search
main
0

Синдром третьей четверти,. или Каникулы по-новому

​Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор «Учительской газеты»: – Говоря о структурировании учебного года, и в первую очередь о том, какое место в нем должны занимать каникулы, нам необходимо помнить, что эта проблема напрямую связана со здоровьем детей. Какие бы новшества ни вводились, прежде всего мы должны думать, как они отражаются на здоровье детей. Должны думать о нагрузках на детский организм, о том, как после напряженных занятий правильно организовать отдых. Второй аспект проблемы – содержание учебного процесса. Как сделать, чтобы перед каникулами логически завершалось изучение определенного сегмента учебной программы, чтобы каникулы не разрывали единую тему. И наконец, третий важный момент – это законодательное поле, в рамках которого решается проблема структурирования учебного года. Кто отвечает за определение сроков каникул, их количество? Как сделать так, чтобы образовательная организация в самом деле чувствовала свою ответственность за сохранение здоровья детей? Эти и другие вопросы мы постараемся сегодня обсудить на нашем круглом столе, инициатором которого выступило Министерство образования и науки РФ при поддержке «Учительской газеты».

Анастасия ЗЫРЯНОВА, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ: – У нас есть такая лакмусовая бумажка, как письма-обращения граждан в Министерство образования и науки, или ПОГ-МОН. По ней мы тонко чувствуем, когда возникают те или иные точки напряжения. Например, дошкольные учреждения установили высокую плату за содержание детей – сразу море обращений. Вопросы, связанные с организацией учебного процесса, не прекращаются круглый год. Нас спрашивают, что лучше – пятидневка или шестидневка? Почему такие продолжительные летние каникулы, после которых детям трудно начинать учиться? И кто вообще устанавливает их? Может ли школа свой режим выбрать? Петр Григорьевич уже затронул важный вопрос нормативной базы. Школам сегодня даны широкие полномочия в установлении режима работы. В статье 30 Закона «Об образовании в РФ» говорится, что каждая школа издает локальный акт, по которому она определяет свой режим работы: пятидневка или шестидневка, триместры или четверти и т. д. Также школа устанавливает и каникулы. Сегодня школам предоставлена достаточно широкая «вольница» в этом вопросе. Другое дело – что выбирают школы и почему? Проводились ли какие-то научные исследования или директор сам придумал то, что в конечном итоге может навредить здоровью ученика? Отдельный вопрос о длине летних каникул. Таких продолжительных каникул нет нигде в мире. Игорь Михайлович Реморенко и сотрудники его института провели специальное исследование этого вопроса. Я воспользуюсь некоторыми выводами. Ни в дореволюционной практике, ни после таких продолжительных каникул не было. Появились они у нас в эпоху индустриализации, когда решили, что дети тоже должны участвовать в этом процессе. Так возникла пятая, трудовая, четверть. Все помнят, как у нас вплоть до 80-х годов была летняя отработка, существовали пришкольные участки. С перестройкой исчезли шефские связи, трудовое воспитание ушло из приоритетов, и пятая, трудовая, четверть приказала долго жить. Но привычка отдыхать три летних месяца осталась. Этот пример четко показывает, как сложившаяся практика на сегодняшний день нашла свое отражение в нормативных документах. Поэтому я очень надеюсь, что обсуждение этой проблемы поможет понять, что надо сделать на федеральном уровне, какие провести исследования, какие дать рекомендации школам в решении проблемы организации каникул. Сергей СТЕПАНОВ, директор университетской школы МГПУ, доктор психологических наук: – На мой взгляд, то, как устроен учебный год, существенным образом влияет на здоровье детей. Наша школа молода – работает только третий год, но мы активно включились во все процессы, происходящие в Москве, в том числе в обсуждение проблемы установления единых каникул. С одобрения ученого совета МГПУ и столичного Департамента образования у себя в учебном заведении мы реализовали модель, которую назвали биместровой. Ее главный принцип в том, что у нас летние каникулы длятся не больше двух месяцев. Оказывается, если дети отдыхают два месяца, их остаточные знания составляют 40-50 процентов. Значит, у них в сентябре на адаптацию уходит неделя-полторы. У нас полностью изменился весь цикл учебного года. Считаю, при четвертной системе самая нерациональная смена продуктивных и непродуктивных циклов. В самые тяжелые периоды, пиковые для нагрузки на здоровье, каникулы самые маленькие – осенние каникулы – неделя, весенние – тоже неделя. Представьте, после 11 недель учебной нагрузки в третьей четверти (это время еще осложнено климатическими и эпидемиологическими факторами) самый маленький каникулярный период. За такой короткий период человек не может восстановить свое здоровье. Всего одна неделя каникул не очень оптимальна, так как любая смена жизнедеятельности влечет за собой период адаптации. А это минимум 2-3 дня. В нашей системе учебный год делится на два, отсюда ее название биместровая, или двухмесячная. Модель «7+2» включает пять равноценных двухмесячных периодов обучения по семь недель и четыре каникулярных периода по 2-2,5 недели. Получается так: семь недель дети учатся до последней недели октября, затем у них двухнедельные каникулы. Дальше дети учатся в ноябре и до конца декабря, каникулы до 7-10 января. Затем они учатся снова семь недель в январе и феврале, с 23 февраля по 8 марта у них каникулы. Далее учеба в марте и апреле, последняя неделя апреля и майские праздники – каникулы. Завершается год учебой в мае и до конца июня. Преимуществ у биместровой системы много, назову лишь такое: у наших первоклассников не выявлено роста хронических заболеваний. В то время как у их сверстников в контрольной школе частота хронических заболеваний увеличилась на 41,4 процента. А у нас ноль. Марьяна БЕЗРУКИХ, доктор биологических наук, профессор, директор Института возрастной физиологии: – Позвольте вам не поверить. Такого не бывает. Во-первых, хронические заболевания не развиваются в один момент. Во-вторых, есть много факторов, которые влияют на состояние здоровья. Приведу один пример. Два года назад был большой проект по изменению структуры детского питания. Давали гранты, многие пожелали участвовать в проекте. Я входила в состав экспертного совета. Среди множества показателей существовал пункт об изменении хронических заболеваний при новой структуре питания. И нам давали показатели, что на 80, даже на 100 процентов у детей улучшилось состояние здоровья. Все эксперты, а среди них были, конечно, и медики, единодушно сказали, такого критерия при оценке не должно быть. Ведь на состояние здоровья влияет множество факторов. У нас, к примеру, 70 процентов патологии во время беременности и родов. И такой ребенок иначе отреагирует на перегрузку в школе, чем условно здоровый ребенок. В 2005 году мы проводили в 76 регионах анализ динамики работоспособности школьников. Было охвачено более 60 тысяч детей разного возраста – первых, третьих, пятых, седьмых, девятых классов. Выяснилось, что пики заболеваний независимо от класса одинаково у всех школьников возникают в конце каждой четверти. В чем причина? А когда проходят контрольные, когда возникают стрессовые ситуации в связи с проверкой знаний? В конце четверти! Так у нас организован учебный процесс. Скажите, зачем в конце декабря или весь май идут контрольные работы? Нужна рациональная организация учебного процесса. Это классика! Это то, что есть во всех учебниках для студентов педагогических вузов по возрастной физиологии. Я считаю главной бедой быстрые решения, не подкрепленные никакими научными исследованиями. Любое новшество, будь то электронный учебник или быстрый набор текста десятью пальцами, должно быть физиологически обосновано. Необходимы исследования, если мы не хотим воспользоваться теми, которые уже проводились. Хотя в последние 30 лет их точно не было. Да, действительно, третья четверть должна заканчиваться более длительными каникулами. Но если мы их сделаем продолжительными, мне бы хотелось посмотреть функциональное напряжение в процессе адаптации после двухнедельного отдыха. В свое время проводилось такое исследование. Период адаптации занимает не менее месяца. Это показали объективные данные. Более того, у первоклассников в процессе адаптации состояние функционального напряжения, как у космонавтов в невесомости. Если проводить исследования, то может выясниться, что дело вовсе не в биместровой системе организации учебного года, а в здоровом питании, взаимодействии педагога с ребенком, с родителями. Факторов много, и потому сказать, что все хорошо при биместровой системе, можно только после исследований. Но то, что нужны каникулы в феврале, очевидно. Мы об этом говорим уже 30 лет. Петр ПОЛОЖЕВЕЦ: – Может быть, поручить Общественному совету при Министерстве образования и науки РФ проанализировать все проведенные в последние годы исследования, касающиеся нагрузки детей и эффективного построения учебного года? А что касается экзаменов, аналогов нашего ЕГЭ, к примеру, в Финляндии выпускники сдают экзамены в феврале, а потом спокойно, без стрессов, учатся. Марина СТЕПАНОВА, профессор, доктор медицинских наук, зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН: – Однозначно каникулы – это не приговор для обязательного проведения аттестации. Как сделать учебный процесс здоровьесберегающим? То, о чем рассказал Сергей Юрьевич, еще нельзя однозначно представить как решение этой проблемы и уже озвучить результат. Работа продолжается. В чистом виде эксперимент не проходил проверки. Действительно, хороший показатель может достигаться не только за счет нового каникулярного графика. К примеру, те каникулы, по которым учились практически все присутствующие здесь, получили в свое время оценку ученых. В середине 70-х годов у нас и практически во всех соцстранах проводились исследования каникулярного графика. Общий вывод: неблагоприятный фактор, влияющий на здоровье детей, – длинная третья четверть, она даже утомительнее, чем конец учебного года. Этот длинный марафон непосилен для большинства детей. Тогда и были введены дополнительные каникулы в начальной школе. 5-6 недель учебы сменяет неделя отдыха. Этот график был изучен нашим институтом, оценен. Преимущество его в том, что мы ушли от длинной третьей четверти. Мы сравнили утомляемость детей при традиционных каникулах и новых, наглядно увидели, как на фоне одного графика резко падает работоспособность детей в определенные периоды и как не имеет таких перепадов этот показатель при работе школ в режиме 5 недель учебных и 5 недель отдыха. Психологи даже придумали термин «синдром третьей четверти», когда заходит речь о снижении работоспособности детей. Действительно, в самое холодное, темное, авитаминозное время, когда дети меньше бывают на воздухе, они учатся самую длинную четверть в году. Каникулы в новом режиме – яркий пример здоровьесбережения, которое не стоит ни копейки. Не надо находить деньги на это, а просто нужно сесть за стол и договориться всем вместе – педагогам, родителям, детям – о том, как строить учебный год в новом режиме. Не могу сказать, что это самый оптимальный вариант каникул, но уход от длительного учебного марафона в 3-й четверти налицо. И еще хочу сказать о том, как трудно ломать стереотипы. Когда вводили 3-й урок физкультуры, то говорили, перегрузки не будет, наоборот, лишний час занятий полезен для здоровья. Но все равно это урок, и количество еженедельных часов возросло. Мы тогда пытались убедить наше министерство не увеличивать недельную нагрузку, а продлить учебный год всего на неделю. Нас не услышали. Хотелось бы напомнить всем присутствующим, что в законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения есть статья, которая устанавливает, что все программы, методики должны иметь подтверждение безопасности для здоровья ребенка. Это сегодня предано забвению. Школы проводят эксперименты, вводят новые способы обучения, электронные учебники и т. д., но вместе с тем нет анализа того, как все это сказывается на детском здоровье. Говоря о каникулах, не следует забывать, что сегодня мы не можем организовать полноценный отдых для всех детей. Не редкость, что в летнее время они бывают предоставлены сами себе. Школа не в состоянии создать условия для полноценного отдыха учеников. А полноценный отдых – это важный фактор, который мы должны учитывать, говоря о нагрузке и учебе наших детей.Виктория МОЛОДЦОВА, шеф-редактор приложения «УГ-Москва»:- А почему школы должны отвечать за отдых детей? На это есть родители. В Москве на портале «Активный гражданин» обсуждалась целесообразность введения единых школьных каникул. Подавляющее большинство – 70 процентов москвичей – проголосовало за единый график во всех школах. Это поможет родителям организовать полноценный отдых для всей семьи. Из трех вариантов каникул нужно выбрать один.Людмила МЯСНИКОВА, председатель экспертно-консультационного совета родительской общественности при Департаменте образования г. Москвы: – Хочу добавить, что все эти три варианта уже существуют в практике московских школ. Это традиционный режим обучения с четвертями, триместровый с тремя учебными периодами и длительными каникулами и модульная система «5(6)+1», когда за учебными неделями следует неделя отдыха. Почему нужны единые каникулы? Когда дети живут в одном доме или даже в одной семье, а учатся в разных школах, они не могут общаться, вместе проводить свободное время. У одних каникулы только начинаются, а у других уже закончились. Мы уже проходили тот период, когда школы сами выбирали, как они будут чередовать учебу и отдых. Опыт оказался неудачным. Чаще всего инициатива исходила от руководства. Директор предлагает – все соглашаются. Я езжу по школам Москвы, поэтому знаю ситуацию. Конечно, выбирать каникулы родители должны при условии полной информированности.  В данном случае единые каникулы в Москве – это актуально. Есть возможность у детей ходить вместе в музеи, посещать спектакли и так далее. Учреждениям культуры будет проще планировать проведение мероприятий для детей. Помните, как хорошо была организована в дни весенних общих каникул «Книжкина неделя»? Ирина КУРЧАТКИНА, директор школы №1474 Москвы, председатель межрайонного совета директоров: – Каникулы – многофакторный процесс, и скорее всего действительно в Москве нужны единые каникулы, так как мы должны думать о процессах, происходящих в семье. Все равно определяющую роль играет семья, ребенок счастлив тогда, когда он каникулы проводит вместе с родителями и близкими родственниками. Это тоже фактор здоровья, многое определяет эмоциональное состояние ребенка. Когда ребенок с любимыми мамой и папой, когда мама и папа могут заранее все спланировать, это позитив огромный. Обсуждение сроков проведения единых каникул дает возможность учесть мнение людей, живущих в мегаполисе.Как все московские школы, мы два года находились в процессе реорганизации, в результате в нашей образовательной организации половина школ и детских садов района Ховрино. Это около 5000 детей, из них 3500 школьников. Та школа, где я была директором, проводила каникулы по четвертям, я думала, что ничего лучше не бывает. Когда объединились первые четыре школы, то два других директора очень настаивали на использовании модели «5+1». Проблему выбора решили голосованием, наш комплекс перешел на эту модель, это было выражением педагогической позиции, мы этому выбору подчинились и стали учиться по модели «5+1». В этом году в наш образовательный комплекс влилась еще одна школа, в которой учились и проводили каникулы также по четвертям. Эта школа не захотела учиться по нашей модели «5+1», но мы настояли на этом. Мы проанализировали состояние здоровья детей, и наши выводы по такой большой организации, как наша, таковы: к концу пятой недели учебы по Москве пошла вирусная инфекция, дети меньше стали ходить в школу, но потом прошла неделя каникул, и все вышли на учебу. То есть мы прервали болезненный момент.Какие каникулы будут в Москве? Это покажет опрос в рамках проекта «Активный гражданин», к нему мы готовились недели три, наша задача – максимально донести информацию до родителей. Поэтому у нас прошли заседания управляющих советов, родительские собрания. Все нужные информационные материалы в школы поступили, каждому родителю их вручили. Кстати, когда мы родителям стали объяснять механизм голосования, они сказали, что все знают, на портале «Активный гражданин» все прочитали. Мои коллеги – директора школ говорят, что давить на родителей невозможно, они очень хорошо знают свои права, много знают о системе образования, принимают решения так, как считают нужным, поэтому изучать мнение родителей гиперважно.  Петр ПОЛОЖЕВЕЦ:- Чтобы каникулы проходили с пользой, должна быть создана инфраструктура, которая давала бы возможность родителям активно провести свободное время со своим детьми.Марина СТЕПАНОВА: – На мой взгляд, изменение летних каникул, их сокращение может вызвать социальную напряженность. И тогда сайт Минобрнауки с названием почти «покемон», куда все пишут, будет заполнен до отказа. Ирина МОРОЗОВА, начальник Управления дошкольного и общего образования Московской области: – Нужно учитывать, что единые каникулы вводятся в таком мегаполисе, как Москва. А наша Московская область – это Россия в миниатюре. У нас есть и сельские, и городские школы, муниципалитеты – все с разными материальными ресурсами. Что мы сегодня обсуждаем? Введение четкой регламентации каникул? Тогда нужно вносить изменения в Закон «Об образовании в РФ». Помните, раньше издавался приказ министерства, где четко прописывались каникулы, и на его основе все школы издавали распоряжения. Сегодня сама образовательная организация решает, какие каникулы ее больше устраивают. Ведь у образовательных организаций сегодня большие полномочия. И именно они решают, какому виду каникул отдать предпочтение.У нас есть школы с традиционными четвертями и также есть такие, что выбирают режим «5+1». Эти два варианта работают в области, и никаких указаний со стороны чиновников нет – выбор за школами. На мой взгляд, надо определиться, к чему мы сейчас идем. Мы идем к четкой регламентации каникул на федеральном уровне или все-таки оставляем эти полномочия школам?  Я давно работаю в образовании. Когда переходили на пятидневку, то учитывали прежде всего родительские запросы. Все они работали 5 дней, и в субботу в школах детей за партами было 50-30 процентов. И мы пришли к выводу, что надо переходить на пятидневку. Но не всегда родители могут учитывать объективную реальность, а берут во внимание какие-то собственные интересы. Это тоже нужно брать во внимание, когда решаются такие важные вопросы. Анастасия ЗЫРЯНОВА: – Мне не очень нравится установление единых каникул во всех школах. Ведь каждое учреждение имеет свою специфику, и это нужно принимать во внимание. Кроме того, не надо забывать, что в Законе «Об образовании в РФ» есть пункт 10 статьи 13. В нем четко прописано, что федеральные органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы муниципальной власти не вправе менять режим работ, календарный учебный план учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.  Родителям сегодня не хватает информированности об исследованиях, которые проводят ученые, о том, как организовать учебный процесс с учетом здоровья ребенка, на что следует обратить внимание. Мы создали инфографики для родителей, которые в доступной и красочной форме объясняют, какой должна быть нагрузка по классам, каким должен быть вес учебников. Это своеобразная азбука для родителей. Думаю, такую же доступную азбуку нужно сделать по здоровьесберегающим технологиям. Рекомендации участников круглого стола- Необходимо проанализировать существующие научные исследования, которые проводились по проблемам организации учебного процесса, чередования времени учебы и отдыха, их влияния на здоровье детей.- Следует разработать методические рекомендации для образовательных организаций либо подготовить информационное письмо, где четко и ясно изложить преимущества или недостатки того или иного каникулярного графика.Полная стенограмма круглого стола будет опубликована на сайте www.ug.ruКруглый стол подготовила Надежда ТУМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте