Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Школьный интерьер

Учительская газета, №45 от 4 ноября 2008. Читать номер
Автор:

В эпиграф сегодняшней беседы в «Директорском клубе» можно вынести всем известную фразу «Встречают по одежке». Как сшить оригинальную «одежку» для школы, используя аппликацию или лоскутную мозаику? А может быть, прибегнуть к живописи и графике?.. Есть масса способов разнообразить школьный интерьер, не выходя при этом «за пределы сметы».

Комментарий «УГ»Представляем ведущего «ДК»-2009- Много вопросов волнует нас, директоров. По всей стране идет процесс закрытия малых школ – можно ли повлиять на него, чтобы сохранить население, саму жизнь деревень и сел? Предлагают программу «Школьный автобус», а проедет ли он по проселкам?«Директорский клуб» в «УГ» – это хорошая возможность попробовать решить наши проблемы сообща.Давайте поможем друг другу и сделаем жизнь хоть немного лучше!Ирина ШАБАКОВА, директор Кичм-Городецкой школы, Вологодская область

Виктор ИВАНОВ, директор средней школы села Медведь Шимского района, Новгородская область:

Остались без мастера… Жаль!

Гости нашей школы отмечают ее интерьер. Между тем оформлен он был около 10 лет назад. В тот период к нам в село приехал на постоянное место жительства отличный плотник, мастер своего дела. Мы взяли его в школу на официальную работу, и он предложил свой вариант эстетического оформления школы – тот, на который мы любуемся и который поддерживаем до сих пор. Первый этаж, где уже лет 40 не было ремонта, мастер преобразил совершенно – стены и гардеробную изменили симпатичные детали, накладки, стенды из обожженного и лакированного дерева. За стеклянными дверцами стендов-витрин первого этажа поделки, изготовленные нашими учениками, спортивные награды. На стенах других этажей детские рисунки, которые облачены в деревянные рамки, – об этом тоже позаботился плотник. Он заменил все двери в школе и отремонтировал мебель, которой уже 30-40 лет.

К сожалению, наш замечательный мастер уехал. Мы с благодарностью пользуемся плодами его труда – и, наверное, можно сказать, творчества – и жалеем, что сейчас такого работника нет. Принять такого специалиста на работу я, как директор школы, мог 8-10 лет назад благодаря достаточно большому фонду оплаты труда. Но сейчас для этого мне пришлось бы «пожертвовать» какой-либо штатной должностью. Я бы это сделал – школе очень нужен человек, отвечающий за ее эстетическое оформление и содержание. Да вот беда: многие предлагают свои варианты украшения школы, но немногие могут осуществить их на практике.

Сергей КАЛИЕВСКИЙ, директор школы №3, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО: По одежке встречают

Это верно, как верно и то, что много о характере человека можно сказать, побывав в его доме. Школа – наш дом.

Исследования современных психологов доказали, что для развития человеческой личности необходимо присутствие красоты в жизни, поэтому мы хотим сделать нашу школу уютной и красивой. Однако многие руководители до сих пор ошибочно считают, что дело не во внешней красоте, а во внутреннем содержании, и порой недооценивают роль первого впечатления, которое складывается у потенциальных партнеров (читай – родителей), попадающих в школу. К примеру, если на школьных стенах не висит ни одной ребячьей поделки, а на окнах не стоят выращенные детьми цветы, то возникает недоумение. Не секрет, что многие наши школы напоминают мрачные, безликие коробки. При их проектировании не всегда тщательным образом прорабатываются вопросы архитектурно-художественной выразительности школьной среды, не предусматриваются элементы монументального и декоративно-прикладного искусства, не закладываются малые архитектурные формы и элементы наглядной агитации. С чем у вас ассоциируется школа? Пустые коридоры, кабинеты, где в три ряда стоят парты, наглядные пособия на стенах? К счастью, современная школа шагнула далеко вперед не только в смысле программы обучения, но и в смысле оформления. Конечно, хорошо, если в формировании ее облика принимают участие дизайнеры, а если, например, финансовые ресурсы ограниченны?

Решить проблему по силам самим учителям, которые вовлекают учеников в интересный, захватывающий процесс преобразования школы.

Мы провели анкетирование и выяснили, какой должна быть школа. Все классы, от малышей до выпускников, вместе с родителями и учителями разрабатывали проекты, обсуждали, спорили. Нет нужной суммы? Значит, надо сделать дешевле. Найти нестандартный подход. Например, соорудить лавочки и столики в вестибюле школы из старых, списанных, стульев и парт… Подключить родителей. Они станут помощниками там, где ребята не могут справиться сами.

Мы убеждены: в кабинете, в школе, где дети ежедневно грызут гранит науки, обязательно должны быть растения. Именно цветы помогают создать комфортную визуальную среду и дают возможность поддерживать положительный настрой в течение всего дня. Комнатные растения, без сомнения, украсят школьный интерьер, но до чего уныло и неинтересно выглядят обычные покупные цветочные горшки (а необычные стоят действительно дорого!). В нашей школе давно существует творческий центр «Надежда», и ребята, и педагоги этого центра попробовали оформить недорогие цветочные горшки по-своему. Можно, например, обернуть большие пластиковые бутылки кусочками цветной ткани, обвязав тонкими лентами, или сделать аппликацию из ткани с крупным рисунком. Тут хорошо смотрятся сочные зеленые ткани, добавляющие цвета к не очень буйной растительности. А еще учителя технологии вместе с девочками могут подарить школе замечательные панно в технике лоскутной мозаики.

Очень интересно смотрится «сад камней» в одной из рекреаций школы. Камни, пеньки, мох, причудливые коряги из близлежащего леса после несложной обработки превратятся в необычные композиции и будут радовать и учеников, и учителей, и гостей школы.

В рекреациях юные художники школы могут выставить свои работы, а рамочки для этих работ делают ребята на уроках труда.

Вот так, немного усердия, инициативы, смелости, и самые простые материалы помогут превратить школу в необычный и уютный дом.

Сергей ПИМЕНОВ, директор Свердловского мужского хорового колледжа, Екатеринбург: Не беда, что графа «красота интерьера» в смете не предусмотрена

В нашем учебном заведении дети проводят времени больше, чем в обыкновенной школе. Они приходят сюда и на общеобразовательные занятия, и на спецпредметы. Свердловский мужской хоровой колледж начинает образование с пяти лет и завершает в 18, выпускники помимо аттестата о среднем образовании получают диплом уровня сначала музыкальной школы, затем музыкального училища. Музподготовка по усиленной программе сопровождает их с первого класса. Можно сказать, что они проводят здесь полноценный рабочий день.

И, конечно, очень важно, чтобы такое количество времени они находились в комфортных условиях. Эстетическое оформление нашего учебного заведения очень важно, ведь цель колледжа – воспитание эстетического отношения к жизни, формирование тонкого вкуса.

Колледж расположен в старинном здании. С одной стороны, это замечательно: у нас высокие потолки, лепнина, красивая парадная лестница и замечательный концертный зал с мозаичными фресками. С другой стороны, здание требует постоянного внимания, ремонта. Средства на ремонт выделяют областные министерства образования и культуры (колледж – двойного подчинения), но вот графы «красота интерьера» не предусмотрено.

Чтобы украсить холлы и коридоры, мы организовали… своеобразную картинную галерею. Сегодня картины считаются полноценными участниками и домашних интерьеров, тем более уместны они в учебном заведении эстетической направленности. Особенность в том, что мы используем картины не как некие цветовые пятна, оживляющие пространства, а как самостоятельное, самодостаточное явление. Они собраны в выставку.

Откуда мы берем картины? Во-первых, хоровые коллективы колледжа много ездят, сами везут подарки и получают их, нередко это различные панно, художественные фотографии и живописные полотна. Во-вторых, колледж имеет крепкие дружественные связи с местным художественным училищем. Это форма социального партнерства, когда каждый делится тем, чем «богат». Мы проводим концерты для студентов училища имени Шадра. Они предлагают нам сменные выставки для демонстрации в колледже. Так, у нас экспонировались акварели на французскую тему, графические работы будущих художников. Несколько картин находятся в собственности колледжа.

Идея украшения интерьеров картинами настолько прижилась и укрепилась в сознании и педагогов, и учеников колледжа, что сам собой возник еще один вариант оформления коридоров. Не удивляйтесь – это пазлы. Из путешествий ребята часто привозят виды тех стран и городов, где они побывали.

В итоге стены колледжа выглядят сегодня как музейные.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту