Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Системное мышление в цифровой экономике. Cодержание школьного образования: вчера, сегодня, завтра

Учительская газета, №42 от 17 октября 2017. Читать номер
Автор:

Говоря об особенностях отбора содержания образования в стандартах «цифрового поколения», мы должны исходить из решения задач нового уровня, ориентированных в значительно большей степени, чем ранее, на личностное развитие обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся, обеспечивающих реализацию персонализированных образовательных траекторий.

В данном случае в развитие подходов к разработке содержания образования, применявшихся при подготовке Фундаментального ядра под ФГОС-2, кроме требований к системе ценностей, ключевых понятий, теорий и формирования системы универсальных учебных действий, при разработке Фундаментального ядра под ФГОС-3 особое внимание должно быть уделено обеспечению самостоятельной практико-ориентированной проектной, учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Отбор содержания должен учитывать не только урочную, но и внеурочную, и внешкольную, и семейную деятельность школьников.В этом случае Фундаментальное ядро послужит основой формирования множества персонализированно выстроенных оболочек (см. рис. 4).Говоря об отборе учебных предметов, необходимо отметить, что здесь нет особых новаций, их перечень стабилен на протяжении столетий (за последние десятилетия исключение составляют «Информатика», «Экономика», «Экология», «Основы религиозных культур и светской этики»): «Русский язык» и «Родной язык и литература», «Иностранный язык», «Искусство», «Математика и информатика», «Экономика», предметы естественно-научного цикла, «География», «История», «Обществознание», «Физическая культура» и ОБЖ, «Технология».Порядок в перечне не означает значимость одних и меньшую значимость других предметов. Они по-разному должны быть представлены на разных уровнях общего образования с учетом образовательных запросов и возрастных особенностей обучающихся, соответствующих форм и видов их деятельности, формируя целостную научную, ценностно-смысловую картину мира, порождаемую в деятельности.Условиями реализации основных психолого-педагогических, методологических, дидактических и содержательных подходов к формированию системы цифрового образования являются стандарты образования, система оценивания сформированности навыков и компетенций XXI века, учебные планы, учебно-методические системы, профессиональное развитие и подготовка педагогов, социокультурная информационно-образовательная среда школы, муниципалитета, экономика и управление системой образования.Стандарты цифрового об­ра­зо­ва­ния (ФГОС-3)    Личностно ориентированное, персонализированное учение.    Формирование личностных качеств, навыков и компетенций XXI века, предметных знаний и навыков, цифровой грамотности.    Приоритет качества по отношению к количеству изучаемого материала.    Вовлечение учащихся в решение реальных задач и проблем, с которыми они столкнутся на работе и в жизни.Система оценивания навыков и компетенций    Обеспечение эффективной системы формирующего, констатирующего и диагностирующего, текущего оценивания в классе наряду с ЕГЭ и ГИА.    Создание портфолио учащегося, отражающего владение навыками и компетенциями XXI века.    Оценивание эффективности системы образования с точки зрения сформированности у обучающихся навыков и компетенций XXI века.Учебные планы    Обеспечивают всестороннее личностное развитие обучающихся.    Позволяют формировать навыки и компетенции XXI века в контексте ключевых предметов и междисциплинарных тем, проектно-исследовательской деятельности.    Фокусируются на предоставлении возможностей практического применения и развития приобретенных навыков и компетенций XXI века.    Предполагают широкое использование современных образовательных технологий, проблемного обучения, проектной и учебно-исследовательской деятельности.    Обеспечивают возможность построения индивидуальных (персональных) учебных планов и персонализацию учения и обучения.    Обеспечивают возможность построения нелинейного расписания.    Обеспечивают продуктивное сочетание основного и дополнительного образования, расширяя образовательную среду далеко за пределы школы.    Позволяют использовать и сочетать различные формы освоения образовательных программ (например, сетевая форма, классно-урочная система и электронное обучение) во взаимодействии всех участников образовательных отношений.Учебно-методические системы    Позволяют формировать навыки и компетенции XXI века на единой методологической и дидактической основе, принципах отбора содержания образования, организации деятельности обучающихся.    Обеспечивают реализацию системно-деятельностного подхода и практико-ориентированного обучения.    Обеспечивают использование современных форм (например, сетевая) обучения и инновационных технологий (например, смешанное, электронное и пр.).    Обеспечивают использование как формирующего, так и констатирующего оценивания.    Обеспечивают формирование портфолио учащегося.Профессиональное развитие педагогов    Интеграция компетенций XXI века, технологий, инструментов и стратегий учения в организацию учебной деятельности.    Переход от метода прямой инструкции к проектно-ориентированным методам обучения.    Создание профессиональных сообществ учителей, в которых моделируются и распространяются эффективные методы обучения, наилучшим образом способствующие формированию у учащихся навыков и компетенций XXI века.    Поддержка учителей в их профессиональном развитии, в том числе для обеспечения персонализации учебного процесса.    Внедрение непрерывного формирующего оценивания достижений учащихся.    Создание масштабируемых и устойчивых моделей профессионального развития, в том числе персонализированных.Цифровое образование, особенности его реализации предполагают создание и развитие социокультурной информационно-образовательной среды – ИОС, предполагающей несколько уровней: уровень образовательной организации, муниципальный, региональный и федеральный.Задачи ИОС: обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, региона, муниципалитета, образовательной организации, взаимодействие всех участников образовательных отношений в реализации требований ФГОС, равное качество образовательной услуги для всех категорий обучающихся, профессиональное развитие педагогических работников.Социокультурная ин­фор­ма­цион­но-об­ра­зо­ва­тель­ная среда    Создание и развитие социокультурной информационно-образовательной среды (ИОС), поддерживающей формирование навыков и компетенций XXI века.    Создание и поддержка профессиональных образовательных сообществ, в том числе сетевых.    Обеспечение условий для реализации практико-ориентированного обучения (например, через проектную деятельность или другие виды прикладной деятельности).    Обеспечение равного доступа к онлайн-ресурсам, технологиям и ресурсам.    Создание проектов школьных зданий с соответствующими архитектурными решениями.    Создание условий и поддержка участия образовательных организаций в международных проектах.В заключение отмечу, что, хотя поводом к подготовке статьи стали публикации и высказывания отдельных авторов по проблемам содержания образования, неизбежно пришлось поднять более широкий пласт проблем общего образования.Чтобы не выглядеть голословным, сформулирую перечень мер, которые, с моей точки зрения, необходимо в ближайшее время предпринять с целью успешной реализации ФГОС:1. Необходимо признать, что, несмотря на то что идеи Фундаментального ядра содержания общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России не были институционализированы, они сыграли свою определенную роль. В частности, фактически требования к планируемым результатам, определенные в примерных основных образовательных программах (2014‑2015 гг.), отражают основные положения Фундаментального ядра. Требования к личностным результатам обучающихся, а также программы воспитания и социализации разработаны на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Поэтому считаю правильным вернуться к вопросу актуализации Фундаментального ядра и Концепции в соответствии с обновленными ориентирами социально-экономического развития страны (до 2030 г.), задачами НТИ и программы «Цифровая экономика», требованиями к современному образованию. К этой работе в большей степени, чем в 2005‑2011 гг., необходимо привлечь представителей образовательного сообщества, семей, политиков, работодателей (именно они сегодня наиболее активно формулируют требования к результатам образования, причем уже с уровня дошкольного образования), общественные и религиозные организации.Доработка Фундаментального ядра потребует решения одного из самых сложных вопросов современного образования – что такое базовое образование, обеспечивающее фундамент успешности человека на протяжении всей жизни. И не только с точки зрения формируемых знаний, личностных качеств и компетенций, но и с точки зрения возраста (возможно индивидуальное освоение программ). Уже сегодня мы не очень уверенно отвечаем на вопрос, является ли базовым среднее общее образование. Все чаще мы склоняемся к его определению как, по крайне мере, предпрофессионального.2. Необходимо актуализировать ФГОС всех уровней общего образования. Самой серьезной доработки требует ФГОС дошкольного образования, особенно в части обеспечения преемственности с ФГОС начального общего образования, определения требований к планируемым результатам обучения и воспитания, системы оценивания и диагностики. Возможно, в будущем мы придем, как и многие страны мира, к единому уровню начального образования от 3 лет до 11. Сегодня на эту тему надо серьезно размышлять.3. Большого внимания требует блок оценивания, переход от констатирующей к формирующей системе оценивания, обеспечивающей максимальный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, своевременного выявления проблем или проявившихся способностей; от оценки как способа фиксации результата к оцениванию как обучению и учению.Важный вопрос формирования единого образовательного пространства страны – создание единой социокультурной информационно-образовательной среды, обеспечивающей доступность и равное качество образования для всех категорий обучающихся, взаимодействие всех участников образовательных отношений, персонализацию и адаптивность образования, сетевое взаимодействие организаций общего и дополнительного образования детей, профессиональное развитие педагогов.Разработка социокультурной информационно-образовательной среды потребует:- обновления нормативной правовой базы;- разработки нового содержания образования, учитывающего все виды и формы деятельности обучающихся;- новой системы оценивания образовательных результатов и пр.Параллельно с актуализацией ФГОС-2 необходимо приступать к разработке ФГОС-3, а также стандартов профессионального педагогического образования. Это очень большая работа, которая займет не менее двух-трех лет. Вводить новые образовательные стандарты можно будет не ранее 2020 года.Так что, возможно, мы уже опаздываем с началом этой работы.Но мы должны также признать, что реализация этих планов невозможна без серьезного научного обеспечения, проведения исследований (в том числе и фундаментальных). К сожалению, в последние годы практически не проводятся исследования современного детства, мы не знаем ребенка, современную семью. Многие новации, широко внедряемые в практику, не проходят достаточной апробации. Александр КОНДАКОВ, генеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование», руководитель проекта по разработке ФГОС общего образования (2005‑2012 гг.) , д.п.н., член-корреспондент РАО


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt