search
main
0

Сказка о краске. Изобразительное искусство, МХК

Общее впечатление от работ учителей изобразительного искусства и МХК в этом году – повысился их уровень, все чаще применяются новые формы подачи материала. Появляются элементы исследовательских поисков, чаще используются ИКТ. Особенно ценно, когда учитель и ученик становятся соавторами урока, возникают сотворчество, сотрудничество, диалог между учителем и учеником, что так важно в современном уроке.

Вместе с тем стоит обратить внимание на некоторые недочеты, допущенные в ряде работ:

Иногда авторы присылают большое количество материалов по различным номинациям, и яркие находки теряются среди обилия сырого, необработанного материала. Лучше сосредоточиться на чем-то одном, но довести работу до блеска, тщательно обработав ее.

Некоторые авторы присылают материалы, пересыщенные лишней информацией о себе и своих достижениях, – полная подшивка статей про учителя, копии дипломов и т.д. «Сто друзей» – это конкурс идей в конкретной разработке, а не комиссия по утверждению квалификации и разряда автора.

Некорректное использование научных терминов. Например, говоря о своем занятии, автор называет его «уроком с частичной интеграцией». Интеграция или есть, или ее нет. А понять, что такое интеграция, лучше всего познакомившись, например, с исследованиями по этому вопросу Института художественного образования РАО. Терминологические ошибки недопустимы.

Довольно много работ, где авторы используют свои личные рифмованные строки, не всегда высокого качества. Наверное, лучше взять хорошие стихи, которые любой мудрый педагог легко найдет для своих детей, чем сочинять, например, такие: «Я – художник юный/ Акварель беру/ Свою я воспитательницу/ Рисую и люблю/.

Некоторые авторы, материалы которых неоднократно отмечались в «Ста друзьях», начали повторяться, присылая фактически разработки прошлых лет. Хочется пожелать коллегам раскрыть свои таланты в новых поисках и исследованиях – так много путей перед ними!

Некоторые общие пожелания для будущих конкурсов:

Было бы интересно увидеть анализ урока, проведенный самим автором.

Урок должен обучать, настораживает обилие спецэффектов, когда форма урока начинает довлеть над его смыслом.

Хорошо, если автор сценария включит хотя бы краткое описание особенностей детей в классе, где ведется урок. Ведь любая методика хороша, если она подстроена под возможности и особенности ребенка.

Все эти замечания не умаляют достоинства большинства работ, присланных на конкурс.

Наибольшее количество работ оказалось в номинации «Сценарии урока». С нее и начнем.

Татьяна Гусева, Елена Киселева, Яна Магомедова, преподаватели Детской школы искусств, поселок Африканда, Мурманская область.

Тема «Связь искусств как основа развития творческого воображения в создании художественного образа».

Соединяя на уроке различные виды искусств, опираясь на глубину и силу воздействия их на человека, авторы добились настоящей интеграции. Урок состоит из двух частей: вначале вместе с учениками педагоги анализируют понятие «синтез искусств», играя в «Ассоциации», размышляют о том, как создается художественный образ. Затем переходят к творческой работе учеников – созданию лирического образа, реализации идеи свободного творчества.

Авторы используют удачные методы и приемы – метод ассоциативного синтеза, контрастные сопоставления, творческое моделирование, дидактическая игра.

Елена Харченко, учитель МХК, средняя школа № 58 с углубленным изучением отдельных предметов города Новоуральска, Свердловская область.

Тема «Любовь возвышает великие души», 9-11-е классы.

Ценность работы: автор умело создает условия для формирования целостного представления об эпохе Романтизма. Уроку предшествует исследовательская деятельность самих учеников, которые были разделены на группы по личным интересам – чтецы, переводчики, аналитики, художники, музыканты. Групповые и индивидуальные формы работы позволили всем ученикам принять участие в создании урока. Итогом стал обобщающий урок-концерт.

Маргарита Ермакова, учитель изо и МХК гимназии № 1 Астрахани.

Темы: 1) «Лубок. Иллюстрации в стиле народного лубка».

2) «Изобразительно-шрифтовая композиция (слово и изображение)», 7-й класс.

Автор предлагает уроки, посвященные созданию каллиграмм. Это слияние шрифта с изображением, графическая игра, заставляющая текст ложиться в очертание рисунка. Все, что любит ученик, чем увлекается, все это можно изобразить в каллиграмме своего имени.

Валентина Худякова, учитель МХК средней школы

№ 101 Челябинска.

Тема «Челябинск – мой город родной», 9-й класс.

Сценарий – плод совместного творчества Валентины Николаевны и ее ученицы Тяпкиной Ольги. Кропотливое изучение своего края, узнавание мира, в котором живешь, – ценность этого урока.

Елена Спицына, учитель изо, черчения и экономики средней школы № 2 города Коряжмы, Архангельская область.

Тема «Три основные краски, строящие многоцветье мира», 2-й класс.

Урок имеет четкую структуру. Материал излагается как сказка, что позволяет детям свободно экспериментировать с красками на листе.

Наталья Вершинина, руководитель информационно-методического отдела, педагог дополнительного образования, Ульяновск.

Тема «Цветик-семицветик», 8 – 10 лет.

Урок разработан на основе программы «Радуга» для учреждений дополнительного образования. Автор рассказала о своем системном подходе к диагностике. Через конкурсы, творческие задания предлагается определять уровни знаний, умений и навыков детей по образовательным программам. В соответствии с этим намечаются пути дальнейшей работы.

Оксана Герасименко, воспитатель Яровского детского дома, город Яровое, Алтайский край.

Темы: «История моды», «История русского костюма», 12 и 15 лет.

В детском доме информация, которую дети получают, имеет особую значимость. Оксана Юрьевна очень мудро распределила материал урока. Воспитанники не только знакомятся с историей культуры, но и имеют возможность в практической части урока примерить «на себя» костюм.

Номинация «Материалы

к уроку»

Фарида Галимова, преподаватель изо, Троицкий педагогический колледж, Челябинская область.

Представлены: 1. Программа дисциплины «Теория и методика дополнительного художественного образования детей (для специальности «педагог дополнительного образования»). Она поможет будущим педагогам дополнительного образования творчески использовать полученные знания.

2. Программа «Художественное оформление интерьера» доказывает, что использование ИКТ – «не только средство, но и генератор новой эстетики». Студенты, используя цифровые ресурсы, создают дизайн-проекты интерьеров, решают дидактические задачи. Грамотно составлен тематический план с учетом особенностей развития ребенка, интересны игровые приемы в системе обучения детей.

3. «Бумажная пластика в декоративном оформлении». В основе курса – работа с бумагой. Программа развивает навыки абстрактного и образного мышления. Очень полезная разработка для дополнительного образования.

Татьяна Белякова, педагог дополнительного образования «Станция юных техников», город Киров.

Мастер-класс «Обучение лепке глиняной свистульки»

Данная разработка имеет особую ценность. Не секрет, что педагоги очень часто свои уроки посвящают народным промыслам, но разработка Татьяны Анатольевны отличается высоким профессионализмом. Подробнейшие инструкции по изготовлению, технологические секреты – все это необходимо для изучения народного творчества.

Мария Блинова, учитель МХК, Кировский экономико-правовой лицей.

Мария Владимировна, продолжая традиции Шаталова, разработала оригинальные опорные конспекты и представила методические комментарии к ним. Например, опорный конспект по теме «Господин Великий Новгород» (7-й класс) сделан в виде звонницы. Урок становится не только информативным, но и развивающим.

Номинация «Технология

и методика преподавания»

Екатерина Савельева, учитель изо и МХК, к.п.н., г. Уфа, гимназия № 64.

Представлены два урока в 4-м классе по программе декоративно-прикладного искусства. Ценность разработки – межпредметные связи между изо, литературой, историей, географией. Уроки созданы в соответствии с программой, которая в свою очередь построена с учетом регионального компонента. Ребята встречаются с близкими им понятиями из мира природы, народных легенд и преданий, сказок, стихов… Возникает особая творческая атмосфера.

Номинация «ИКТ в образовательном процессе»

Людмила Кладова, учитель изо Менделеевской средней школы Пермского края.

Тема «Обобщающий урок по теме «Плакат», 7-й класс.

Презентация настраивает учеников на практическую работу – создание плакатов о здоровом образе жизни. Работа в группах завершается обменом мнениями и экспресс-выставкой с обсуждением работ.

Татьяна Шишковская, педагог дополнительного образования Дома детского творчества города Сосновый бор, Ленинградская область.

Методическая разработка занятия «Водяная печать». (Раздел «Графика», программа дополнительного образования детей по изо и краеведению «Мир вокруг нас».)

Подробно изложены приемы, позволяющие использовать этот вид графики в творческой работе. Грамотно использованы ИКТ.

Алена Малинина, учитель изо и МХК средней школы № 12 города Усолье-Сибирское, Иркутская область.

Тема «Расписное волшебство», 5-й класс.

Урок-проект с мультимедийной поддержкой. Использованы интересные приемы организации работы учеников, создания творческих групп. Темы мини-проектов – «Зимняя сказка», «Сказка в ложке», «Чудеса на доске», «Цветы на морозе» – увлекают и вызывают желание создать художественное событие по каждой из них.

Всем авторам, делившимся с нами своим опытом, – большое спасибо! Конкурс закончился, но наверняка нас ждут новые интересные встречи.

Наталья БОГДАНОВА, преподаватель изобразительного искусства средней школы №807, заслуженный учитель РФ, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте