search
main
0

Школьный музей природы очень нужен

​Наш музей начинался как экологический проект в рамках конкурса Московской городской благотворительной программы «Общественная экология» в 2001 году. Идея проекта была разработана профессором кафедры зоологии биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Владимиром Воронецким.

Инициаторы проекта для создания школьного музея выбрали рядовую в то время общеобразовательную школу №653 (ныне ЦО №1450) по нескольким причинам: благоприятное местоположение школы рядом с городским микрозаказником «Долина реки Котловки»; активная работа в школе в течение нескольких лет туристическо-краеведческого объединения «Берендеи» (руководитель – учитель истории Лада Брыксина-Лямина); положительное отношение администрации школы (директор Татьяна Карташова) к идее создания музея; работа в области проектной и исследовательской экологической деятельности учителей биологии.Проект выиграл конкурс малых грантов благотворительной программы «Общественная экология», и весной 2002 года мы начали его реализовывать, намереваясь решить несколько взаимосвязанных задач:    сформировать в условиях рядовой московской школы основу школьного музея городской и дикой природы, характерной для столичной городской агломерации и ее окрестностей;    отработать характер экспозиции и методы сбора экспонатов, соответствующие разнонаправленным интересам школьников разного возраста;    совершенствовать образовательный процесс средствами дополнительного обучения;    расширить кругозор учащихся в области естественных наук (биологии, экологии, географии) и краеведения;    воспитывать у детей бережное отношение к природе, совершенствовать у учащихся практические навыки исследовательской деятельности.Все эти задачи решали школьники, учителя различных предметов, родительская общественность. С заинтересованными школьниками мы провели весенние и летние ботанические, зоологические экскурсии в городском микрозаказнике «Долина реки Котловки», а также на территории федерального заказника «Звенигородская биологическая станция МГУ» в Одинцовском районе Московской области.На уроках труда ребята изготовили скворечники и синичники, оборудование для их развешивания (такая акция в школе проводится ежегодно); искусственные гнезда были размещены в скверах возле школы, на территории микрозаказника и прилегающих территориях. Школьный музей мы оснастили иллюстрированными ботаническими, энтомологическими и орнитологическими определителями, а также другими материалами, необходимыми для работы с природными объектами. В городском микрозаказнике и на территории звенигородской биостанции были собраны ботанические и зоологические экспонаты для музея природы, проведен их монтаж и размещение по разделам «Городские травянистые и древесные растения», «Птицы города и их гнезда», «Насекомые города»; проведена аудиозапись голосов птиц и смонтирован аудиофильм «Голоса птиц» для использования на уроках биологии и в школьном музее; изготовлены крупноформатные фотоиллюстрации для оформления музея.В 2007 году музей принял участие в конкурсе на соискание премии Правительства Москвы в области охраны окружающей среды. В номинации «Школьный музей природы» мы стали лауреатами, заняв второе место в городе. Грант в размере пятидесяти тысяч рублей был использован для приобретения компьютера, мультимедийного проектора и оргтехники для кабинета биологии и музея. В 2008 году музей прошел сертификацию Департамента образования и получил документ о соответствии статусу музея образовательного учреждения.Если первые экспонаты музея мы собирали в микрозаказнике «Долина реки Котловки» и Звенигородской биостанции, то в дальнейшем маршруты экскурсий были расширены, учащиеся посетили лесопарковые комплексы Москвы (Битца, Коломенское, Нагатинская пойма, Царицыно, Москворецкий парк), участвовали в походах по ближайшему Подмосковью (Домодедовские карьеры, Крылатские холмы).Сегодня музей состоит из четырех основных экспозиций: «Растительность города. Деревья и кустарники. Низшие растения. Лишайники. Грибы»; «Насекомые Москвы и Московской области»; «Птицы Москвы и Московской области»; «Палеонтологические находки на территории Москвы и Московской области». Фонды музея состоят из гербариев, изготовленных учащимися самостоятельно; коллекций насекомых; природного материала; муляжей; ископаемых окаменелостей и отпечатков; библиотечного фонда, в который входят определители, биологическая и экологическая литература, журналы (всего более сотни единиц хранения). Экспонаты собирали не только активисты музея, но и добровольные помощники – учащиеся старших и младших классов, их родители. Большой вклад в расширение фондов музея внесли учителя школы Л.Брыксина-Лямина (история) и Е.Копылова (химия).Е.СКРЯБИНА, руководитель школьного музея учитель биологии гимназии №1451

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте