Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Законы общения

Штучный подход

УГ - Москва, №35 от 27 января 2021. Читать номер
Автор:

Интеграция ресурсов в подготовке будущих дефектологов

Подготовка дефектологов (учителей и специалистов) для работы с детьми с ОВЗ разных нозологических групп, безусловно, остается прерогативой вузов. Факультеты и профильные кафедры решают эту задачу с учетом социально-образовательных перемен, понимая значимость практической составляющей подготовки студента-дефектолога.

От теории к практике

Практико-ориентированный характер вузовской подготовки позволяет разрабатывать программы, отталкиваясь от содержания основных трудовых функций, описанных в профессиональном стандарте педагога: обучение, воспитание, развитие. Утверждение профессиональных стандартов учителя-логопеда и учителя-дефектолога позволит в полной мере определить функционал выпускников бакалавриата по направлению «специальное (дефектологическое) образование».
Практико-ориентированный подход предполагает расширение сферы взаимодействия и сотрудничества вуза с общеобразовательными организациями, интеграцию имеющихся ресурсов для формирования профессиональных компетенций будущих дефектологов.

Как складывается такое взаимодействие? Представим конкретный опыт сотрудничества Московского государственного психолого-педагогического университета и специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №52.

Кафедра специального (дефектологического) образования, которая выпускает бакалавров по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», является одной из наиболее бурно развивающихся не только в структуре факультета «Клиническая и специальная психология», но и в структуре всего университета. Образовательный процесс сочетает традиционные и инновационные технологии обучения бакалавров с учетом передового отечественного и зарубежного опыта.

На кафедре разработаны программы учебных дисциплин, направленные на оказание помощи детям с интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особого внимания заслуживает подготовка бакалавров по профилю «Сурдопедагогика». Наряду с основами профессиональной деятельности учителя-сурдопедагога студенты изучают технологии психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями слуха, овладевают методами и приемами коррекционно-педагогической работы в рамках традиционных и инновационных подходов, применяемых в современной дефектологии, а также системой альтернативных технологий, необходимых современному сурдопедагогу. Среди них технологии сурдопедагогического сопровождения обучающихся после кохлеарной имплантации, технологии сурдопедагогического сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, технологии аудиологии и слухопротезирования, технологии сопровождения детей раннего возраста с нарушениями слуха. Будущие бакалавры овладевают системой проектирования и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ и индивидуальных программ развития для обучающихся с нарушениями слуха, а также навыками сопровождения обучающихся названной нозологической группы в инклюзивном образовании.

Шанс, чтобы слышать

Важной составной частью основной профессиональной образовательной программы и образовательного процесса в целом является практика, где школа выступает площадкой применения студентами полученных в вузе знаний и умений для решения ежедневных практических задач. Бакалавры, осваивающие основную профессиональную образовательную программу по профилю «Сурдопедагогика» на кафедре «Специальное (дефектологическое) образование», обладают прекрасной возможностью не только проходить практику, но и овладеть основами будущей профессии на базе школы №52, которую возглавляет кандидат педагогических наук Елена Владимировна Подвальная.

В СКОШИ №52 созданы необходимые условия для обучения слабослышащих, позднооглохших, кохлеарно имплантированных детей. С обучающимися работают опытные специалисты: сурдопедагоги, психологи, логопеды, тьюторы, социальный педагог, учителя-предметники, воспитатели. При организации общешкольных мероприятий сурдопереводчик передает информацию с использованием русского жестового языка, помогает общаться с глухими родителями обучающихся. Материально-технические условия, созданные в школе, соответствуют всем необходимым требованиям и учитывают особые образовательные потребности детей с нарушением слуха: звуковая информация дублируется визуальной – установлены информационные табло в виде бегущей строки, информационные терминалы, знаковые средства отображения информации (таблички и наклейки, программы мероприятий и пр.), информационные доски, специально оборудованные кабинеты для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалистов, сенсорная комната. С учетом рекомендаций ЦПМПК разработаны и реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы и программы коррекционно-развивающих курсов.

Кадровые и материально-технические ресурсы дают возможность студентам убедиться, как на практике функционирует система работы с обучающимися с нарушениями слуха, и самим активно включиться в процесс коррекционно-педагогической деятельности.

На базе школы реализуется учебная, производственная и преддипломная практика. Погружение в профессиональную среду у студентов начинается сразу с первого семестра. По словам Евы Эдуардовны Артемовой, декана факультета «Клиническая и специальная психология», «в процессе прохождения практики студенты имеют возможность ознакомиться с образовательной организацией, с контингентом обучающихся, узнать, как организован учебный процесс, как создаются специальные образовательные условия. Немаловажно, что именно в этот период (на начальных курсах обучения) студенты получают возможность осознать собственные дефициты и выстроить индивидуальную образовательную траекторию». Помимо этого студенты получают возможность включиться в непосредственный процесс жизни современной школы, узнать, в какие общегородские проекты включены ее обучающиеся и педагогический коллектив, каковы общие результаты в системе столичного образования.

Все педагоги школы ответственно подходят к данному виду работы, понимая, что являются для каждого студента наставниками, передающими свой опыт, мастерство, направляя, советуя, подсказывая, обучая. У студентов есть возможность перенять от наставников практические наработки, обучиться приемам диагностики и коррекции нарушений развития, овладеть традиционными и инновационными технологиями и инструментарием диагностики и оценки результатов психолого-педагогического обследования с целью выявления индивидуальных особенностей развития школьников разного возраста, освоить технологии работы с обучающимися с нарушениями слуха.

В рамках семинарских и практических контактных занятий бакалавры получают возможность ознакомиться с вариантами решения ежедневных практических задач, которые реализуются специалистами образовательной организации в процессе коррекционно-педагогической работы с обучающимися с нарушениями слуха, что способствует подготовке высокопрофессиональных специалистов.

Одним из важнейших практических навыков, который приобретают студенты в процессе практики в школе, является ведение профессиональной документации: разработка АООП, СИПР, календарно-тематического плана, индивидуального образовательного маршрута, составление психолого-педагогических характеристик, заполнение электронного журнала, конспектов уроков/занятий, отчетов. Также студенты приобретают навыки работы с ресурсами платформы МЭШ, что является, по нашему мнению, весьма важным для будущего педагога московской школы.

У студентов старших курсов и магистров есть возможность собрать на базе школы материал для своей научной работы – провести экспериментальные исследования для написания курсовых и выпускных квалификационных работ. В этом им также помогают администрация, учителя и специалисты.

Вести уроки до получения диплома

Проведение совместных с преподавателями кафедры педагогических советов, выступление на методических объединениях, посещение и анализ открытых уроков, разработка проектных методик коррекционного обучения и воспитания, выступление на конференциях, организованных кафедрой и факультетом, по представлению опыта работы СКОШИ №52 и многое другое играют особую конструктивную роль в установлении доверительных профессиональных отношений между сотрудниками кафедры и школы.

Еще одной возможностью для приобретения опыта молодого специалиста стал подписанный Президентом РФ в июне 2020 года Закон «О внесении изменений в статьи 46 и 108 ФЗ «Об образовании в РФ». Принятые поправки предоставляют студентам старших курсов право вести уроки в школах, а также занятия в кружках и секциях до получения диплома. В этой связи школа имеет возможность вырастить своего специалиста, так как, с одной стороны, уже в период обучения у студента будет накапливаться опыт практической работы, подкрепленный дальнейшим овладением теоретическими знаниями (а точнее, их научной составляющей) в вузе, а с другой, он будет иметь поддержку опытного педагога. Это поможет работающим студентам адаптироваться к условиям работы в конкретной образовательной организации. Следует сказать, что СКОШИ №52 уже давно практикует прием на работу магистрантов кафедры, бакалавров, которые после завершения обучения по образовательной программе остаются работать в школе. Это важный показатель, поддерживающий статус надежной московской школы.

Тесное взаимодействие, сотрудничество школы и вуза позволяет реализовать модель практико-ориентированного профессионального обучения и тем самым обеспечить повышение качества подготовки студентов-дефектологов согласно современным требованиям практики, а школе дает возможность получить мотивированного, активного молодого специалиста, включенного в решение задач столичной системы образования. И здесь уже непосредственной задачей школы будет оказание поддержки данному специалисту, чтобы впоследствии он научился самостоятельно определять свои точки роста, развивать свой потенциал и быть ответственным за успешность в развитии каждого ребенка.

Анна ЛЕБЕДЕВА, заместитель директора специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната №52, кандидат психологических наук;
Людмила ТИШИНА, заведующая кафедрой специального (дефекто­логического) образования факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ, кандидат педагогических наук, доцент


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt