Многие выпускники педагогических вузов совершенно не готовы к работе в школе. Получив массу теоретических знаний, они не знают, как общаться с детьми, как работать с родителями, выстраивать отношения с коллегами, администрацией. Не справившись с трудностями первых лет, молодые педагоги нередко уходят из профессии. Принимая все это во внимание, в Тольяттинском госуниверситете решили кардинально изменить подготовку будущих учителей и разработали проект «Школьный образовательный комплекс» (ШОК).
ШОК запустили осенью прошлого года. В качестве экспериментальной площадки была выбрана одна из лучших школ города – 92-я (в 2006-м она стала лауреатом конкурса нацпроекта «Образование»). Суть идеи в следующем: начиная со второго курса обучать студентов не только в стенах вуза, но и непосредственно в школе, под присмотром опытных педагогов-наставников. Иными словами, перенести всю психолого-педагогическую подготовку в образовательное учреждение, лекции по этим предметам отменить, предоставив возможность постигать все на практике.
Только не в школу
Проект «Школьный образовательный комплекс» призван решить одну из главных проблем современного вузовского образования – излишнюю теоретизированность и оторванность его от практики. А вместе с тем и кадровую. По данным тольяттинского Департамента образования, в школах города работают около 30 процентов педагогов пенсионного и предпенсионного возраста. При этом пополнение молодыми кадрами происходит весьма и весьма медленно. Можно судить по тому же ТГУ. Ежегодно вуз выпускает свыше трехсот педагогов. Из них в школы идет только треть. Но даже и те не закрепляются в образовании: половина «новобранцев» уходит из профессии в течение первых трех лет, объясняя это сложностью адаптационного периода: неумением организовать работу класса, наладить контакт с детьми, родителями, администрацией.
– Сегодня хорошего профессионала (и не только учителя) можно подготовить только совместно с практиками, – убеждена проректор по учебной работе ТГУ Людмила Дергун. – Да, многие выпускники педагогических вузов не хотят работать по специальности. Почему? Причины понятны. С одной стороны, во время учебы им не привили вкус к работе преподавателя, а с другой – они боятся этой работы: имели неудачную практику, не ознакомились с опытом успешных школ, сильных педагогов. Изначально, еще до того, как появился проект ШОК, мы решили помочь городу закрыть вакансии учителей. Так, три года назад была введена непрерывная педагогическая практика: в течение недели студентам предоставляли несколько свободных дней, которые они могли посвятить работе в школе. Тогда вакансии удалось закрыть. Однако в школы пришли совершенно неподготовленные студенты. Получилось по принципу: хочешь научить плавать, брось в воду. Поэтому мы стали думать дальше: схема хорошая, но не идеальная. Студентам-педагогам нужен некий инкубатор, в котором их будут растить, наставлять, направлять и помогать. Так появился школьный образовательный комплекс.
Для начала в ШОК приняли 16 студентов. Главным основанием для отбора было желание. Если в своих анкетах они писали: «Хочу!», то их принимали. Получилось, что в эксперименте оказались задействованы ребята, обучающиеся по специальностям: «теория и методика преподавания иностранных языков и культур», «математика с дополнительной специальностью «информатика», «художественное образование», «физическая культура» и «педагогика» (практическая психология и образование). За каждым стажером были закреплены наставники из 92-й.
Задача первого года обучения заключалась в том, чтобы ознакомить студентов с различными формами и технологиями внеурочной деятельности, а также работой классного руководителя. Начинающие учителя не только посещали занятия, но и принимали активное участие в их проведении. В общей сложности каждый стажер отработал в школе от 84 до 92 часов в год. Итогом их деятельности стали портфолио, в которые вошли материалы наставников и собственные разработки студентов: методические рекомендации к занятиям, памятки, инструкции, сценарии мероприятий, родительских собраний, предметных олимпиад и тому подобное.
– И студенты, и наставники положительно оценили свою работу в ШОКе, – говорит директор 92-й школы Любовь Беднова. – Студенты получили четкие представления о проведении занятий, о деятельности классного руководителя, работе с родителями. Преподаватели также остались довольны проектом. Для них он предоставил возможность обобщить и переосмыслить свой опыт, поделиться им с молодежью. В ходе совместной деятельности со стажерами были разработаны 9 программ: «Проектная деятельность во внеурочное время», «Работа с родителями как часть деятельности классного руководителя», «Теория и практика воспитательной работы», «Физкультурно-оздоровительная работа в школе» и другие. Наиболее успешно и плодотворно шла работа над программой: «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса». Стажеры занимались с психологом, проводили различные исследования, опросы. Очень многому научились, узнали массу полезного.
По итогам первого года работы в ШОКе было проведено анкетирование студентов и наставников. В частности, учащимся ТГУ задавали вопросы: что побудило выбрать профессию, как представляете свой карьерный рост, какими качествами должен обладать учитель и в чем его миссия?
– Мы были приятно удивлены их ответами, – комментирует Любовь Николаевна. – Мое поколение и не представляло, что такое миссия учителя. А сегодня студенты в 18 лет прекрасно знают, для чего идут в школу, чего хотят добиться. Вот что они пишут: «Учить не только предмету, но и правильному поведению в обществе», «Зародить в учениках высокие цели», «Раскрыть личность каждого ребенка», «Научить детей жить и совершенствоваться», «Помочь познать окружающий мир», «Сделать молодое поколение лучше нас», «Дать знания и сделать школьную жизнь веселой и интересной», «Добиться того, чтобы ученики владели большими знаниями, чем сам учитель».
В качестве сильных сторон педагогической профессии отмечают: возможность работать среди образованных людей, умения сдерживать свои негативные эмоции и выстраивать отношения с разными людьми. Среди минусов: необходимость в большом терпении, небольшая зарплата, неуважительное отношение общества к учителю.
В будущем многие студенты видят себя директорами собственных школ.
Практика важнее
Учеба в ШОКе рассчитана на три года. В следующем году стажеры начнут заниматься учебной деятельностью, проводить уроки по своим предметам. Кроме того, комплекс пополнится новыми учащимися.
– На данном этапе мы признаем, что эксперимент оказался удачным, – заключает Людмила Дергун. – Те задачи, которые перед собой ставили, удалось решить. Все стажеры хотят продолжить участие в проекте. Только один студент понял, что это не его. И это тоже важный результат: предоставить человеку возможность вовремя определиться со своим профессиональным путем. Мы получили от школы наработанные материалы, учебные планы, программы, причем программы уникальные. Все это можно будет использовать для расширения состава эксперимента. В ближайшее время выпустим 9 методичек (по каждой программе) и общее пособие по проекту. Собираемся транслировать свой опыт, иначе нам не выжить. Одна из проблем – материальная сторона. Нужно финансирование проекта. Можно заявить о себе в качестве региональной или федеральной экспериментальной площадки. Сегодня для всей страны актуальна проблема недостаточной практической подготовки студентов-педагогов, а в будущем, возможно, отменят бюджетные места на педагогические специальности. Будут заключаться персональные контракты со студентами при условии, что после института определенное время они отработают в школах. Но эта мера хороша только в том случае, если уже в вузе у выпускников начнут формировать необходимые компетенции. Если же мы будем готовить студентов только теоретически с эпизодическими практиками, то не сможем решить проблему качественной подготовки учителей. Благодаря «Школьному образовательному комплексу» мы хотим подготовить целую команду учителей, которые смогут не только стать хорошими преподавателями, но и будут способны создать собственные школы.
Марина МУРАВЬЕВА, Тольятти, Самарская область
Комментарии