search
main
0

Система роста: настоящая или декларативная? Событие недели

​Ассоциация «Педагог XXI века» сообщила о старте общественного обсуждения нового проекта уровневого профессионального стандарта педагога и модели национальной системы учительского роста (НСУР). Свои замечания и предложения можно присылать до 20 августа.Разработчики отмечают, что национальная система учительского роста предусматривает создание единых подходов к аттестации педагогов и внедрению новых дифференцируемых должностей в зависимости от сложности выполняемых задач и степени ответственности. Оба проекта тесно связаны друг с другом.

Документы подготовлены рабочей группой ассоциации, созданной для содействия в применении и актуализации профессионального стандарта и привлечения признанных экспертов, в том числе учителей года России, к этой работе. Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться на сайте http://стандартпедагога.рф. Как стало известно, осенью Минобрнауки и Рособрнадзор намерены провести апробацию новой модели оценки компетенций учителей русского языка и математики.«На первом этапе разработки и введения федеральных оценочных материалов мы планируем, что в эту работу будут включены лишь 13 субъектов (республики Адыгея, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия, Татарстан, Хабаровский край, Ленинградская, Курганская, Томская, Московская, Ярославская, Волгоградская и Рязанская области). Это станет первым этапом выстраивания системы учительского роста», – цитирует агентство ТАСС замглавы Минобрнауки России Татьяну Синюгину.Какие ожидания связывают с внедрением НСУР наши эксперты?Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета:- Национальная система учительского роста в том виде, в котором она сейчас обсуждается, изложена в профессиональном стандарте педагога.В чем плюсы НСУР? Если должности учителя будут градуированы, скажем, на такие категории, как «ведущий учитель», «старший учитель», «учитель», у педагога будет стимул заниматься не только построением управленческой карьеры. Тогда будет стимул заниматься повышением квалификации, наращивать свой профессиональный опыт, потому что даже в коллективе позиция, допустим, ведущего учителя будет цениться выше, чем просто учителя. Правда, пока еще точные наименования этих градаций и требования по ним обсуждаются…В чем здесь минус? НСУР заработает только тогда, когда мы договоримся, что к новому статусу должны прилагаться деньги. Например, у столичных медиков сегодня это реализовано таким образом: по итогам процедуры сертификации они получают статус «московский врач», что предполагает заметную прибавку к заработной плате.Проблема в том, что в образовании средства на такие прибавки можно изыскать скорее всего только в стимулирующем фонде образовательной организации. Но если мы начнем изымать из него деньги на доплату за статусы, то на другие стимулирующие выплаты – за конкретные мероприятия, за достижения учеников, за новые методические разработки – ничего не останется. И в итоге пострадает общая система стимулирования.Возможно, нам нужен какой-то документ, который продемонстрирует финансово-экономическое обоснование введения новых учительских статусов. Если этого не сделать, то новые градации  станут простым переименованием действующих учительских категорий, и, по сути, ничего не изменится.Павел СЕРГОМАНОВ, директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ:- Идея национальной системы учительского роста проста – создать содержательную карьеру для учителя. Проблема в том, что в работе постсоветского учителя связь между реальной квалификацией и вознаграждением стала размываться, а высокая квалификация часто неотличима от пустословия. Вот посмотрите: два человека – один пишет и другой пишет. Но один писатель, а второй графоман. Два фильма: один зрители смотрят, а на втором и десяти минут не могут высидеть. У нас ситуация с определением квалификации еще сложнее, потому что ребенок не книга и не фильм. И все же мы вынуждены себя спрашивать: вот эта пятерка (медаль, победа, проект), чей результат?Многие думают, что можно оценить квалификацию учителя по результатам детей. Да, это так. Но ответ, на мой взгляд, неполный. Что делать в случае, когда с детьми (показавшими хороший результат) занимались репетиторы, учителя в начальной школе, родители? Как премию делить? Думаю, что здесь нужны не только результаты детей, к которым их «привел» тот или иной учитель.Кроме того, одно дело – работать с детьми (даже со сложными), совсем другое – работать с учителями, разрабатывать сложнейшие образовательные программы и реализовывать их в кооперации с родителями и коллегами. Профессиональный стандарт, который лежит в основе национальной системы учительского роста, как раз и предлагает профессионалам определить границы уровней как по новым трудовым функциям (проектирование и координация), так и по совершенствованию основной трудовой функции – реализации программ обучения и воспитания.Новые должности – это не всеобщие награды и звания. Завтра не должно быть сколько-то процентов старших или ведущих учителей! Это возможность школы привлечь по контракту крутых профессионалов с новыми обязанностями, за которые платят напрямую.С моей точки зрения, «программными» для НСУР являются три документа: профессиональный стандарт педагога, изменения в номенклатуру должностей педагогических работников и порядок аттестации педагогических кадров. Все это нужно широко обсуждать. Важно, чтобы мы не «гнали лошадей», а вначале их хорошенько запрягли. Что в целом может дать конкретной школе и учителю эта система? Решение проблем со сложными категориями детей. Быструю смену образовательных программ, учебных планов и расписания под образовательные потребности детей. Высокооплачиваемые должности. Объективную аттестацию. Мотивацию учителей. Кстати, Рособрнадзор, МГПУ, МГППУ разрабатывают версии единых федеральных оценочных материалов – ЕФОМ. Ведомство думает над возможной инфраструктурой оценки (где и как проводить новую аттестацию).Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015:- Я не могу знать, что даст НСУР в том формате, который предлагается, но предполагаю, что она должна дать. Во-первых, это создание условий для реального внедрения профстандарта. Во-вторых, отход от работы учителя на портфолио как абсолютизированное средство оценивания его профессионального уровня и роста. Конечно, введение тестирования а-ля ЕГЭ для учителей тоже не вариант. Оценка авторитетными представителями профессионального сообщества проведенных учителем учебных занятий мне представляется намного разумнее. В-третьих, превращение учительской профессии в более карьерную, с вертикальной и горизонтальной профессиональной мобильностью. Я имею в виду введение новых учительских должностей. В конечном итоге ставится цель повышения профессионального уровня педагогов и качества образования в целом. Удастся ли этого достичь, зависит в первую очередь от модели НСУР. Ирина ЖИРНОВА, учитель МХК и рисования, Семеновский район, Нижегородская область:- Мне очень хочется, чтобы система учительского роста каждому учителю дала возможность профессионального совершенствования и самореализации. И возможность построения карьеры  для тех, кому это интересно. Хорошо, если будет это настоящая, работающая, а не декларативная система роста. С выбором индивидуальной траектории, с возможностью выбрать курсы и место обучения. Если это будет навязываться, то профанация неизбежна. Хорошо, если каждому учителю будут выделять деньги на обучение, а не школа будет проплачивать то, что навяжет начальство. Должны быть у учителя и личный интерес, и личная ответственность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте