search
main
0

Сказка летней школы

Перезагрузка и обновление - залог успешного старта нового учебного года

А не рассказать ли вам сказку? Согласно методике преподавания литературного чтения в начальных классах сказки могут быть о животных, бытовые и волшебные. Мне очень хочется, чтобы моя сказка была волшебная…

Целый мир с историей, артефактами и людьми

 

Представляете, в Сибири тоже есть море! Вы скажете, море тайги, море снега, море счастливых людей? Вы правы, и еще Красноярское море, которое раскинулось на 400 км в длину от Абакана, столицы Хакасии, до Дивногорска, города-спутника Красноярска, столицы Красноярского края. Второй по объему искусственный водоем в России (после Братского водохранилища, расположенного тоже в Сибири) образовался, когда построили Красноярскую ГЭС на Енисее, реке могучей, не­укротимой, несущей души ледников с хребтов Восточного и Западного Саяна. Когда Красноярское водохранилище, или Красноярское море, наполнилось прибывшими водами Енисея в 1967 году, деревни и села в его русле оказались затоплены. Это было великое и трагическое событие одновременно. 132 населенных пункта, первые поселения в Сибири: Караульный и Абаканский остроги, районные центры – все оказалось под толщей воды. Только колокольни каменных церквей выступали над поверхностью водохранилища при сбросах воды на ГЭС. Говорят, под водой и сейчас еще сохранились улицы и фундаменты домов. А новые села, построенные на пригорках по берегам Красноярского моря, получили старые названия: Новоселово, Краснотуранск, Даурское, Сарагаш, Анаш.

На набережной Новоселова есть памятник затопленным поселкам, именно от него, как от камня на распутье, начали свой путь учителя – участники летней школы Творческого союза учителей Красноярского края во главе со Светланой Николаевной Бордуковой. Помните, что в волшебной сказке, прежде чем найти желаемое, надо преодолеть препятствия и перейти из мира реального в сказочный? Так и нашим творческим учителям пришлось преодолевать ширь Красноярского водохранилища на медлительном пароме, проплывая над затопленными деревнями в сопровождении стаи ласточек и потоков теплого ветра. Это мы потом разглядели под перекрытиями парома множество ласточкиных гнезд с выглядывавшими оттуда желторотыми малышами. Вот почему ласточки перелетают с берега на берег по нескольку раз за день! Их маленькие домики с потомством путешествуют по Красноярскому морю!

Светлана БОРДУКОВА, Надежда КНЯЗЕВА, Людмила БАБКИНА – руководители филиалов Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года»

 

Деревня Анаш, недалеко от которой мы расположились в детском лагере «Соснячок», относительно новая. Имя ей досталось от деревни, ушедшей под воду Красноярского водохранилища. Для наших гостей из Иркутска и Тулы была организована экскурсия в дом-музей, построенный без единого гвоздя, когда особым способом сложенные сосновые бревна создают крепкий и надежный сруб. Сосны здесь, в Анашенском бору, – как хранители обитателей лагеря. Они еще одни жители сказки. Не поймешь, прохладно или солнечно на песчаном пляже, пока не выйдешь из-под их укрытия. Сосны шумят, роняют шишки… А может, что-то хотят сказать? Подсказать что-то участникам летней школы – молодым педагогам и их наставникам. Ведь эти сосны много детей повидали за летние смены в лагере «Соснячок». И наверняка знают, как организовать «Учение с увлечением» – именно так звучала тема летней школы ТСУ.

Людмила БАБКИНА приехала из Тулы

 

«И вот они, волшебные помощники, – думаю я, – ласточки и сосны». Пытаюсь считать их знаки и рассказываю своим слушателям, как реализовать системно-деятельностный подход в начальной школе. Не бояться проб и ошибок, давать ученикам возможность действовать и делать открытия на уроках, поощрять «думание руками», переходить от практической задачи к теоретическим понятиям. И мне вторят другие мастера летней школы: решают проектную задачу с Еленой Махаматвасиевной Сулеймановой, танцуют менуэт с Людмилой Геннадьевной Бабкиной, конструируют «Куборо» с Анной Николаевной Лунеговой, придумывают профессиональные ассоциации с Анной Ионовной Ефимкиной, инсценируют законы физики с Еленой Владимировной Халиулиной, смотрят и обсуждают кино со Светланой Викторовной Некруцу, ищут героев среди нас с Оксаной Владимировной Лавринович, строят пространство для функциональной грамотности с Ириной Александровной Романовой, готовятся к участию в конкурсе «Лучшие практики наставничества» с Яной Вячеславовной Белкиной, рисуют горы с Юлией Анатольевной Ковтун, создают психологически безопасную среду с Ниной Александровной Костиной и еще много чего интересного для увлечения в обучении! Желающих выступить было так много, что пришлось группам участников расположиться даже под открытым небом.

По иронии судьбы, а может быть, по сценарию нашей волшебной сказки Нина Александровна Костина как раз родилась в деревне Анаш, ушедшей под воду в 1967 году. Бродила себе девочка по дну нынешнего Красноярского моря, рвала горох, складывала в майку, загорала. Не понимала, почему мама отказывается переезжать в новую деревню и плачет. С хозяйством и коровой в грузовике путешествовала на новое место проживания. А сейчас, спустя полвека, бывшие односельчане встречаются на поляне возле деревни Анаш и вспоминают свою малую родину, которая вот тут, рядом, но не увидеть ее и не достать горсть земли.

«Что за сказочный мир, – подумала я, – подводное царство!» Целый мир с историей, артефактами и людьми, в памяти которых этот мир остался навеки. А вода Красноярского моря – ласковая и тихая – забыла, что она дочь хмурого Енисея, и потеплела на мелководье, намыла чистого песочка и манит… Мы не устояли и поддались чарам подводного царства, смыли с себя городской жар и груз забот. Окунувшись, как в чане с молоком, помолодели, обновились, перезагрузились и вспомнили, какие мы счастливые, что носим звание Учителя! Пора возвращаться в реальный мир, к нашим ученикам… Сказочные сосны прошептали нам напутствие, а заботливые ласточки проводили участников летней школы до нашего берега через под­водные улочки, каменные колокольни, заборы и ограды. Летняя школа ТСУ подошла к концу, сказка наша тоже заканчивается.

И я там был, компот в столовой пил, по усам текло, а в рот не попало…

Надежда КНЯЗЕВА, руководитель филиала Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года», учитель начальных классов школы №137, Красноярск, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте