search
main
0

Сказка есть. да в ней урок

В настоящее время все большее число родителей, интуитивно понимающих, что воспитание необходимо соотносить с полом ребенка, спрашивают, какие сказки читать девочкам, а какие – мальчикам.

Конечно, и девочкам, и мальчикам нужно читать самые разнообразные сказки. Объявить определенные сказки «мужскими» и не читать их девочкам, и наоборот, было бы странно.

В каждом из нас есть и мужское, и женское. Во взаимовлиянии наша сила. Однако условно разделить сказочно-мифологическое наследие на «женское» и «мужское» все же можно. При этом следует отметить, что благодаря чтению «мужских» сказок девочка познает мужской мир и свое мужское начало, мальчик – женское.

В гендерном отношении все сказки, мифы, легенды, притчи можно условно разделить на три группы (при этом принадлежность героя к антропоморфной группе не имеет значения):

– «мужские»: главный герой – мужской персонаж. К «мужским» сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу;

– «женские»: главная героиня (или героини) – персонаж женского пола;

– «смешанные»: есть два главных героя обоих полов.

Сюжет «мужских» и «женских» сказок построен таким образом, чтобы герой (или героиня) самостоятельно разобрался с возникающими трудностями и приобрел некий урок для себя. Сюжет же «смешанных» сказок, в которых действуют антропоморфные герои, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.

То есть «мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, уроки, а «женские» – соответственно женские. «Смешанные» же сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности в их гармонизации.

Поэтому для нас важны все три группы сказок. Осознание себя как мужчины или женщины становится предтечей гармоничного союза.

«Мужские» сказки

Сказки и мифы особенно важны для мальчика на этапе накопления знаний о мире.

Этот период – самый важный для будущего мужчины. Не случайно все современные «мужские» теории личности подчеркивают роль раннего детского опыта в жизненном сценарии.

Для мальчика важно понять, что «правильно», что «неправильно»; что «эффективно», что «неэффективно»; что приводит к успеху, что влечет за собой поражение. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо, что такое плохо», – писал В.Маяковский. Действительно, дать четкое определение, классифицировать явления для мальчика чрезвычайно важно. Никакой неопределенности, должна быть предельная ясность. Почему? Может быть, потому, что принцип мужского начала – активность, предполагающая расходование энергии. Чтобы грамотно ее расходовать, нужно знать, куда и как. Поэтому неопределенность для мужского начала губительна – энергия расходуется вхолостую.

Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Все ранние знания о жизни «упаковываются» в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир. И в первую очередь мальчик выделяет те модели поведения, с помощью которых можно достичь успеха.

Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет стараться «качать» мускулы. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать собственный интеллектуальный потенциал. Стремление доказать всем и самому себе свою мужественность, право на существование обусловлено архаической природой мужского начала.

Мальчик видит, как ведут себя люди вокруг него, отмечает, успешны они или нет, анализирует, стремится объяснить причины неудач и успехов. Прекрасно, если рядом с ним будут опытные наставники, которые расскажут (используя истории, мифы, легенды и сказки) о стратегиях достижения успеха, о типах противников и специфике борьбы с ними, о том, как находить меру в удовольствиях и долженствованиях. Тогда у мальчика будет сформирована «библиотека» моделей успешного поведения.

Поэтому в процессе развития и воспитания мальчика так важно показать ему как можно больше «мужских» моделей. Мальчики и сами их жадно впитывают: смотрят боевики (современные «мужские» сказки), занимаются спортом, тянутся к познанию «мужских» форм проведения досуга. Они стремятся попробовать свои силы и создают ситуации угрозы собственной жизни. Мужское начало целенаправленно требует риска, проверки собственных сил, сферы приложения активности, приключения.

Задача психолога, воспитателя, педагога и родителей – рассказать ему о конструктивных средствах достижения этих благ. Здесь на помощь приходит обсуждение «мужских» сказок. Причем для мальчика ценность сказочной истории становится очевидной тогда, когда он видит ее прикладное значение. Поэтому психологу, педагогу, воспитателю часто приходится в работе с мальчиками интерпретировать сказки, мифы и легенды с прагматической стороны, выделяя стратегии успеха и соотнося их с реальностью. В качестве примера можно вспомнить обсуждение сказки «Три поросенка». Работая с мальчиком, педагог подбирает «мужские» сказки и делает основной акцент на поведении героя, на том, что приводит его к успеху, как он преодолевает трудности, относится к неудачам. Знания, добытые из сказок, легенд и мифов, используются в обсуждении проблемной ситуации мальчика и формировании стратегии успешного поведения в ней. Необязательно рассказывать какую-либо историю от начала до конца и только после этого переходить к ее обсуждению. Достаточно выделить из метафорического материала эпизоды, созвучные актуальной проблеме мальчика, и обсудить их, соотнести с реальной ситуацией, наметить пути решения.

В сказках есть описание различных способов преодоления препятствий, типология врагов и стратегии борьбы с ними. Все это должно войти в «мужскую библиотеку» моделей достижения успеха.

«Женские» сказки

Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, а в девочках – женственность.

И Мужественность, и Женственность связаны прежде всего с Силой. Однако направленность и содержание этой Силы различны.

Постичь направление и содержание Силы Женственности можно, если тонко и глубоко начать исследовать так называемые женские сказки, то есть сказки, в которых идет рассказ о девочке, девушке, женщине.

Начнем с того, что почти в каждой «женской» сказке имеется определенный набор заданий для героини. Во-первых, она должна перебрать перемешанные семена. Во-вторых, прибрать в доме или выполнить задание, требующее от нее хитрости, смекалки, но не применяя физической силы. Если мы знаем, что в этих простых заданиях на самом деле зашифрованы основные женские навыки, то можно последовательно разобраться в их символизме.

Итак, что же означает ПЕРЕБОР СЕМЯН? Что нам дает это знание для процесса воспитания девочки? Очень многое. Первое, чему мама, воспитательница, педагог должны учить девочку, это умению выбирать для себя ЛУЧШЕЕ. А выбор лучшего связан со способностью слушать себя.

Итак, мудрая мама говорит девочке: «Ты самая красивая, твое доброе сердце бьется ровно и спокойно. Моя маленькая принцесса, у тебя достаточно сил, чтобы быть счастливой, любить и быть любимой. А печали пусть обойдут тебя стороной. А если и случатся над твоей головой дождь и гроза, вся природа, весь окружающий мир протянут тебе руку помощи. Не бойся любить, чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь взамен».

Символизм второго женского урока (уборки дома) – это способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где бы она ощущала себя защищенной. Среду, в которой ее Сила не утекает, а приумножается. Часто героине помогает весь окружающий мир: начиная от «бабок-нянек» и заканчивая маленькими муравьишками.

Это не значит, что на самом деле девочка должна быть лентяйкой, совсем нет. Тонкий урок сказочной уборки дома заключается в другом. Девочка должна научиться создавать вокруг себя комфортную среду, а также принимать помощь. Девочке необходимо помочь развить в себе способность ощущать комфортное, гармоничное состояние на всех уровнях: физическом, эмоциональном, ментальном и духовном. Другими словами, владеть собой, гармонизировать собственное состояние, вычищать накопившийся мусор из сердца, ума и окружающей обстановки.

Поэтому вместо слов «Немедленно убери свои игрушки!» или «Приберись, наконец, в своей комнате!» мудрая мать, воспитательница, педагог говорит совсем другие слова. Например, такие: «Солнышко, присядь, прислушайся к себе. Разве тебе удобно и приятно находиться в комнате, где разбросаны вещи и игрушки? Разве ты чувствуешь себя настоящей хозяйкой, когда вокруг тебя грязь и все лежит некрасиво, не на своих местах? Ты такая красивая, и красота должна окружать тебя. Давай вместе сделаем так, чтобы вокруг было красиво. А потом постепенно ты научишься это делать сама. Поверь, все, что внутри, то и снаружи. Пусть твоя красота, как в зеркале, отразится и в твоей комнате».

Это только два женских урока, хотя их значительно больше. Кажется, что они просты по сути, но, оказывается, для того чтобы развить в себе эти женские качества, требуется большая внутренняя и внешняя работа.

Сама природа Женственности очень хрупкая, тонкая, изменчивая, многообразная, поэтому описать ее, рассказать о ней можно только языком метафоры, доброй сказки.

Светлана САЛЬНИКОВА,

старший воспитатель детского сада №557,

почетный работник общего образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте