search
main
0

Школьное расписание

Сегодняшняя дискуссия в нашем Клубе посвящена «головной боли», которая беспокоит директоров и их заместителей в конце практически каждой четверти. А именно – составлению школьного расписания. Казалось бы, информационные технологии могут полностью автоматизировать этот процесс… Но не тут-то было. Вмешивается человеческий фактор.

Нина АЛЕКСЕЕВА, директор школы №7, Сосновый Бор, Ленинградская область: Трудно угодить всем одновременно

Все компьютерные программы по составлению расписания, а мы их специально изучали, далеко не идеальны. Потому что в реальности во главу угла ставится человеческий фактор. Кому-то из педагогов нужно накормить ребенка перед тем, как идти на работу, кому-то помочь больной маме… Кто-то просит «окно» после третьего урока, кому-то «окна» не нужны совсем. Если говорить об учениках, то есть СанПиН, где четко определены требования по составлению расписания, и мы должны эти требования выполнить. Каждый день должен содержать определенный набор предметов, каждый предмет оценивается отдельным количеством баллов. Это все складывается, проверяется. СанПиН нам диктует, какие дни должны быть более разгруженными, какие, наоборот, более загруженными.

Всей этой работой занимается заместитель директора, который составляет расписание, учитывая мнения учителей, требования СанПиНа и пожелания учеников. Ученики, кстати, высказывают их совету старшеклассников. Просят, например, переставить пары, потому что иногда попадают подряд два предмета, скажем, физика и химия, где учителя, влюбленные в свою дисциплину, требовательны в отношении домашних заданий. Ребятам тяжело подготовиться…

Нечего и говорить, составление расписания – занятие интересное, но чрезвычайно сложное.

Юлия СЕМИСАЖЕНОВА, и.о. директора многопрофильной гимназии «Ступени» при Пензенском государственном педагогическом университете имени В.Г.Белинского: Настоящая головная боль

Вопрос оптимизации школьного расписания – достаточно проблемный. Он вызывает много споров. Это настоящая головная боль для администрации любого учебного заведения. И наша гимназия не исключение. С первого взгляда может показаться, что в школе, где в параллели только один класс, сделать удобное для детей и учителей расписание несложно. Но это далеко не так. Наши проблемы не типичны для большинства школ, которые имеют собственное здание и свою материально-техническую базу. Гимназия же занимает лишь часть одного из корпусов педагогического университета. В то же время это позволяет использовать вузовские лаборатории и аудитории, где школьники могут посмотреть, к примеру, физические или химические опыты.

Составляя расписание, мы всегда пытаемся сделать его удобным для наших учеников. И главным критерием, конечно же, становятся санитарные правила и нормы. К примеру, математика, которая имеет самое большое по уровню сложности количество баллов (11), как правило, ставится третьим, четвертым или пятым уроком. Ведь именно эти часы для школьников – самые продуктивные в плане восприятия. В понедельник и в субботу традиционно мы не ставим в расписание сложных предметов. Вторник, среда, четверг, пятница – дни самой напряженной учебы.

Пытаемся составлять расписание и с учетом биоритмов детского организма. К примеру, самый первый урок должен постепенно настраивать школьника на учебный лад, а не резко «загружать» какой-то новой информацией, дабы избежать стрессов и перегрузок.

Самым же непростым вопросом остается составление расписания, удобного для учителей. Ведь у каждого есть свои требования и привычки. Кто-то любит, когда в расписании между уроками есть «окна», другие, наоборот, просят поставить занятия одно за другим. И даже компьютерная программа в таких случаях не помогает. Тем более что в нашей гимназии из 46 сотрудников 18 – преподаватели вуза. И здесь особенно важно составить график таким образом, чтобы их занятия в университете не пересекались с уроками в гимназии. К сожалению, нагрузка в положенные восемнадцать часов в неделю не является оптимальной. Такого объема уроков не хватает для того, чтобы учитель получал более-менее достойную зарплату. Вынужденная мера – брать дополнительные часы, чтобы заработать хоть немного больше. Выходом из такой ситуации могло бы стать действительно значительное повышение заработной платы учителей.

Дать универсальный совет, как оптимизировать расписание, нелегко. В каждой школе всегда есть свои сложности. Конечно же, стоит использовать различные компьютерные программы, внимательно относиться к пожеланиям учителей и совместителей. Но при всем этом никогда нельзя забывать, что школьное расписание часто определяет ритм жизни ученика. И надо обязательно учитывать возрастные и психологические особенности детей.

Максим ВЕРЕВКИН, директор школы №25, поселок Кудряшовский Бор, Новосибирская область: Человек или компьютер?

Когда расписание уроков составляет человек, возникает два неизбежных фактора. Во-первых, каждый учитель влияет на процесс, обращаясь к составителю и выражая свои пожелания. Во-вторых, сам процесс занимает очень много времени.

В течение года обстоятельства меняются, любому педагогу может понадобиться совсем иное расписание уроков. Кроме того, сложно учесть, например, внеурочные мероприятия, изменения в связи с болезнью педагога или чрезвычайными событиями, переносом праздников, олимпиадами, смотрами, проверками и так далее.

Школьное расписание можно составлять и с помощью компьютерных программ. Правда, бывают случаи, когда школы получают программное обеспечение, но не умеют им пользоваться: механически вводят расписание, а машина выдает «окна», ставит неудобное для всех время или же «для удобства» пишет в один день подряд шесть уроков математики. Любую программу нужно использовать с умом, вводить в нее все требуемые факторы, тогда и расписание удастся оптимизировать.

К сожалению, наша школа пока не получила такое программное обеспечение. Мне кажется, что Министерство образования и науки должно позаботиться о том, чтобы вместе с компьютерами школы получали и набор программ. Областной центр информационных технологий очень помог всем школам, создав конструктор школьного сайта. Мы можем сами насыщать его содержанием, обновлять и модифицировать. Возможно, специалисты ОблЦИТ в будущем смогут помочь школам и с программами по составлению расписания уроков, с экзаменами, с расчетом нагрузки. Необходимо добиться того, чтобы все начали пользоваться компьютерными технологиями как отличным инструментом для решения возникающих проблем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте