Недавно я услышала слова, принадлежащие академику Владимиру Вернадскому: «Звезды светят повсюду, но лишь на Родине они указывают путь». Выражение это глубоко врезалось мне в память и душу. Что же должен пережить человек, таким образом признавшийся в любви к своей Родине? И как научиться ее любить?
Чувство любви к Родине принято называть патриотизмом. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается человеком самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека.
Как же хочется, чтобы родная культура, как отец и мать, стали неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Важную роль в формировании единой и целостной картины мира, ценностного отношения к культурному наследию предков, к истокам русской народной культуры, чувства патриотизма играет музей. Посещение дошкольниками музея может стать для них ярким эмоциональным событием, ведь у современных дошкольников в городской среде зачастую возникает чувственно-эмоциональный дефицит. Это и опыт соприкосновения с культурными ценностями, и своеобразный старт в развитии интереса к познанию, в развитии и формировании субъективной позиции у ребенка.
Вот почему мы придаем особое значение пространству музея русской народной культуры в школе. Наши школьные музейные комнаты являются важным звеном педагогического процесса. Мы создавали их по крупицам с помощью энтузиастов-сотрудников и родителей наших воспитанников. Главная цель в работе музейных комнат – это приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.
В условиях музея мы стараемся не замыкаться в модель «ребенок – взрослый как носитель и передатчик знаний и суждений». А как же личная субъективная позиция у маленького гражданина? Как же опыт и самостоятельно переживаемые чувства? Здесь очень важен диалог «ребенок – экспонаты как носители культуры – взрослый как помощник в ее освоении». С этой позиции особого внимания заслуживают культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве музея русской народной культуры. («Культурные практики» – понятие достаточно новое и активно обсуждаемое в отечественной педагогике. По сути своей это разнообразные виды самостоятельной деятельности, поведение и опыт, основанный на интересах ребенка.)
Самая органичная, любимая детьми – это совместная игра воспитателя и детей в ходе посещения музея. Среди них игры-инсценировки, кукольные и настольные театры, театр теней. Это великолепно сочетается с изучением фольклорных сказок. Многие реалии в них ушли из жизни современных горожан. Наш музей хранит ключ к пониманию сказок. А ребятишки с удовольствием знакомятся и инсценируют такие сказки, как «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и рак», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Хаврошечка» и многие другие.
Процесс театрализации, перевоплощения – всегда волшебство. Сейчас ты волк, а вот в волшебной коробочке… хвост, который ты отморозил, а вот скалка, рыбацкая сеть, да что там – настоящие деревянные сани, тулуп. Все потрогали, примерили. А ну-ка, оглядись вокруг. Что еще упоминается в сказке? Печка с дровами? Несем Колобка сюда и скачем, как он: с печки на лавку…
А как вам такая тема в музее: «Светит, да не греет»? Это путешествие в мир лучины, свечи, керосиновой и электрической лампы. Тут просто не обойтись без теневого театра!
А сколько народных игр и обрядовых действий! «Бирюльки», «Аюшки», «Чудесный мешочек», «Платочек», «Колядки», «Заклички весны» и другие.
Ряженье – особая тема. Мы много говорим с детьми о народной одежде. Ну как тут не попробовать себя в роли дизайнера и не создать при помощи костюмов и атрибутов какой-нибудь образ? А заодно обыграть его, перевоплотиться, перенестись в другую эпоху, сказку, ситуацию.
Творческая мастерская – еще одна из любимых форм. Это возможность для ребенка применить свои знания. Сам музей – это мастерская, а создание коллекции совместно с детьми и родителями – это уже творчество. Наши ребята сами формируют мини-коллекции даров деревьев, лоскутков, женских украшений, старинных новогодних игрушек и многого другого.
При знакомстве с русской матрешкой дети разрисовывают плоскостные фигурки с ее изображением. Знакомясь с городецкой росписью, например, самостоятельно составляют или рисуют узоры.
Знакомясь с глиняной свистулькой, каждый может вылепить свою уникальную свистульку из глины.
А когда мы знакомимся с таким народным промыслом, как плетение кружев (вологодские, елецкие), мы учимся вязать крючком «косичку». Даже спицы есть в музее. Можно и на спицах попробовать.
Ребята, говоря о маме, матушке, изучая фольклор, ей посвященный, сами изготавливают поделку в подарок маме.
Малыши, изучая потешки про котика «Как у нашего кота», с помощью ниток и бумаги пробуют сделать игрушки для кошек, которые живут у них дома.
А в синичкин день мы мастерим кормушки.
Это все опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям и животным.
Старшие дети совместно с учениками школы – нашими бывшими воспитанниками – создают макеты. Основные посетители нашего музея – дошкольники. Рукотворные предметы, макеты – важный элемент экспозиции. Так, у нас появились макеты «Чудо-юдо-рыба-кит», «Курочка Ряба», «Избушка на курьих ножках», «Колобок и все-все».
Творческие мастерские у старших детей перерастают в проекты. В нашей копилке проекты про деревянные ложки, про Колобка, про целебные травы, про историю книжки, русский лен, подкормку зимующих птиц и многие-многие другие.
Еще одна значимая культурная практика, носящая общественно полезный характер, – коллективная и индивидуальная трудовая деятельность. Вытекает она из бесед о крестьянском труде. Наши ребята учатся выращивать огородные растения, сами проращивают или сеют семена в землю. Сначала это огород на окне, затем огород на участке. Все – от рыхления и борьбы с сорняками до засолки капусты – они пробуют, приобретая практический, жизненный опыт.
Досуги в музее и околомузейном пространстве тоже можно назвать культурной практикой. Проходят они у детей и тихо, если это чтение художественной литературы (сказки, потешки, небылицы, пословицы и поговорки) или отгадывание загадок, и шумно, если это музыкально-театральное развлечение. Самые любимые развлечения – это Рождество и Масленица. А еще дети любят слушать балалайку, особенно если мелодия такая зажигательная, что ноги сами в пляс идут. Мы отводим время для частушек, ребята сами с удовольствием занимаются словотворчеством, и иногда неплохо получается. Вообще народных игр с пением огромное количество. Проходят они по показу, без предварительного разучивания («Идет лисичка по мосту», «Восенушка-осень», «Приходи, летечко» и другие).
Иногда мы устраиваем кинофестивали, где детвора просматривает любимые мультфильмы и сюжеты, посвященные народным сказкам, былинам, обрядам.
Дошкольное детство – это особый культурный мир со своими ценностями, языком, образом чувств, мышления и действий. Наш музей русской народной культуры помогает насытить детскую жизнь самыми разнообразными культурными событиями, открыть новые грани активности и новое содержание дошкольной жизни, предоставляя детям при этом свободу в выборе средств реализации своей активности. И именно в этой свободе развивается личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.
Ольга ГИРШЕВИЧ, методист школы №1558 имени Росалии де Кастро
Комментарии