В будущем году школа №5 города Сатки, дважды становившаяся победителем конкурса лучших образовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии, проводимого в рамках национального проекта, отметит свой 40-летний юбилей. Школа славится не только успехами детей в освоении учебной программы, но и физкультурно-оздоровительными традициями. Почти 40 лет здесь работает учитель физической культуры, мастер спорта по лыжным гонкам Галина Михайловна Карпова, выведшая в большую жизнь не один десяток спортсменов, около 20 ее выпускников окончили Институт физкультуры в Челябинске. В «пятерке» гордятся спортивными династиями Колосковых, Гречишниковых, Лукьяновых, Садыковых.
Третий год подряд команда СОШ №5 становится победителем районной спартакиады школьников, которая проводится по 21 виду спорта. Воспитанники учебного заведения заняли первое место в областных соревнованиях по бадминтону, который завоевывает в районе все большую популярность. В школе проходят открытые тренировки по баскетболу, волейболу, успешно действует секция лыжных гонок, куда дети идут заниматься с большим желанием. Ежегодно лыжники выезжают на всероссийские соревнования, готовятся к участию в первых Олимпийских юношеских играх. На второй президентский грант школой приобретен мини-стадион стоимостью около 800 тысяч рублей, который используется для развития русских народных игр в начальном звене.
Эликсир
С первых же минут знакомства с директором школы Еленой БАРАНОВОЙ, победителем национального проекта «Образование», автором школьной программы здоровья «Эликсир», становится ясно, что передо мной – человек, неравнодушный к физкультуре и спорту, умеющий на собственном примере «зажечь» детей, знающий, как привить им любовь к здоровому образу жизни.
По словам Елены Барановой, предпосылками для создания в 2002 году школьной программы здоровья под названием «Эликсир» послужило то, что в учительском коллективе поняли, что система образования и воспитания не может оставаться в стороне от глобальных изменений, происходящих сегодня в стране и в мире. Современная школа обязана помочь ребенку реализовать его образовательные запросы, выработать положительную систему мировоззрения. А без формирования физически здоровой личности, сами понимаете, этих целей достичь невозможно.
– Социологические опросы родителей убедили нас в том, что значимость школы, призванной дать качественное образование, сохраняется, но матерей и отцов сегодня в не меньшей степени волнует вопрос и о «цене знаний», – говорит Елена Юрьевна. – Никто не хочет жертвовать здоровьем детей ради получения ими отличного образования. Кроме этого, медицинские осмотры учеников (сравнивались данные за последние три года) демонстрировали резкое ухудшение их здоровья. К сожалению, увеличилось число детей, имеющих хронические заболевания и состоящих на диспансерном учете. Много детей с заболеваниями органов зрения, опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. Отягощенность хроническими заболеваниями, безусловно, сказывалась на уровне работоспособности в течение учебного года, при этом наблюдалось ухудшение функций вегетативной нервной системы. Основная масса школьников хоть и считала здоровье одной из главных жизненных ценностей, но слабо разбиралась в вопросах здорового образа жизни и, как следствие, недостаточно заботилась о своем организме. При внедрении здоровьесберегающей программы учитывалось и то, что школа размещается в типовом здании, подвергалась переделкам в связи с необходимостью увеличить число учебных кабинетов, и поэтому не вполне соответствовала санитарным правилам и нормам.
Инновационная работа, по словам Елены Барановой, базируется на новых образовательных идеях и мнении родительской общественности. Сохранение и укрепление здоровья детей лежит в основе всей деятельности школы. Уже прошло семь лет, как в учебный план введен урок в начальных классах, который называется «Здоровый образ жизни», а с 1998 года в школе проводится обязательный урок хореографии. В 2004 году учителя всерьез заговорили, что в основе систематических заболеваний детей лежат психологические проблемы, и больше внимания стали уделять оздоровительно-профилактическим мероприятиям, привлекли к работе высококвалифицированных психологов.
По технологии Базарного
В основу организации здоровьесохраняющего характера обучения в 5-й школе были положены технологии доктора медицинских наук профессора Владимира Базарного.
– От мероприятий, направленных на профилактику школьных болезней за период реализации программы «Эликсир», мы пришли к открытию классов охраны зрения, современного стоматологического кабинета, в котором могут лечиться дети не только города Сатки, но и всего района, – рассказывает Елена Баранова. – С целью формирования «моды» на здоровье в классах начальной школы реализуется предмет «ЗОЖ», спортивные секции в системе дополнительного образования составляют около 60 процентов, развивается сеть социального партнерства с медицинскими учреждениями как районного центра, так и Челябинской области. С целью сохранения репродуктивного здоровья школьников, особенно старшеклассников, налажены партнерские отношения со Всероссийским обществом акушеров-гинекологов.
Чтобы увеличить объем двигательной нагрузки, в 2001 году в учебный план введен предмет «Хореография». Почти сразу же в школе появилась хореографическая студия, а в 2006 году в ней создана образовательная программа «Блестки» (кстати, лауреат областного фестиваля «Юная Терпсихора»), в которой успешно занимаются 78 детей и подростков. И как результат – на протяжении последних лет воспитанники 5-й школы становятся неизменными победителями всех районных фестивалей и конкурсов.
Пройдясь по школьным этажам, я увидел, что во всех классах много цветов и растений, на потолках – зрительные тренажеры, выполненные по системе Владимира Базарного. В дверных проемах кабинетов начальной школы – съемные турники, на полу под партами – специальные приспособления для массажа ступней ног, гимнастические палки, изготовленные родителями. На всех без исключения уроках обязательно проводится физкультурная пауза.
Итогом четырехлетней плодотворной работы «Эликсира», можно сказать, его детищем, стала инновационная образовательная программа «Русские народные игры». Если в начальный период она должна была работать только на увеличение двигательной активности, то в конечном результате тот потенциал, который заложен в народных играх, реализуется как средство гармонизации физического, речевого, эмоционального развития, воспитания положительного отношения к физкультуре и профилактики поведенческих расстройств.
Возрождение лапты
Знакомлюсь с автором образовательной программы «Русские народные игры» учителем физкультуры и классным руководителем Галиной Ивановной ДЕРЕВСКОВОЙ. Она победитель муниципального конкурса «Учитель года-2007», обладатель гранта губернатора Челябинской области.
Галина Ивановна родом из Казахстана, в свое время окончила факультет физического воспитания Семипалатинского педагогического института. В Сатке живет около 10 лет. Галина Деревскова не ограничивается уроками, ведет мониторинг посещаемости детьми спортивных секций, постоянно встречается с родителями. У нее тесный контакт с тренерами спортивных школ, которые в начале учебного года приходят в классы для популяризации физической культуры и набора детей в спортивные секции.
Заходит разговор о лапте, кстати сказать, которая не уступает по зрелищности и динамичности бейсболу, пользующемуся невероятной популярностью в США.
– Согласитесь, детство без подвижных игр представить невозможно, – говорит Галина Ивановна. – Когда возникли подвижные игры, кто придумал их, Они созданы народом, так же как сказки и песни. Русские народные игры ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли. Развивают нравственные чувства ребенка, укрепляют его здоровье, закаливают. Большой плюс подвижных игр заключается в том, что они доступны для всех возрастов и групп здоровья детей. Их можно с успехом использовать при планировании регионального компонента, в учебной программе. Народные игры помогают оживить и разнообразить урок, позволяют достаточно быстро обучить детей основам любой спортивной игры, дать им общую физическую подготовку.
В предлагаемой программе объем времени школьного учебного плана, выделяемый на вариативную часть, используется для разучивания подвижных игр и углубленного изучения русской народной игры «Лапта». Программа разработана для детей начальной и средней школы. Каждый этап овладения лаптой направлен на достижение конкретной цели и задачи. Основные из них – повышение интенсивности физической нагрузки в режиме учебного дня, развитие микромоторики кистей и пальцев рук, тренировка быстроты реакции, скорости, ловкости, точности и координации движений, улучшение функций вестибулярного аппарата, развития чувства равновесия, умения ориентироваться в пространстве. И, наверное, самое важное – воспитание чувства товарищества, умения согласовывать свои действия с другими детьми, взаимодействовать в коллективе.
В заключение хотелось бы отметить, что начинания учителей 5-й школы не проходят даром, а развиваются. Так, в программе на 2009 год планируется провести соревнования по лапте на уровне Саткинского района и включить ее в спартакиаду школьников. Дети в нее играют с большим удовольствием. Они чувствуют, что в русских народных играх, которые сегодня незаслуженно забыты, заложено что-то очень важное, а именно – культура и традиции наших предков.
Комментарии