search
main
0

Символ небесной славы. Урок в 9-м классе на тему «Многообразие стилей храмового зодчества»

Задачи1. Образовательные:- закрепить знания по теме «Архитектурные стили»;- ознакомить со своеобразием архитектурных традиций;- способствовать формированию благоговейного, почтительного отношения к религиозным сооружениям, эстетического восприятия;- формировать ключевые компетентности (общекультурные, социально-трудовые, коммуникативные, личностного самоопределения).

2. Развивающие:- развитие коммуникативной компетенции;- развитие монологической речи.3. Воспитательные:- содействовать воспитанию эстетического сопереживания, вкуса; – создание образовательно-воспитательной среды, благоприятной для развития психофизической, волевой, эмоциональной и других сфер психики ребенка;- формирование художественной культуры школьников как части их духовной культуры;- воспитание чувства любви и уважения к русской культуре и к своему городу;- формирование устойчивого интереса к архитектурному наследию родного города. Оборудование: учебник, презентация, памятка «Анализ художественных произведений».Ход урока1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания (на интерактивной доске презентация) Фронтальный опрос:1. Исправьте ошибку: «Архитрав – это мотив в форме спиралевидного завитка с кружком «глазком» в центре». 2. Назовите стиль и укажите название архитектурного сооружения.3. Назовите архитектурное сооружение и определите стиль архитектуры.4. Определите, о каком стиле идет речь? «Этот стиль появился в первые десятилетия XIX века. Его главная особенность – преобладание монументальных сооружений и крупных градостроительных проектов, встречаются военные мотивы».5. Название этого стиля переводится как «современный».6. Укажите название сооружения, назовите стиль архитектуры. Ответы:1. Это волюта. Архитрав – лежащая на колоннах главная соединительная несущая балка. 2. Стиль – барокко, Зимний дворец, автор – Ф.Б.Растрелли.3. Дом Пашкова в Москве. Классицизм. 4. Ампир. 5. Модерн.6. Конструктивизм. Мавзолей. 3. Учитель: Стили, которые мы изучили на прошлом уроке, объединены общим термином – «архитектура». У каждого народа своеобразная традиция. Что значит «своеобразная»? Что такое традиция? Ответы учеников. Учитель: Задача нашего урока – понять, как архитектурные традиции отражаются в мировых религиях. Прежде всего обратимся к христианскому храму. Основой христианского храма стала базилика («царский дом») – вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, т. е. нефы, число которых достигало 3 или 5. Центральный неф был, как правило, выше и просторнее боковых. В пространстве нефов собиралась паства. В восточном конце главного нефа на возвышении размещалась пастырская кафедра, с которой произносились проповеди. Позади находилась апсида – полукруглая ниша, в центре которой устанавливался алтарь – святое святых христианского храма. Базилика отличалась предельной простотой формы. Первые церковные здания имели деревянные стропильные перекрытия. Примером может служить базилика Сан-Лоренцо-Фуори-ле-Мура. Базилика, построенная во времена Константина на месте могилы священнослужителя Лоренцо, неоднократно расширялась. В настоящее время главный фасад предваряет портик, опирающийся на шесть античных колонн, которые поддерживают простой антаблемент с мозаичным фризом. Три входа ведут в интерьер базилики, состоящий из двух неоднородных частей. В первом здании – типичная трехнефная базилика, заканчивающаяся триумфальной аркой. Это здание связано с более низким строением, имеющим совершенно иную архитектурную структуру: с колоннами по трем сторонам и галереей, предназначавшейся для женщин. 4. Самостоятельная работа с учебникомУчитель: Следующий тип христианского сооружения называется крестово-купольный (центральное пространство храма в плане образует крест). Световой барабан крестово-купольного храма обычно опирается на пилон – четыре несущих массивных столба в центре здания, откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест. Ребята, на что в первую очередь вы обращаете внимание во внешнем облике храма? Ответы детей. Учитель: Шатровые храмы – классика русской архитектуры. Пример – церковь Вознесения в Коломенском (Москва), воссоздающая принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике». Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения – ставился на четырехугольное основание – четверик. Восьмигранный шатер органично вырастает из четырехугольного здания храма.Главный отличительный признак шатрового храма – сам шатер, т. е. шатровое покрытие, кровля в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Облицовка глав, шатров и других частей здания могла быть выполнена лемехом – продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры.Теперь поговорим об элементах христианского храма. Количество венчающих храм куполов строго символично. Первоначально на Руси храмы имели одну главу, что означало единого Бога. Три главы символизируют Святую Троицу. Пять куполов – Христа и четырех евангелистов. Тринадцать символизируют Христа и 12 апостолов. Девять ставится по числу ангельских чинов. Число глав могло доходить и до 30. Так, например, Преображенская церковь Кижского погоста в Карелии – шедевр деревянного зодчества – имеет 22 главы, а общее количество глав трех основных соборов в Кижах составляет 33 и соответствует числу лет земной жизни Иисуса Христа.Форма купола также имеет символический смысл. Более древняя шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях – защитниках Отечества. Луковичная символизировала пламя свечи.Не менее знаменателен и цвет купола. Золотые купола главных храмов, посвященных Христу или двунадесятым праздникам, – символ небесной славы. Синие купола со звездами посвящены Пресвятой Богородице. Зеленые – Троице, символизировали цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны куполами серебряного цвета. Крест – символ распятия, звезда – символ Вифлеемской звезды, корабль – символ Ноевого ковчега, круг – символ вечности. 5. Практическая работаКласс делится на 5-6 мини-групп, им раздаются фотографии храмов.Задание: Укажите архитектурные элементы, определите вид, форму, цвет купола. Проанализируйте по плану (см. памятку). Учитель: Чтобы знать особенности других религий, их сооружений, мы отправимся в Юго-Восточную Азию, на остров Ява, в Индонезию. Сейчас вашему вниманию предлагается видеоролик. После просмотра вас ожидает парная работа, будете задавать своим одноклассникам вопросы по изученному видео. 6. Парная работа. Примерные вопросы: 1. Какую форму имеет сооружение?2. Из скольких миров состоит Боробудур?3. Что изображали на уровне «ранний мир»?4. Что изображали на уровне «мир форм»? 5. Что изображено на уровне «мир просвещенности?» Не менее интересными представляются сооружения ислама. О них нам расскажет… (имя ученика). Ребята, ваша задача – слушать рассказ, выписывать непонятные слова. Заранее подготовленный ученик рассказывает об особенностях мечети.Основой храмовой постройки мусульман является мечеть (от араб. – «место для совершения земных поклонов»). С конца VIII века рядом с мечетью стали возводить минареты (от араб. – «маяк») – башни, с верхней площадки которых священник пять раз в день созывал верующих на молитву. Мечеть может иметь несколько минаретов, но и их число не должно превышать количества минаретов в священной Мекке (восемь). Таким образом, минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль. Если же минарет стоит отдельно, то ему дают свое название.Я хочу рассказать об одной из удивительных мечетей – медресе Улугбека. Фасад делят глубокие стрельчатые ниши, расположенные симметрично по обеим сторонам от портала. Порталы во дворе здания обладают стройными пропорциями и прекрасной мозаикой. В медресе очень оригинальные нарядные сводчатые и купольные перекрытия. Оформленные в виде сетчатых парусов, снабженные световыми проемами, эти своды придают интерьеру особую художественную выразительность. Главный фасад в центре подчеркнут порталом-пештаком с полувосьмигранным сводом, к которому примыкают двухъярусные лоджии. За двухъярусными лоджиями фасада размещаются мечеть и гурхана с куполами на высоких цилиндрических барабанах. Фасад фланкирован с двух сторон башенками гульдаста. Во внешнем декоре медресе использованы резные кашинные мозаики с преобладанием растительных орнаментов. Портал-пештак – арочная ниша с входом.Гурхан – главный барабан. Гульдаст – угловая башня или угловая трехчетвертная колонна цилиндрического либо многогранного сечения.7. Закрепление. КроссвордВопросы:1. Основа христианского храма. 2. Главный элемент христианского сооружения. 3. Главная соединительная несущая балка, нижняя часть антаблемента. 4. Башня, с верхней площадки которой муэдзин пять раз созывал верующих на молитву.5. Архитектурный элемент, спиралевидный завиток в центре. 6. В переводе с французского – «корабль». 7. Галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание. 8. Место собрания верующих для совершения земных поклонов. 9. Культовое сооружение, имеющее полусферические очертания.10. Ступа, имеющая восемь уровней, шесть нижних квадратные, а три верхних круглые. 11. Состояние духовного умиротворения.Ответы: 1. Базилика. 2. Крест. 3. Архитрав. 4. Минарет. 5. Волюта. 6. Неф. 7. Портик. 8. Мечеть. 9. Ступа. 10. Борободур. 11. Нирвана.Ключевое слово – «архитектура».Подведение итогов: А мы возвращаемся к главному вопросу нашего урока: как отражались архитектурные традиции в мировых религиях? Ответы учеников. Рефлексия: Чем понравился урок? Что я нового узнал? Как я применю знания урока в XXI веке? Изменилось ли отношение к представителям иных конфессий? P.S. Презентация, видеоклип и другие приложения опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/757 ​Андрей УРУШЕВ, учитель МХК средней школы №16 города Батайска Ростовской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте