Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Дивертисмент

Симфоническая палитра

Транссибирский арт-фестиваль в Москве
УГ - Москва, №49 от 27 января 2021. Читать номер
Автор:

10 ноября в Концертном зале имени П.И.Чайковского состоялся единственный московский концерт в рамках VII Транссибирского арт-фестиваля, перенесенный с апреля 2020 года. В программе исполнена камерная музыка: Вторая соната для скрипки и фортепиано Прокофьева и трио №2 (памяти И.Соллертинского) Шостаковича в исполнении Вадима Репина (скрипка), Александра Князева (виолончель) и Константина Лифшица (фортепиано). Концерт был посвящен памяти виолончелиста Александра Бузлова (15.09.1983-8.11.2020).

Транссибирский арт-фестиваль – российский и международный форум, задуманный скрипачом и музыкантом Вадимом Репиным. За семь лет своей жизни форум стал известен во всем мире. Важнейшей задачей для организаторов является представление премьер сочинений современных композиторов, а также работа с начинающими и молодыми музыкантами-исполнителями. Как и самая длинная железнодорожная магистраль в мире – Транссибирская, соединяющая Европу и Дальний Восток, фестиваль объединяет в единую симфоническую палитру многие российские города и даже целые страны. Что подтвердилось и в 2020 году.

Кульминационным центром нынешнего фестиваля стали концерты в Самарской филармонии, на которых выступили Вадим Репин и Академический симфонический оркестр Самарской филармонии под руководством Михаила Щербакова. Прозвучала Первая симфония «Зимние грезы» Петра Чайковского, а Вадим Репин вместе с коллективом исполнил Скрипичный концерт №1 Дмитрия Шостаковича на своей знаменитой скрипке.

Скрипач рассказывает о своем инструменте работы мастера Антонио Страдивари:
– На этой скрипке я играю около пяти лет. Я быстро сдружился с ней. Но первые восемь-десять месяцев каждый день открывал в ней что-то новое. В итоге это случается до сих пор. Это замечательный инструмент, который приносит мне большую радость! Очень трудно передать словами, чем отличается звучание этой скрипки от звучания других инструментов. Уловить эту разницу можно, лишь переходя с одного инструмента на другой.

Для нас, инструменталистов, важен не просто звук, а то взаимопонимание, которое возникает между музыкантом и инструментом, ведь не каждая скрипка отдает тебе те звуки и эмоции, которые ты планируешь создать. Необходимое звучание рождается у музыканта в голове, а инструмент лишь помогает это воплотить. Те чувства, которые ты испытываешь, прикасаясь к таким инструментам, тоже очень важны! Ведь скрипка – это коллега, друг, соратник! И это абсолютно правильные эпитеты в адрес инструмента.

В антракте мы побеседовали с художественным руководителем Самарской филармонии Михаилом Щербаковым.

– В сентябре ваш коллектив должен был выступить в Москве. Когда столичная публика сможет вновь услышать самарский оркестр? Что для вас выступления в столице?

– В связи со сложной эпидемиологической обстановкой нам пришлось отменить гастроли в Москве, посвященные 80‑летию Самарской филармонии и симфонического оркестра. Мы надеемся, что в 2021 году ситуация улучшится и мы сможем приехать в Москву. Тем более что год юбилейный и для Самарской области – 170 лет. Для нас гастроли в Москве серьезный экзамен, но и вдохновляющий фактор, заставляющий весь коллектив работать с полной самоотдачей. Это, безусловно, способствует профессиональному росту оркестра. Мы были в Москве 11 раз, и, можно сказать, с большим успехом. Будем надеяться на лучшее.

– Вы соединили в программе концерта Чайковского и Шостаковича. Причем симфонию поставили в первое отделение. Чем это обусловлено. Что для вас эта музыка?

– Два гения русской музыки, которые в своем искусстве с необыкновенной пронзительной искренностью и мастерством отразили сущность и смысл своих эпох. Поэтому я не мог поменять местами эти эпохи.

– Расскажите про ваши впечатления от работы с Вадимом Репиным.

– Вадим Репин – выдающийся скрипач современности. Сегодня он становится для России выдающимся музыкальным деятелем. Его Транссибирский фестиваль имеет огромное просветительское значение. Концерт Шостаковича в его исполнении произвел на меня огромное, глубочайшее впечатление. Он, безусловно, один из лучших интерпретаторов этого шедевра. В его исполнении мы прикоснулись к самым трагическим страницам истории России.

– Какое музыкальное произведение вы бы посоветовали всем нам послушать?

– Мировое музыкальное искусство богато уникальными шедеврами Баха, Моцарта, Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и других выдающихся композиторов, которые своей музыкой оказывают уникальное воздействие на людей. Они выпрямляют, очищают человеческие души. Учат любить, сопереживать другим в горе и радости, дают колоссальные силы и энергию для движения вперед. Как говорил Толстой, «служат подпорой в жизни». Надо всемерно использовать созидательную силу музыки и как можно чаще всем нам прикасаться к этому божественному источнику.

Фестиваль продолжается и набирает обороты, а завершится в декабре концертами в Новосибирске и Красноярске. Вадим Репин говорит:
– Все концерты, правда, в этом году идут с задержкой из-за пандемии коронавирусной инфекции. Но я надеюсь, что все задуманное мы все-таки реализуем. По крайней мере, мы все очень верим в это и очень этого ждем!

 

Дмитрий ПАРНОВ

Фото М.ПУЗАНКОВА, предоставлено пресс-службой Самарской филармонии


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt