Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек обладает множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. И школа обычно сталкивается с проблемой их раннего выявления и развития. О том, как можно успешно и грамотно помочь ребенку реализовать свои способности, рассказывает Ольга АНИКИНА, руководитель отдела образования администрации Бобровского района Воронежской области.
– Ольга Викторовна, как вы выявляете таланты? Есть ли в районе какая-то особая система? Какие созданы условия?- У нас действует районная программа «Одаренные дети», которая включает в себя много направлений. Но, конечно, на начальном этапе те педагоги в школах, в дошкольном и дополнительном образовании, кто серьезно интересуется этой темой, изучают теоретический материал. Кто такой одаренный ребенок: тот, кто, приходя в школу, уже хорошо подготовлен, много читает и хорошо усваивает материал, или одаренность можно вырастить, увидеть и воспитать в каждом ребенке? Зачастую талантливые дети неординарные, не всегда быстро схватывают учебный материал, не всегда думают, как большинство, часто у них свое мышление, особый взгляд на мир, и с ними трудно. Есть и те, кто хорошо учится и дополнительно развивается сразу в нескольких направлениях. А есть дети, одаренные в каком-то одном предмете или виде творчества, в спорте. Задача педагога не состоит в том, чтобы только через тестирование оценить уровень интеллекта ребенка, у учителя должно быть внутреннее желание разгадать ребенка, выяснить его склонности к чему-то творческому, определить, как с ним работать.Есть еще одна интересная грань одаренности, я называю ее склонностью к социальным талантам. Среди наших учеников много детей, богатых и щедрых душой, бескорыстных, неравнодушных. И если их вовремя похвалить, одобрить, поддержать, из них вырастут потом такие же взрослые! Чтобы не получалось у нас потом злых гениев, которые будут совершать великие, но жестокосердные поступки. Об этом учитель тоже должен всегда помнить. Когда у ребенка появляется свое любимое, интересное, хорошее дело, ему некогда думать о плохом.Например, ребята бобровской школы №2 традиционно активно участвуют в предметных олимпиадах и часто занимают наибольшее в районе количество призовых мест. В 2015 году ученики 11-х классов Кирилл Бобкин и Евгений Касаткин участвовали в региональном этапе, заняли первое место по географии, третье – по экологии. Евгений стал участником заключительного этапа олимпиады по географии. А одиннадцатиклассник из совсем небольшой школы села Шишовка Александр Жиряков сначала стал победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии, а потом в апреле 2015 года получил диплом призера в Санкт-Петербурге, где проводился всероссийский этап. Парень настоящий изобретатель, очень умный, творческий!А в Сочи в июне проходили Всероссийский летний турнир «Эврика» и конференция «Юный исследователь – Юг». Ученик второго класса школы №2 Глеб Кориков и его руководитель Марина Александровна Корикова приняли участие в работе этого турнира. В общем зачете Глеб занял третье место из 160 претендентов, а его исследовательскую работу «Выращивание клубники при помощи капельного полива» признали лучшей. Мама Глеба сейчас в декретном отпуске, а работала завучем в школе. Родители поощряют заинтересованность ребенка, его любопытство, развивают его. Это как раз пример разносторонне одаренного мальчика, потому что кроме своей исследовательской работы он уже несколько лет занимается фигурным катанием и показывает хорошие результаты.- Вообще-то учителя сегодня часто возмущаются, что конкурсов проводится очень много, и они в итоге не успевают ни в конкурсах участвовать, ни работать с полной отдачей. Вы как-то поощряете педагогов?- В школах района обязательно есть стимулирующий фонд, который мы направляем на поощрение работы учителей, особенно тех, кто, не считаясь со временем, занимается после уроков с детьми дополнительно, готовится к предметным олимпиадам, к различным соревнованиям. Мы уже второй год стараемся немного поменять организацию нашего участия в конкурсах. Задача – как можно чаще участвовать не в дистанционных конкурсах по Интернету, а в очных, где требуется личное присутствие. Нередко конкурс в Интернете сводится к отсылке материала, не всегда качественного, и к получению диплома. А очный, стационарный конкурс, когда дети видят и друг друга, и членов жюри, имеет гораздо большее воздействие и качество. Наши педагоги сопровождают детей на такие конкурсы, уделяют им свое время, и все это соответственно оплачивается из стимулирующего фонда.Но повторю: если учитель сам не захочет найти талант в своем ученике, раскрыть в нем дополнительные способности, никакое стимулирование не поможет. Поэтому одаренные учителя – наша гордость, мы их всячески поддерживаем, стараемся помочь и материально, и методически. В каждой школе сегодня есть методические объединения, на уровне района тоже, причем в каждой предметной области. Кстати, хороший учитель, помогая ребенку развить его талант, и сам часто добивается немалых успехов. Например, уже несколько лет наша бобровская школа №2 участвует во Всероссийском конкурсе исследовательских работ имени Дмитрия Ивановича Менделеева. В этом году ученик 11-го «А» класса Владимир Бокарев стал финалистом очного XI конкурса, в секции естественно-математических наук, теоретических и прикладных исследований Владимир представил работу «Микроконтроллеры и их применение». Его наградили медалью имени Менделеева и грамотой, а директора школы Наталью Ивановну Гайворонскую – благодарностью «За поддержку талантливой молодежи». Научный руководитель Владимира Бокарева, она же заместитель директора Полина Михайловна Овчинникова отмечена грамотой Министерства образования и науки РФ. – Чуть раньше вы сказали о мальчике, который выращивает клубнику и занимается фигурным катанием. С клубникой все понятно, ее и воронежцы, и бобровцы любят и активно культивируют на своих участках. А где кататься на коньках?- В Боброве этот вопрос решен очень хорошо. В 2010 году был открыт замечательный ледовый дворец, которому присвоили имя Вячеслава Фетисова и который сразу стал любимым местом как детей, так и взрослых. Здесь активно развивается фигурное катание, но самых значительных результатов достигли наши хоккеисты, они уже выигрывают не только районные и областные, но даже всероссийские и международные соревнования. Ребята учатся в специализированных классах по хоккею с шайбой, занимаются в детско-юношеской спортивной школе, уже заняли первое место в областном финальном турнире «Золотая шайба», в прошлом ноябре привезли первое место из Беларуси, в августе стали вторыми на международных соревнованиях в Праге, выиграли первенство России по хоккею «Регион-Центр», и это лишь часть побед наших юных хоккеистов.Начинают работать с детьми еще с детского сада. У нас на базе двух детских садов даже открыты кружки общефизической подготовки. И малыши с 3-4-летнего возраста уже проявляют себя. Тренеры наблюдают и подсказывают родителям, где у ребенка получится лучше – в фигурном катании или в хоккее. А район находит средства, чтобы потом отправлять ребят на соревнования целыми командами. Финансирование выделяет район, а главный наш болельщик и помощник – глава района Анатолий Иванович Балбеков. Конечно, спонсорские средства тоже привлекаются, но основная часть – деньги нашего муниципалитета. Детские сады, в которых начинается наблюдение за способными ребятами и воспитание талантов, тоже строит и открывает муниципалитет. Достоинством нашего района является то, что у нас детские дошкольные учреждения открыты не только в городе, но и практически в каждом селе. Только в двух селах нет детских садов, но это потому, что там детей очень мало. В общей сложности вместе со структурными подразделениями у нас 24 детских сада.Детские сады в основном общеразвивающего вида. Можно сказать, что дошкольное образование в районе – звено сплоченное и единое. И в этом заслуга многолетней работы нашего методиста Галины Викторовны Вахниной, она сейчас заведует методкабинетом по дошкольному образованию. Вся система работает как единый механизм. Есть две инновационные площадки – детский сад «Солнышко» и детский сад «Пряничный домик». Но даже и те сады, которые не признаны на уровне области инновационными площадками, имеют свои особенности и стараются работать по новым федеральным образовательным стандартам дошкольного образования. Очереди детей в возрасте от 3 до 7 лет нет.- А ясельных групп хватает?- Это сейчас самая актуальная проблема, особенно в Боброве. В селах отсутствие групп для детей от полутора до трех лет менее заметно, а в городе они необходимы. В центре «Радуга» есть у нас группа кратковременного пребывания «Светлячок». Но в целом это проблему пока не снимает.- Какой выход, что будете делать? – Будем просить руководство о строительстве и открытии детского сада с ясельными группами. Сегодня внимание в основном концентрируется на возрасте от 3 до 7 лет, надеемся, что малыши будут следующими. Тем более что деток рождается с каждым годом все больше, и это хорошо!Досье «УГ»Ольга Аникина руководит отделом образования администрации Бобровского района Воронежской области. Окончила Борисоглебский педагогический институт по специальности «учитель русского языка и литературы», работала в школе №2 города Боброва сначала учителем, затем заместителем директора и директором. С 2009 года возглавляет отдел образования, а одним из самых интересных направлений в своей работе как раньше, так и теперь считает выявление и поддержку одаренных детей.Воронежская область
Комментарии