Школьные учебники не дают детям полных знаний о Великой Отечественной. Роль просветителей взяли на себя музеи.
В музейном помещении Зала воинской славы Великого Новгорода месяц работает новая экспозиция, посвященная 70-летию трагической Любанской операции периода Великой Отечественной войны.
Первыми посетителями новой музейной выставки стали ребята разных возрастов с педагогами из пришкольных лагерей и группы дошколят во главе с воспитателями – те, кто летом остался в городе. Школьники были задействованы в небольшой, но трогательной церемонии открытия выставки – читали стихи перед ровесниками. «Он был такой же, как и ты, мечтал прийти домой с победой, но лег с печатью клеветы, что Родину он будто предал,» – такие, возможно, несовершенные, но берущие за душу стихотворные строки, прочитанные в Зале воинской славы младшеклассниками, дают полное понятие об основной теме выставки – трагической истории Второй ударной армии.
Любанская операция, в которой почти полностью погибла Вторая ударная армия, состоялась летом 1942 года. Вторая ударная, а также 52-я, 59-я, 4-я и 54-я армии сосредоточились под Новгородом. Целью их действий и кульминации боев – Любанской операции – в 1941-42 годах было освобождение близкого к Новгороду Ленинграда от блокады.
Любанская операция была хорошо задумана, но плохо исполнена. Предпосылки поражения на этом участке фронта – предшествовавшие Любанской операции полгода кровопролитных боев, нерегулярное снабжение продовольствием и боеприпасами, господство немецкой авиации в воздухе. Трагическая развязка наступила 24-25 июня 1942 года. Общие потери в Любанской операции со стороны советских солдат по самым приблизительным подсчетам составили 450 тысяч человек.
Вторая ударная армия попала в кольцо немецкого окружения. В ночь с 23 на 24 июня штабом армии был отдан последний приказ на прорыв через реку Полисть на Мясной Бор. Атака была назначена на 22.30 24 июня. Артиллерийской подготовки у армии не было из-за отсутствия снарядов. Снарядов 107 мм, 122 мм и 152 мм не осталось совсем, были в небольших количествах снаряды 76мм. Еще к 15 июня основная масса артиллерии армии была вытянута на обочины дорог. Все обочины от Новой Керести до реки Глушица были забиты шестью сотнями автомашин. Все они стояли, имея примерно по полбака горючего. Понимая, что до трагического финала остаются часы, 23 июня командующий Второй ударной армией А.А.Власов отдал устное распоряжение уничтожить всю технику армии. С получением этого распоряжения началось массовое уничтожение и вывод из строя вооружения, автотранспорта, средств связи и другого имущества. В течение 23 и 24 июня по всему занимаемому войсками Второй ударной армии пространству гремели взрывы. А.А.Власов предупредил своих подчиненных, что атака 24 июня будет последним шансом на спасение, и требовал решительно двигаться вперед, не считаясь с потерями.
23 июня было потеряно управление соединениями западной группы войск армии. Многие солдаты и командиры в беспорядке отходили в расположение восточной группы, к реке Полисть, надеясь так или иначе вырваться из окружения. В свой докладной записке Военному Совету Волховского фронта начальник связи Второй ударной армии генерал-майор А.В. Афанасьев писал об этом периоде так: «К этому времени все уже устали, истощали, питались только травой, варили пресные, без соли супы из грибов».
Последняя атака потерявших устойчивое управление соединений Второй ударной армии, в которой отдельные группы уже действовали по своему усмотрению, продолжалась с 22.30 24 июня до 4.00 25 июня. Прорыв обеспечивался окаймляющим огнем артиллерии 52-й и 59-й армий. Тем не менее прорыв от реки Полисть до Мясного Бора проходил под перекрестным огнем пулеметов и пушек противника. Проходившая здесь дорога получила красноречивое название «долина смерти».
В 9.30 25 июня ненадолго открывшийся коридор был в очередной раз заблокирован немцами, теперь уже окончательно. Наступающие с запада немецкие части вышли к реке Полисть.
После последней попытки прорыва в ночь на 25 июня Вторая ударная перестала существовать. Управление армии превратилось просто в группу вооруженных людей. Штаб армии был разбит на три группы, которые должны были выходить с частями и штабами атакующих войск. Однако все три группы штаба были рассеяны минометным и артиллерийским огнем противника.
11 июля 1942 года командующий Второй ударной армией генерал-лейтенант А.А.Власов был взят в плен немцами. Позднее А.А.Власов пошел на сотрудничество с оккупантами и стал руководителем военной организации коллаборационистов из советских военнопленных — Русской освободительной армии. Тень его поступка легла на всех выживших и погибших солдат Второй ударной армии. До своего пленения генерал-лейтенант А.А.Власов добросовестно исполнял свой долг, действовал сообразно обстановке, и даже прерывание коммуникаций Второй ударной нельзя поставить ему в вину, поскольку формально они находились в полосах 52-й и 59-й армий фронта. Выход просачивавшихся по лесам и болотам солдат и командиров Второй ударной армии продолжался довольно долго. К своим вышли из окружения 9462 человека, в том числе 5494 человека раненых и больных. По немецким данным, в ходе боев с окруженной Второй ударной армией было захвачено 32 759 пленных, 649 орудий, 171 танк и другое оружие, боевая и вспомогательная техника.
Показать трагедию Любанской операции через судьбы отдельных людей — такую задачу поставили перед собой создатели экспозиции. Поэтому на выставке собрано очень много личных вещей. Игрушки, которые воины брали с собой из дома на память о детях. Их письма домой с фронта. Фотографии жен и матерей, которые солдаты хранили у сердца. Парашют, который сохранился на останках погибшего летчика. Уникальная и особо ценная находка, которую предоставили музею новгородские поисковые экспедиции — матрица знаменитой газеты 52-й армии «Боевая красноармейская», которая была подготовлена к выпуску в самый последний день перед Любанской операцией 24 июня 1942 года. Матрицу с 200 килограммами шрифта поисковики нашли закопанной в земле в 5 километрах западнее новгородской деревни Мясной Бор. Зная о том, что многие, в том числе и они сами, могут найти смерть на поле сражения буквально завтра, журналисты, как могли, поднимали боевой дух бойцов. «Врагу не сломить нашего сопротивления», «Наша победа близка» – это заголовки статей последнего номера армейской газеты…
Экспонаты новгородского музея рассказывают о быте бойцов, и не только советских. Большая часть экипировки за десятилетия истлевает в земле или рассыпается в прах при поднятии поисковиками. Но войлочные немецкие боты, которые фашисты использовали во время морозов, представленные на выставке, отлично сохранились. Добротная обувь, как и другие предметы, принадлежавшие немцам и попавшие на витрины музея, говорят о прекрасном снабжении немецкой армии. В то же время, судя по находкам поисковиков, наши солдаты даже зимой были вынуждены ходить в легоньких буденовках, потому что не хватало обмундирования…
«За месяц, прошедший со дня открытия выставки, к нам пришло более тысячи детей, – рассказывает специалист по экскурсионно-выставочной деятельности в Зале воинской славы Мария Орлова. – Начиная с детсадовцев и заканчивая старшеклассниками. К нашему огорчению, когда мы рассказываем про историю Второй ударной армии, то понимаем, что до экскурсии о ней не знал практически никто. Это страница в истории нашей войны, которая долгое время замалчивалась. В школьных учебниках этой информации, похоже, нет вообще. Между тем, когда детям начинаешь рассказывать про ужасы войны, они очень остро реагируют, просто вздрагивают в определенных моментах. Удивляются, поражаются потерям, ужасу этой трагедии. Молодое поколение открыто сердцем такой информации, но, увы, сейчас ученики имеют очень мало знаний о Великой Отечественной войне. Школьники, ученики 7-8 классов часто не знают даже дату начала войны или ее конца! И в то же время к нам приходили совсем маленькие дети, которые хором называли дату 22 июня 1941 года. Значит, многое зависит и от учителя!
К сожалению, даже взрослые новгородцы многого не знают о войне, в частности, в Новгородской области. Про подвиги наших героев Великой Отечественной Герасименко, Красилова, Черемнова, Панкратова, чьими именами названы новгородские улицы, зачастую не знают даже люди, которые на этих улицах живут…»
Пока мы разговаривали с Марией Орловой, в зал в это раннее летнее утро пришли посетители. Ученица 7-го класса одной из новгородских гимназий Ксения и ее мама Ирина решили самостоятельно совершить экскурсию в музей. Знает ли Ксюша что-нибудь о Любанской операции и о трагической истории Второй ударной армии, интересуюсь я.
«Кажется, мы будем это проходить. Пока не знаю,» – Неуверенно отвечает семиклассница. – «А что из предметов на выставке больше заинтересовало?» – «Личные вещи интересные». – «Ксения, а среди твоих знакомых кто-то участвовал когда-нибудь в поисковых операциях?» «Нет. Но я считаю, это важное дело. Особенно у нас в Новгородской области, где шли такие бои».
Мама Ксении Ирина считает: В школе сейчас уделяется недостаточно внимания изучению истории своей малой родины. Наша гимназия гуманитарно ориентирована, но все-таки даже у нас в программах количество уроков, выделяемое на историю Великой Отечественной войны, небольшое. Поэтому и дети очень мало сейчас о войне знают!»
Вот и выходит, что роль просветителей вынуждены брать на себя вместо школ музеи. Они с такой задачей хорошо справляются, но еще лучше было бы – это мое личное мнение – объединить усилия. И проводить уроки по изучению истории родного края в музеях. Зрелищный ряд, причем незабываемый, а также первичный рассказ – прерогатива музейных работников, а последующие беседы об увиденном и углубленное изучение – задача школьного учителя. Хотя, возможно, закреплению знаний посодействует краткая информация от учителя перед экскурсией… Что ж, детали – дело методистов. А вот пробелы в истории родной страны в школьных учебниках – проблема, явно выходящая за рамки компетенции педагогов…Фото автора
Комментарии