Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Школьный доктор – фигура важная

Учительская газета, №45 от 9 ноября 2004. Читать номер
Автор:

Очень хорошо помню, как в мае долго и нудно мы с дочкой собирали медицинские справки для летнего лагеря. Потребовалось сдать кучу анализов и заполнить специальную карту, где указаны все прививки, сделанные ребенку за все годы ее жизни. Выяснилось, что выписка с этими прививками хранится в медкабинете школы, но ни врача, ни школьной медсестры найти нам так и не удалось. Ставки врача в школе уже давно нет, а медсестра вроде бы как и есть, только все время то ли на больничном, то ли уже уволилась. В итоге карту нам заполнила участковый педиатр из местной поликлиники: поворчала немного насчет того, что выписки о прививках нет, потом с полчаса листала толстенную дочкину медкарту, которая хранится в поликлинике, выписала оттуда что надо, тем дело и кончилось.

Комментарий «УГ»Вывод из всего того, что сказано в этой «Теме», напрашивается сам собой. Если в вашей школе нет фитобара, массажного кабинета или тренажерного зала, но зато в ней соблюдаются все требования СанПиНов, ваши дети не страдают от перегрузок, а уроки физкультуры ведет профессионал, то вы все делаете правильно. А ответственность за здоровье учеников в школе несут все: и медики, и учителя. И конечно же, сам директор, в чьей власти организовать учебный процесс так, чтобы он помогал не только сохранять, но и укреплять то, что всем нам так дорого.Отдел социальных проблем

По всему по этому на интервью к школьному врачу я отправилась не в дочкину школу, а в воронежский учебно-воспитательный комплекс №2. Тут тебе и врач, и медсестра, да еще, как выяснилось, готовится открытие медицинского центра. О нем чуть позже, сначала о том, почему в одних школах медики есть, а в других нет.

Врача в УВК-2 зовут Галина Александровна Прямоглядова, причем она не просто врач, а заведующая дошкольно-школьным отделением городской детской поликлиники № 10. Работать только в школе сегодня ни один доктор не согласится. Нагрузка на одну врачебную ставку – 1200 учащихся. Если в школе 600 детей, то это полставки и соответственно ползарплаты. А она у врачей такая же, как у учителей, чуть больше двух тысяч по самой высшей категории. В УВК-2 детей более двух тысяч, поэтому тут есть свой штатный доктор, и не один. В школе раннего обучения, где занимаются ребятишки с четырехлетнего возраста, отдельный врач и две медсестры. Кстати, у школьной медицинской сестры нагрузка на ставку – 600 детей, а максимальная зарплата – 1340 рублей, из которых еще и налоги вычитают.

Прожить на такие деньги невозможно, поэтому врачи не хотят идти работать в школы, да и медсестры тоже. Ответственность, несмотря на мизерные заработки, огромная. Когда я пришла в УВК, Галина Александровна вместе с медсестрой Валентиной Алексеевной Молчановой делали ребятишкам прививки против гепатита А. Доктор сразу сказала, что никаких разговоров во время работы не будет, потому что в медкабинете должны быть тишина и сосредоточенность – ошибиться врач не имеет права. Здоровье детей – не шутка, и пока одному колешь, второго записываешь, третий уже торопится без очереди и без записи. Если врач пропустил, недоглядел, занес ошибочную запись в карточку – последствия могут быть самые печальные. Одним словом, беседовали мы, когда детей уже развели по классам.

– Сейчас мы прививаем девятые и шестые классы, – говорит Галина Александровна, – третьи уже привили. Основная задача школьных медработников – профилактическая работа плюс к этому – противотуберкулезная: манту, прививки, контроль, и еще противоэпидемическая работа. Это в тех случаях, когда возникают какие-то инфекционные заболевания. Мы ведем карантины, осматриваем и обследуем детей, следим за обработкой всей школы и, конечно, ведем санитарно-просветительскую работу среди детей, родителей и учителей. У нас в УВК есть свое радио, периодически мы выступаем по нему с небольшими лекциями или беседами. Приходим на педсоветы и родительские собрания, следим за организацией питания в столовой, смотрим меню, отслеживаем качество продуктов и готовой пищи. У нас более 1200 детей получают горячие обеды, а для начальной школы есть еще и бесплатные завтраки. УВК закупает продукты самостоятельно, а не в комбинате школьного питания, на который всегда были нарекания. В штате медработников есть диетсестра. То есть отношение к питанию детей самое серьезное, хорошая еда – основа здоровья. И если в прошлом году ребятишки иногда жаловались, что столы накрывали рано, блюда остывали, то теперь мы и эту проблему решили. Все делается вовремя.

Медики во всех школах работают в непосредственном контакте с администрацией, и, бывает, не всегда все гладко. Например, те же прививки: нужно предупредить завуча, она согласует с расписанием, когда и с какого урока можно взять детей. Мы с администрацией УВК договариваемся всегда, есть и поддержка, и понимание.

Работа в школе предполагает большие физические нагрузки, особенно для медсестры. Если врач больше пишет, ведет документацию, сидит за столом, то, например, Валентина Алексеевна сегодня по всем четырем этажам собирала классы, приводила их на прививки. Надо детей забрать с урока, организованно привести в кабинет, потом отвести – она школу несколько раз снизу доверху обегала! Поэтому к нам на работу не идут медработники старше 50 лет, а молодежь на эту зарплату не заманишь. Остались энтузиасты.

О том, кто для школы важнее – врач или медсестра, мы с Галиной Александровной тоже говорили. У нее позиция четкая – все назначения должен выписывать доктор. В УВК 81 ребенок занимается лечебной физкультурой. Кому она показана, определяет врач, по итогам профосмотра пишет группу здоровья и, если есть искривление осанки, назначает коррегирующую гимнастику. Профилактические осмотры детей в УВК ведутся постоянно: сначала в конце первого года обучения, потом пятый класс смотрят, седьмой, девятый, десятый и одиннадцатый. Работает целая бригада специалистов, из поликлиники приглашают. Требования к здоровью детей серьезные, особенно в школе для одаренных. Директор УВК-2 Николай Макарович Есин говорит, что иначе нельзя. Если в обычной школе нагрузка в первом классе к концу года составляет 22 часа, то здесь она – 24, в третьем классе – 24, а в УВК – 27 часов. Для таких учебных планов потребовалось особое разрешение санэпиднадзора, и УВК должен был подготовить справку о состоянии здоровья детей. Выяснилось, что, несмотря на большую нагрузку, показатели по здоровью лучше, чем средние по району и области.

– У нас в этом году с первой и второй группой здоровья закончили одиннадцатый класс 78 процентов детей, – говорит Николай Макарович. – По Воронежской области, как мне сказали, этот показатель составляет 31 процент, а по городу еще ниже.

К сожалению, год от года здоровье наших детей не улучшается, и это уже общеизвестно. Директор УВК привел в пример свою школу: если в 90-м году в конкурсные классы набирали 100 процентов детей с первой группой здоровья, то в прошлом году таких оказалось уже только 52 процента. Как поддержать ребят и хоть немного оздоровить их, об этом думают и медики, и педагоги. Поэтому появилась идея создания в УВК собственного медицинского центра. Здесь будут специальный зал для ЛФК, кабинет для физиопроцедур и массажа, а также кислородные коктейли. В школе под этот центр нашли и отремонтировали помещения, уже закупили оборудование. Областной отдел здравоохранения специально выделил для комплекса 10 единиц медперсонала – и врачи, и медсестры. Все это, по словам директора, было бы невозможно без помощи главврача поликлиники №7 Сергея Викторовича Бредихина, депутата областной Думы. В центр будут поставлены медицинское оборудование, компьютер и вся необходимая техника более чем на 100 тысяч рублей.

Посещать центр смогут и дети, и учителя. Ну а направления, само собой, будет выписывать врач. Спрашиваю у Галины Александровны, может ли это делать медсестра?

– Нет. Все назначения ведутся врачом. Медсестра может просто выполнять рекомендации, которые ей в письменном виде дает врач – школьный или участковый поликлиники. Медсестры проводят долечивание, или если работают самостоятельно, то все равно по плану, составленному врачом. Например, дети загорают в кабинете УФО. Врач назначает, кто, когда и на какое время, а медсестра контролирует. Мы планируем открыть центр примерно через месяц, и я вполне допускаю, что наши ученики будут там долечиваться. То есть переболел ребенок, врач разрешил ему посещать школу и выписал назначение на физиопроцедуры. Это направление ученик показывает медсестре в нашем центре и получает соответствующее лечение.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту