Ежегодно с 2015 года весной обучающиеся 4‑х классов пишут всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. Расписание всероссийских контрольных работ на сегодняшний день остается гибким, что позволяет администрации школ выбрать подходящую дату для их написания. На сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки сказано о том, что всероссийскую проверку знаний в 2024 году запланировано провести в промежуток времени с 1 марта по 20 мая, точные даты будут выложены позже.
Для сдачи работы предусмотрен свой временной промежуток: ребята младших классов должны справиться с работой в течение 45 минут, что приравнивается к одному полному уроку. Однако на выполнение работы по русскому языку дается 90 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 15 заданий. Задания частей 1 и 2 выполняются в разные дни. На выполнение заданий части 1 отводится 45 минут. На выполнение заданий части 2 столько же.
В помощь выпускникам начальной школы, родителям и учителям ежегодно предлагаются различные учебные пособия для подготовки к своего рода экзамену. Одними из самых удачных, на мой взгляд, являются сборники всероссийских проверочных работ издательства «Экзамен» по математике под редакцией И.В.Ященко, по русскому языку авторов Л.Ю.Комиссаровой и А.Ю.Кузнецова, по окружающему миру авторов Е.В.Волковой и Г.И.Цитович.
Данные пособия полностью соответствуют новому ФГОС для начальной школы. Книги содержат 25 вариантов типовых заданий Всероссийской проверочной работы за курс начальной школы, которых хватит как минимум на полгода, варианты есть для детей разного уровня подготовки.
Еще одно удобство пособия в том, что кроме необходимого количества вариантов оно содержит очень подробные инструкции по выполнению и оцениванию работ.
Кроме того, ответы к заданиям являются материалами для учителя или родителя и могут быть легко изъяты, что повышает объективность оценки знаний учащихся. Конечно же, возможен вариант самопроверки ребенком работы. Это позволяет ученику самостоятельно готовиться к ВПР, а родителям – контролировать данный процесс.
Стоит отметить, что в проверочных работах по этим трем предметам очень много нестандартных, неформатных заданий, которых нет в учебниках и которые дети не встречают и не выполняют в течение учебного года. От варианта к варианту мы решаем задачи, как итог – ребенок готов к выполнению такого рода заданий (см. рис. 1).
Давайте рассмотрим подробнее задания по математике, они направлены на выявление сформированности вычислительных навыков, умения решать задачи различных типов, решая арифметическим способом (в 1‑2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, а также решать задачи в 3‑4 действия, умения выполнять пространственные действия с величинами, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений, проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.), вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников, читать несложные готовые круговые диаграммы, сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм (см. рис. 2).
Задания по русскому языку подобраны так, чтобы вырабатывать у детей умение различать звуки и буквы, характеризовать звуки, различать изменяемые и неизменяемые слова, родственные (однокоренные) слова и формы слова, находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. Ребята учатся выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения, использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач, подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении. Благодаря пособиям школьники в итоге смогут различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи), оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи, проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму и т. д.
Стоит отметить, что проверочная работа по русскому языку отличается от привычных работ: в первой части ученики пишут привычный им диктант с грамматическим заданием на знание орфографии и пунктуации, во второй части выполняют задания из основных разделов школьного курса: орфоэпии, фонетики, морфологии, а также задания на работу с текстом. Одно из наиболее сложных заданий для детей – это работа с текстом. Очень хорошо, когда дополнительно к учебнику учитель с обучающимися прорабатывает задания с текстами, детям легче выполнять задания формата «озаглавь текст», «найди основную мысль текста и сформулируй ее», «составь план» и т. д. В случае если работа осуществлялась только с текстами из учебника и рабочей тетради, сборник позволяет «нагнать» этот вариант работы.
Проверочную работу по окружающему миру родители и дети всегда недооценивают, она сложна для ребят, потому что информации за четыре года накапливается много, сборник помогает вспомнить темы с 1‑го по 4‑й класс. Вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые различаются по содержанию и количеству заданий, и включает в себя 10 заданий. Часть 1 содержит 6 заданий: 2 из них предполагают выделение и подпись определенных элементов на приведенных изображениях; 3 задания с кратким ответом (в виде набора цифр, слова или сочетания слов), 1 – с развернутым ответом. Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом. Стоит отметить изменения в пособии по окружающему миру, в котором на географических картах (см рис. 3), где это необходимо, обозначены четыре новых субъекта, вошедших в состав Российской Федерации в 2022 году.
Сложность заданий состоит еще и в том, что в каждом варианте есть работа с таблицей, картой, рисунками, где необходимо делать записи в определенном поле, рядом с буквой, а не на самой карте. Обязательно есть задания на знание правил дорожного движения, ребенку необходимо описать, что, по его мнению, отражает каждый из предложенных знаков или как следует поступить в определенной ситуации.
Одними из интересных, на мой взгляд, являются задания на проверку знаний о своем регионе: «Запиши название республики, области, края, города или автономного округа, в котором ты проживаешь», «Расскажи, какие памятники природы находятся в твоем регионе», «Что изображено на гербе твоего региона?», «Производством каких товаров известен твой регион?» и т. д. Повторяя и вспоминая неоднократно, ребенок обязательно запомнит, а значит, и напишет правильно во время проверочной работы.
Важно отметить, что все сборники созданы разработчиками вариантов ВПР, и это является существенным плюсом. Кроме того, издания получили положительную экспертную оценку Федерального института оценки качества образования. Для удобства «ВПР. Типовые задания» от издательства «Экзамен» выходят в трех форматах – 10, 15, 25 вариантов. Это позволяет учителю, родителям выбрать удобный подход для класса и, что очень важно, индивидуализировать обучение, подобрав необходимый формат для конкретного ученика или группы учеников.
Анна БАБЕНКО, учитель начальных классов лицея №4, Россошь, Воронежская область
Комментарии