боится жизни, он знает, что его успех зависит от него самого, от того труда, который он вложил! Все это должны понимать чиновники, от которых зависит и наша киношкола, и любые другие творческие студии», – говорит Марущак. При этом подчеркивает, что актерская профессия в будущем для членов этого творческого коллектива не самоцель. Главные ценности, которые проповедует Юрий Дмитриевич, – духовное и интеллектуальное богатство, уважение к людям, создающим прекрасное, искренность, чистота мыслей.

Марущак очень гордится тем, что его воспитанники никогда не пойдут на просмотр нового фильма или спектакля в джинсах и несвежей рубашке, в свитере с оленями или в мини-юбке и футболке. Они хорошо усвоили, как выглядеть стильно и к месту одетыми и что такое дресс-код.

Еще его дети совсем независтливые, доброжелательные и открытые. Юная актриса Сашенька Скалкина-Воронцова на вопрос о будущей профессии отвечает: «Хочу попробовать себя как актриса, журналист, переводчик и певица». Она уверена, что у нее все получится, и прилагает к этому много труда.

На юбилейное празднество пришла очень дорогая гостья, которой здесь особенно рады: Диляра Озерова, вдова кинорежиссера Юрия Николаевича Озерова – создателя киноэпопеи «Освобождение». На книжной полке в комнате режиссера всегда стояла фотография жены и рядом статуэтка: приз фестиваля «Женщины кино», который ежегодно проходит в Доме Ханжонкова. Диляра Керимовна Озерова удостоилась его в номинации «Жена режиссера – больше чем жена».

«Атмосфера, которую удалось создать в этом музее, настолько душевная, родная и близкая, – говорит Диляра Керимовна, – что я с огромным удовольствием передала музею много дорогих мне фотографий и предметов, даже знаменитую кепку Юрия Николаевича. Я убеждена, что здесь они будут эмоционально насыщать детское воображение, а значит, жить и работать. Это самое главное».

Дети всегда встречают своих высоких гостей с радостью, слушают их рассказы затаив дыхание, просят совета, расспрашивают о сыгранных ролях. Такое общение и есть лучшее воспитание, уверен их учитель.

Юрий Дмитриевич вполне доволен своей жизнью и своими питомцами, но есть у него еще одна задумка: он мечтает о проведении кинофестиваля «Первый показ» на московском телеканале «Столица», который объединил бы творческие достижения всех детских киностудий России, о том, чтобы дети – юные актеры, режиссеры, операторы, монтажеры, костюмеры, гримеры – рассказывали с большого экрана о своей работе, демонстрировали лучшие фильмы, а зрительское жюри выбирало победителей…

Анна ЕЛАНСКАЯ, Маргарита КУРГАНОВА

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту