А что если попробовать рассмотреть образовательный процесс как серию шоу или спектаклей? Обычно на шоу ходят за деньги, и довольно редко. Людям нравится наблюдать за артистами, которые делают на сцене что-то необыкновенное и удивительное, люди приходят в театр и цирк, чтобы поразиться тому, что увидят. И когда зрители сидят в зале на хорошем шоу или спектакле, можно наблюдать максимальную сосредоточенность и сопричастность к происходящему. Зрители думают и переживают вместе с артистами, пытаются разобраться в их проблемах и боятся за их жизнь во время смертельных номеров.
Как же добиться подобной сосредоточенности и сопричастности на школьном уроке? Ведь часто дети приходят в школу с четкой установкой на скучное времяпрепровождение и с нетерпением ждут окончания своих мучений… А должно быть наоборот. Как театр и шоу индустрия могут решить эту проблему? Начнем с начала. Каким образом появляется любое шоу? Подмечается какой-то интересный эффект в реальной жизни, он переносится на сцену, красиво оформляется и представляется как шоу. Взять хотя бы сухой лед и катушку Тесла – на основе элементарных физических явлений получаются интереснейшие шоу. Так почему бы учителю не находить интересные эффекты в своем предмете и не преподносить их детям в стиле шоу? Есть опасность, что школа станет балаганом? Чтобы этого не произошло, нужны педагоги высшего уровня, интеллигентные, умные и достаточно чувствительные, чтобы не переступить эту тонкую грань. Когда я говорю «в стиле шоу», я не имею в виду яркие прожекторы, музыку и спецэффекты. В первую очередь я имею стиль подачи материала и степень заинтересованности самого преподавателя, а соответственно и степень заинтересованности аудитории – детей. Для начала – в основе любого шоу лежит определенный сюжет или принцип, сюжетом может запросто выступить тема урока. Далее, в любом шоу есть завязка, центральное событие, кульминация и развязка. Это так называемый событийный ряд. Очень важный момент, что любое шоу строится на парадоксе. Основная задача учителя – выявить это парадокс в теме урока, с этого все начинается. У любого шоу и спектакля обязательно есть тематическое оформление. В нашем случае это могут быть некоторые дидактические материалы, но разве это могут быть только специально заготовленные изображения? Зайдите в класс и посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Конечно же, парты, стулья, доску, шкафы. Главным оформительским инструментом являются стулья и парты. Мы можем сделать тематическую перестановку. И эта самая перестановка может стать отправным, исходным событием или завязкой нашего урока. Войдя в класс, дети уже начнут думать и проявлять интерес к происходящему, наверняка вы несколько раз услышите вопросы и возгласы удивления. Это как раз то, что нам нужно, теперь остается только задать некий провокационный вопрос, который направит эмоции удивления в нужное русло. Также оформлением могут выступать различные предметы, которые соответствуют тематике урока. Если это урок геометрии, мы можем оформить его набором абсолютно разных предметов, начиная с кухонной утвари, заканчивая камнями и листьями деревьев, содержащими в себе геометрические фигуры. Таким образом, первое удивление от перестановки парт и стульев будет поддержано набором предметов, которые дети заметят чуть позже. На уроке истории при изучении хода какой-нибудь битвы не избежать инсценировок: рассадка в классе может напоминать расположение войск, в качестве предмета могут быть игрушечные солдатики или же, например, фрукты, символизирующие разные армии. Вернемся к парадоксу. Как его обнаружить? Иногда, чтобы создать парадокс, нужно дать заведомо ложную информацию. Например, урок о Наполеоне можно начать с заявления, что Наполеон великий полководец, который захватил Россию, победив в войне 1812 года. Заявление парадоксальное, но имеющее свои подтверждения, во время войны 1812 года русские войска оставили свою столицу и отступили. А дальше после парадоксального заявления по ходу урока от его завязки к кульминации, опытным путем, пошагово проходя боевые действия, быть может, в форме ролевой тактической игры. Выясняется, что это не так, что Наполеон в войне 1812 года был разгромлен. Кульминация – это точка, в которой всё тайное обязательно становится явным, и далее по ходу от кульминации к развязке мы выясняем истинный ход событий и приходим к верному и исторически правдивому результату. Конечно, можно было начать и с того, что в 1812 год великий русский полководец Кутузов разгромил великого французского полководца Наполеона и с позором выгнал из России. Но эта результативная информация ликвидирует надобность вникать в подробности. Я знаю, что русские победили, мы молодцы, французы нет. Зачем мне знать ход битвы и численность войск, зачем мне запоминать многочисленные названия мест сражений, зачем мне знать, что такое арьергард и что такое авангард, если я знаю, что мы уже победили? Но если у меня есть мотивация разобраться, кто прав, а кто виноват, и если напротив меня сидит команда под названием «Армия Наполеона», я не захочу ударить в грязь лицом. В свою очередь команда армии Наполеона будет стараться победить и, наверное, даже победит, но тут вовремя может вступить сам учитель в роли русской зимы, которая не раз нас спасала. Подобные формы урока стимулируют детей не просто к изучению материала, но вызывают сопричастность к теме урока, дети начинают выдвигать гипотезы, обсуждать их и доказывать свое мнение, что помогает развитию коммуникативных навыков, логики и образного мышления. Сейчас набрал популярность любопытный формат – «Суд над супергероями», который предполагает попытку научно обосновать суперспособности известных героев комиксов. Есть сторона обвинения, которая утверждает, что суперспособности не могут существовать, эту сторону часто представляют дети; и есть сторона защиты, состоящая из ученых, которые пытаются обосновать наличие суперспособностей и доказать, что такой супергерой вполне может существовать.
К подобному формату можно привести урок по любому предмету, главное – правильно сформулировать парадокс, который будет максимально спорным и плодородным для развертывания интересного урока. И не забыть про визуальное оформление, которое обязательно должно подчеркивать основную мысль урока. Ну и, конечно, не заиграться, чтобы к концу урока или, может быть, серии уроков мысль пришла в достоверное русло и дети сделали выводы, соответствующие научной истине.
Артем САНИН,педагог дополнительного образования школы №1392 имени Д.В.Рябинкина
Комментарии