Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Система со многими неизвестными. Как ее решить?

Учительская газета, №13 от 31 марта 2009. Читать номер
Автор:

В Государственном университете – Высшей школе экономики прошел семинар «Новая система оплаты труда в школе», организованный Лабораторией институционального анализа ГУ – ВШЭ. Студентки университета Яна Козьмина и Елизавета Сивак представили проект, посвященный изучению последствий введения НСОТ.

Юные исследователи поставили перед собой несколько задач.

Во-первых, понять, влияет ли введение НСОТ в школе на успеваемость учеников и их баллы на ЕГЭ.

Во-вторых, проанализировать, как новая система отражается на подготовке учителей: методы преподавания, использование современных технологий в обучении, чтение дополнительной литературы и т. д.

Третья задача – проследить, как меняется учительский состав в школе и внешкольная занятость педагогов.

Наконец, четвертая задача – изучить организационные последствия НСОТ – изменение контингента учащихся и системы управления в школах.

Исследования будут проводиться в Калининградской области. Начнутся весной и закончатся после подведения итогов ЕГЭ. Тогда исследователи смогут поведать педагогическому сообществу, насколько эффективно работает НСОТ.

Но до госэкзаменов еще далеко, а пока организаторы проекта решили проанализировать опыт других стран, в частности США, по введению так называемой performance pay, то есть оплаты по результату.

Вообще говоря, подобная система родилась в Англии в 1861 году. Просуществовала она недолго, от нее отказались, и второе рождение, если можно так выразиться, система получила в США в 20-е годы прошлого столетия. С тех пор в Штатах от нее периодически отказывались, а потом снова вводили. Все это говорит о противоречивости принципа оплаты по результату. Об этом свидетельствуют и исследования, проведенные за океаном.

Мотивирует ли НСОТ учителей повышать качество преподавания? Однозначного ответа нет. Кого-то мотивирует, а кого-то приводит к разочарованию и нежеланию работать.

Повышает ли НСОТ успеваемость учеников? Опять-таки двояко можно ответить на этот вопрос. В каких-то школах или классах действительно наблюдается прогресс, а в каких-то происходит обыкновенное натаскивание на тесты.

Как влияет дифференциация в оплате труда педагогов на климат в коллективе? По-разному. Если стимулирующая оплата дается группе учителей, это их сплачивает, а если кому-то одному – разобщает.

Словом, вопросов больше, чем ответов. Возможно, специалистам Лаборатории институционального анализа удастся, говоря математическим языком, найти решение системы. Об этом мы узнаем, когда они завершат свое исследование.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту