search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями  Год счастливого детства стартовал в Чувашии
0

Шоу-урок. Все начинается с парадокса

​А что если попробовать рассмотреть образовательный процесс как серию шоу или спектаклей? Обычно на шоу ходят за деньги, и довольно редко. Людям нравится наблюдать за артистами, которые делают на сцене что-то необыкновенное и удивительное, люди приходят в театр и цирк, чтобы поразиться тому, что увидят. И когда зрители сидят в зале на хорошем шоу или спектакле, можно наблюдать максимальную сосредоточенность и сопричастность к происходящему. Зрители думают и переживают вместе с артистами, пытаются разобраться в их проблемах и боятся за их жизнь во время смертельных номеров.

Как же добиться подобной сосредоточенности и сопричастности на школьном уроке? Ведь часто дети приходят в школу с четкой установкой на скучное времяпрепровождение и с нетерпением ждут окончания своих мучений… А должно быть наоборот. Как театр и шоу индустрия могут решить эту проблему? Начнем с начала. Каким образом появляется любое шоу? Подмечается какой-то интересный эффект в реальной жизни, он переносится на сцену, красиво оформляется и представляется как шоу. Взять хотя бы сухой лед и катушку Тесла – на основе элементарных физических явлений получаются интереснейшие шоу. Так почему бы учителю не находить интересные эффекты в своем предмете и не преподносить их детям в стиле шоу? Есть опасность, что школа станет балаганом? Чтобы этого не произошло, нужны педагоги высшего уровня, интеллигентные, умные и достаточно чувствительные, чтобы не переступить эту тонкую грань. Когда я говорю «в стиле шоу», я не имею в виду яркие прожекторы, музыку и спецэффекты. В первую очередь я имею стиль подачи материала и степень заинтересованности самого преподавателя, а соответственно и степень заинтересованности аудитории – детей. Для начала – в основе любого шоу лежит определенный сюжет или принцип, сюжетом может запросто выступить тема урока. Далее, в любом шоу есть завязка, центральное событие, кульминация и развязка. Это так называемый событийный ряд. Очень важный момент, что любое шоу строится на парадоксе. Основная задача учителя – выявить это парадокс в теме урока, с этого все начинается. У любого шоу и спектакля обязательно есть тематическое оформление. В нашем случае это могут быть некоторые дидактические материалы, но разве это могут быть только специально заготовленные изображения? Зайдите в класс и посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Конечно же, парты, стулья, доску, шкафы. Главным оформительским инструментом являются стулья и парты. Мы можем сделать тематическую перестановку. И эта самая перестановка может стать отправным, исходным событием или завязкой нашего урока. Войдя в класс, дети уже начнут думать и проявлять интерес к происходящему, наверняка вы несколько раз услышите вопросы и возгласы удивления. Это как раз то, что нам нужно, теперь остается только задать некий провокационный вопрос, который направит эмоции удивления в нужное русло. Также оформлением могут выступать различные предметы, которые соответствуют тематике урока. Если это урок геометрии, мы можем оформить его набором абсолютно разных предметов, начиная с кухонной утвари, заканчивая камнями и листьями деревьев, содержащими в себе геометрические фигуры. Таким образом, первое удивление от перестановки парт и стульев будет поддержано набором предметов, которые дети заметят чуть позже. На уроке истории при изучении хода какой-нибудь битвы не избежать инсценировок: рассадка в классе может напоминать расположение войск, в качестве предмета могут быть игрушечные солдатики или же, например, фрукты, символизирующие разные армии. Вернемся к парадоксу. Как его обнаружить? Иногда, чтобы создать парадокс, нужно дать заведомо ложную информацию. Например, урок о Наполеоне можно начать с заявления, что Наполеон великий полководец, который захватил Россию, победив в войне 1812 года. Заявление парадоксальное, но имеющее свои подтверждения, во время войны 1812 года русские войска оставили свою столицу и отступили. А дальше после парадоксального заявления по ходу урока от его завязки к кульминации, опытным путем, пошагово проходя боевые действия, быть может, в форме ролевой тактической игры. Выясняется, что это не так, что Наполеон в войне 1812 года был разгромлен. Кульминация – это точка, в которой всё тайное обязательно становится явным, и далее по ходу от кульминации к развязке мы выясняем истинный ход событий и приходим к верному и исторически правдивому результату. Конечно, можно было начать и с того, что в 1812 год великий русский полководец Кутузов разгромил великого французского полководца Наполеона и с позором выгнал из России. Но эта результативная информация ликвидирует надобность вникать в подробности. Я знаю, что русские победили, мы молодцы, французы нет. Зачем мне знать ход битвы и численность войск, зачем мне запоминать многочисленные названия мест сражений, зачем мне знать, что такое арьергард и что такое авангард, если я знаю, что мы уже победили? Но если у меня есть мотивация разобраться, кто прав, а кто виноват, и если напротив меня сидит команда под названием «Армия Наполеона», я не захочу ударить в грязь лицом. В свою очередь команда армии Наполеона будет стараться победить и, наверное, даже победит, но тут вовремя может вступить сам учитель в роли русской зимы, которая не раз нас спасала. Подобные формы урока стимулируют детей не просто к изучению материала, но вызывают сопричастность к теме урока, дети начинают выдвигать гипотезы, обсуждать их и доказывать свое мнение, что помогает развитию коммуникативных навыков, логики и образного мышления. Сейчас набрал популярность любопытный формат – «Суд над супергероями», который предполагает попытку научно обосновать суперспособности известных героев комиксов. Есть сторона обвинения, которая утверждает, что суперспособности не могут существовать, эту сторону часто представляют дети; и есть сторона защиты, состоящая из ученых, которые пытаются обосновать наличие суперспособностей и доказать, что такой супергерой вполне может существовать.

К подобному формату можно привести урок по любому предмету, главное – правильно сформулировать парадокс, который будет максимально спорным и плодородным для развертывания интересного урока. И не забыть про визуальное оформление, которое обязательно должно подчеркивать основную мысль урока. Ну и, конечно, не заиграться, чтобы к концу урока или, может быть, серии уроков мысль пришла в достоверное русло и дети сделали выводы, соответствующие научной истине.

Артем САНИН,педагог дополнительного образования школы №1392 имени Д.В.Рябинкина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте