Просматривая различные сайты в Сети, я каждый раз нахожу подтверждение тому, о чем мне говорят коллеги в личном общении: зарплата педагога по-прежнему сильно отличается в зависимости от региона. Лидируют ЯНАО и Москва – свыше 100000 рублей в месяц. Остальные по нисходящей.
В Новосибирске московская заработная плата возможна только у директоров, чуть поменьше – у завучей и бухгалтеров. Правительство области сообщает, что средняя цифра составляет свыше 48000 рублей. На других сайтах приводится 39000. По данным портала ГородРабот.ру, средняя зарплата учителя в Новосибирской области за 2023 год 30180 рублей.
Как отмечал глава Департамента образования мэрии Рамиль Ахметгареев, заметна нехватка учителей начальной школы, русского языка, математики, иностранных языков и других дисциплин. То есть практически по всем предметам педагогов не хватает. Многие школы уже разместили объявления о вакансиях, где предлагается зарплата в 25000 рублей. В сельских школах цифры еще меньше. Сервис Зарплата.ру утверждает, что грузчики получают больше учителей.
На сайте Atas.info приводятся реальные данные по Новосибирску и области. В районах начинающие специалисты зарабатывают от 20000 рублей. Опытные педагоги могут повысить квалификацию и начать получать около 30000. Где же тут «средние» 48000?
Вот что пишет один учитель: «У меня есть такая зарплата. Но! Это не за одну ставку! Это 1,5 ставки + классное руководство + ведение кружка + стимулирующие выплаты за разные мероприятия + курсовое и дипломное проектирование. И чтобы мне эти 44 тысячи получить, я должна провести несколько мероприятий в месяц, к которым нужно готовиться и тратить дополнительно время. Другими словами, эти деньги мне даются за 12‑часовой рабочий день, включая субботу, а часто и воскресенье. Если работать просто на одной ставке, то хорошо, если тысяч 20 получишь».
Как педагог может повысить свои доходы? Известно, что при начислении зарплаты за основу берутся оклад (база) и повышающий коэффициент к нему (за должность, выслугу, ученое звание и т. д.), стимулирующие выплаты (премии и доплаты), компенсационные выплаты (за работу с совмещением, в ночное время, во вредных и опасных условиях, за аренду жилья и т. д.).
Компенсацию платят за:
– сверхурочную работу;
– проверку письменных работ;
– заведование кабинетами;
– руководство предметными комиссиями;
– работу в сельской местности;
– работу с детьми-сиротами.
Установлена надбавка за работу в особых климатических условиях – районах с коротким световым днем, холодной зимой или слишком жарким летом.
Многие представители профессии жалуются, что значительную часть зарплаты составляют стимулирующие выплаты, которые распределяются директором школы или вышестоящим руководством. Поэтому уже несколько лет идет дискуссия касательно закрепления доли оклада в зарплате на уровне не ниже 70%. На данный момент это все еще инициатива.
Как педагог с большим стажем могу поделиться собственным опытом. Начав работать в школе, я получила еженедельную нагрузку около 30 часов (при норме 18). Светило много чего интересного: две смены, почти все классы (со второго по одиннадцатый), 11 подготовок (при норме 2). Как и почему справлялась? На первое место ставлю три стимула: у меня трое детей, пока все учились в школе, отказываться от любой перегрузки было нельзя. Помогало то, что я пришла в школу после работы в вузе, то есть, попросту говоря, мой уровень знания предмета далеко превышал требуемый в средней школе. К урокам я не готовилась, учебные планы не писала. Тетради проверяла на переменах, во время неизбежных «окон» и между сменами. Помимо работы у доски (иной раз действительно проводила по двенадцать часов в школе) нужно было посещать родительские собрания и встречаться с родителями. Давала открытые уроки, участвовала в конкурсах – иногда по желанию, иногда по указанию дирекции. В июне помимо приема экзаменов проводила курсы повышения квалификации, семинары и мастер-классы. Вскоре меня назначили районным методистом, что добавляло в мое ежедневное расписание поездки по школам, посещение открытых уроков, занятия с учителями, организацию олимпиад и конференций. Словом, трудилась по известной формуле 24/7. Помогали высокая организация труда, самодисциплина и постоянное стремление к новому, повышению собственного уровня, привитые в семье с детства.
Каким было вознаграждение? Доплата за степень делается по усмотрению директора, а он не усматривал. Поэтому уже на первом году работы я подала документы на высшую категорию. Завуч выразила протест, но департамент образования сразу меня утвердил. Наработала стаж, а когда ввели НСОТ, ушла из школы. Сразу стало понятно, что раз все деньги поступают в распоряжение директора, неминуемо будет работать принцип «кого люблю, того дарю». Никакие нормативы и рекомендации тут не спасут.
Опытный преподаватель умеет организовать свой рабочий день, наличие семьи помогает справляться с перегрузками. Когда самому кушать хочется, полбеды, иногда можно и потерпеть. А ребенка нужно кормить, одевать-обувать-воспитывать сейчас. К тому же дети имеют тенденцию расти, значит, каждый год к 1 сентября родителям предстоят большие траты. Если учитель берет полторы-две нагрузки, это обязательно сказывается на его работе. 30 часов у доски вызывают большую усталость. Многие занимаются репетиторством, потому что удобно: деньги получают из рук в руки, сразу. Это еще плюс несколько часов. На второй план отходят дополнительные нагрузки – подготовка к урокам и разработка самостоятельных, контрольных работ. Отстающие ученики оказываются за бортом, если их родители не могут заплатить за частные уроки. Родительские собрания, экскурсии, походы в музей и театр, школьные праздники… Любая нештатная ситуация требует массы физических и моральных сил. Иногда получается так, что передохнуть учитель может, как ни странно, только на уроке. Даст письменную работу – и все. Работа над ошибками чаще всего падает на родителей.
Мне кажется, размер заработной платы нужно установить, исходя из недельной нагрузки в 18-20 часов (лучше в 18, как это было в лучшие времена), и этот размер должен быть не меньше, чем оклад у грузчика. Не стоит забывать о том, что любой учитель трудится не только у доски, но и загружен всю вторую половину дня. А надо, чтобы уроки в наших школах были качественными, чтобы ученики получали хорошее среднее образование. Учитель играет важнейшую роль в образовании и воспитании детей – будущего страны.
Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск
Комментарии