Министерство просвещения РФ направило на дополнительную экспертизу 73 учебника, которые ранее не смогли попасть в обновленный Федеральный перечень, утвержденный в декабре 2018 года. О том, что происходит в сфере учебного книгоиздания страны, рассуждают наши эксперты и читатели.
Виктория КОПЫЛОВА, вице-президент по издательской деятельности группы компаний «Просвещение»:
Научно-методический совет по учебникам Министерства просвещения РФ борется за качество учебной литературы, которая должна соответствовать необходимым требованиям системы образования, учитывать современные научные представления и подходы. Исходя из нашего многолетнего опыта книгоиздания, мы также придерживаемся позиции, что учебники должны постоянно проходить проверку на корректность трактовок, правильность подачи информации. Таким образом, продолжается естественный процесс работы над перечнем, который должен быть представлен только актуальными и эффективными учебниками.
Руслан ГАГКУЕВ, главный редактор корпорации «Российский учебник»:
Что касается тех 73 учебников, которые направлены на дополнительную экспертизу в данный момент, то у «Российского учебника» этот факт вызывает некоторое удивление. Большинство из них – это устаревшие учебники, которые не подавались корпорацией для включения в Федеральный перечень (например, учебники обществознания А.Никитина). Они были исключены из ФПУ без достаточных правовых оснований. Результаты дополнительной экспертизы могут стать формальным юридическим основанием для оправдания данного исключения из перечня.
Виктор ИВАНОВ, преподаватель математики, бывший директор школы с. Медведь Шимского района Новгородской области:
– Десять лет я как учитель пользовался линией учебников по алгебре с 7‑го по 11‑й класс Александра Мордковича. Пару лет назад этот учебник исключили из Федерального перечня. Что делать? Наш девятый класс учился тогда по этой линии, и вдруг нужно покупать новые учебники! А ведь каждый автор по-своему строит систему подачи материала. Невозможно запросто переключиться с одной линии учебников на другую. Пришлось доучивать тех девятиклассников по «запрещенному» Мордковичу. В нынешнем году наш библиотекарь ко мне подходит и говорит: «Виктор Николаевич, а ведь Мордковича опять разрешили!» И действительно, тот же учебник вернулся в школы, причем с абсолютно не измененным содержанием! Что происходит в результате таких странных маневров? Школы вынуждены выбрасывать «запрещенные» учебники и покупать новые. В каких-то школах это делается даже за счет средств родителей учеников, потому что финансирование на учебную литературу весьма скудное. При этом состояние учебников вполне позволило бы передавать их другим ученикам в течение 5‑6лет.
Игорь ЗОЛОТОТРУБОВ, директор Русскогвоздёвской школы Рамонского района Воронежской области:
– В нашей школе острой проблемы с обеспеченностью учебниками нет. Придерживаемся перечня, рекомендованного министерством, и этот принцип действует уже в течение нескольких лет. Я веду историю с пятого по одиннадцатый класс один час в неделю и хорошо знаю ситуацию с учебниками по этому предмету. Раньше их было огромное количество, но мы с коллегами всегда руководствовались опытом и здравым смыслом. Я в школе работаю уже 26лет, поэтому выбираю учебники с точки зрения удобства работы с ними и восприятия их детьми, а во-вторых, они, конечно, должны быть в перечне рекомендованных. На сегодняшний день есть из чего выбрать, и вместе с тем есть тенденция к упорядочиванию ситуации. Когда учебников слишком много, это неудобно. Сегодня кроме учебника есть еще учебно-методические комплекты, и это тоже сложно, когда сначала ребенок учится по-одному, а на следующий год должен заново все осваивать по-другому – ломается линия изучения, что-то он начинает изучать повторно, а какие-то моменты могут вообще потеряться, он их не усвоит. То же самое при переходе из школы в школу. Поэтому необходима некоторая унификация, и это правильно. Сейчас у нас по каждому предмету 3‑4, максимум пять линий, а раньше было 18‑20 – разница огромна! Сегодня, если кто-то настаивает на пересмотре перечня и внесении в него новых учебников, пожалуйста, пусть проводят экспертизу и добиваются решений в свою пользу. Но это, на мой взгляд, больше связано с бизнес-интересами издательств, а не с заботой о качестве образования.
Комментарии