В одной школе, где часто болели учителя от нежелания работать (а это первая причина всех заболеваний, как недавно убедительно было доказано молодой наукой «мотивистикой») директор решил найти им замену по мере необходимости. Ввел ставку нового заместителя. Так появилась Мина Летовна Временная (ударение в фамилии ситуативно меняется – то на первый, то на последний слог).
Что она могла вести? Да почти всё! Но предпочитала физику, историю и, в крайнем случае, математику. Хотя все время предпочтения менялись – такая уж была она непостоянная и капризная. Приходила и уходила, появлялась и испарялась, исчезала и возникала.
Когда нужно было что-то новое ввести, Мина Летовна разворачивала бурную деятельность в соответствии со своими должностными обязанностями и штатным расписанием. С ее уст слетали магические выражения: «требования времени», «новые тенденции», «инновации», «современное качественное образование» и даже полузагадочное-полуругательное слово «тренд», которое всех и всегда пугало. В этом периоде ударение в фамилии у Временной падало на последний слог. И много говорилось о вызовах времени. Эти вызовы прямо-таки подстерегали за каждым углом. Нападали и нещадно пинали всех зазевавшихся, замечтавшихся, погруженных в свои предметы учителей, углубившихся в познание учеников. Развороты требовались резкие и быстрые. Почти всегда на 180 градусов (тут я обращаюсь к тем, кто еще помнит школьную математику), хотя в итоге часто оказывалось на практике, что было 360 (опять к тем же читателям обращаюсь – а другие пусть вспомнят школьный курс).
Но если от чего надо было отказываться, отменять как устаревшее, то Мина Летовна меняла ударение в фамилии – теперь уже на первый слог она падало (на всякий случай напомню, что фамилия ее всегда была и оставалась одна – Временная). А в редкие периоды стабильности и затишья Мина Летовна уходила в отпуск, исчезала, как будто и не было ее вовсе. О ней даже и не вспоминали. Хотя директор, конечно, помнил о своих сотрудниках и следил за графиком отпусков, а заодно и за новыми веяниями в образовании, чтобы не упустить ничего актуальненького и свеженького, яренького и инновационненького (да извинят филологи и ревнители русского языка нас за такие новации – не удалось удержаться, какое время, такой и язык). Но энергии у Мины Летовны было много, так что в отпуск уходила с неохотой. Временная считала себя современной, чувствительной к требованиям (чьи это были требования её не интересовало, главное, чтобы они были на официальной бумаге, с печатью и подписью уполномоченного лица).
Все время Временная стремилась что-то современное ввести и внедрить, а устаревшее разрушить и закрыть. Жители школы в своем большинстве скучали по спокойствию и стабильности, но не могли противостоять речёвкам Мины Летовны: «Покой нам только снится» и «Ни минуты покоя». Ждать Временная тоже не любила – всё требовала делать быстро. Отчитываться четко и в соответствии с требованиями, по установленной форме (кстати, форма это постоянно менялась, да так быстро, что рябило в глазах). По итогам складывала и подшивала бумажки, хвалила и ругала на их основании. Горе было тому, кто не научился хорошо и правильно писать отчеты. Они бледнели и краснели, их распекали и прорабатывали.
Педагоги того же самого стали требовать и от учеников. Всё стало врЕменным и временнЫм в школе. Оперативно принимались меры и проводились МЕРОПРИЯТИЯ. Они шли с приставками супер и архи. Дела были чрезвычайно важными, направления крутыми, а предрассудки (то, что объявлялось устаревшим) отстойными. Любой фестиваль имел межгалактический характер планетарного масштаба – не меньше. Педагоги вместе с родителями и учениками старались перещеголять друг друга во вселенском пафосе. Полутонов не было и быть не могло.
Мину Летовну трудно было поставить в тупик. Но всё рано или поздно происходит. Наступил день, когда директор показал два прямо противоположных (на первый взгляд) приказа с вопросом: «Какой будем выполнять?» Требовали развивать цифровую грамотность учеников для их соответствия требованиям нового мира, но при этом запретить все электронные гаджеты в школе. Вот это творческая задача! Сразу – разрушать и создавать. Какое же ударение в фамилии предпочтет выбрать Временная? Но и тут наша героиня не растерялась: «С этого дня у меня будет двойное ударение в фамилии – каждый его ставит на свой вкус и в соответствии с интересами. А мы и посмотрим, правильно ли мыслите и верной ли дорогой идете, товарищи!». Все были удовлетворены – даже продвинутые родители были примирены с консервативными возможностью по-разному ставить ударения. Даже два лица появилось у Мины Летовны. Такая новация нашла опору в традиции в образе Януса – пусть и не отечественного, но классического героя мировой культуры. А кто о нём не помнит, то поверьте – он Мине Летовне точно был близок по своей сути. Наверное, даже был родственником по прямой линии. История умалчивает, оплачивалась ли работа за двоих (все-таки два лица присутствовало).
Доволен остался директор – должность заместителя сделал постоянной, вечной и неизменной. И такие чудеса могут происходить. Причем не только в сказках. Однако любой сказке рано или поздно приходит пора завершаться. Мина Летовна Временная практически не спала. Зато спало время. Все бегало по кругу – вперед и назад, два шага влево и тут же обратно направо. Движение было, а продвижения не было, функционирование шло, а развитие стояло. Вот такой вывод и репортаж из сонного царства постоянной суеты.
Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ
Комментарии