Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Школьное питание

Учительская газета, №38 от 18 сентября 2007. Читать номер
Автор:

В приоритетном национальном проекте «Образование» со следующего года может появиться новый подпроект «Школьное питание». Об этом шла речь на совещании за «круглым столом» «Совершенствование питания школьников», организованном Министерством образования и науки РФ. Чиновники всерьез задумались над проблемой качества поставляемых в школы продуктов и занялись поиском оптимальной модели организации школьного питания. А тем временем директора учебных заведений проявляют поистине уникальные организаторские способности и ухитряются снижать цены детских завтраков и обедов, не теряя при этом в качестве.

Нина ЛУКЬЯНОВА, директор Каменской средней школы, Выборгский район, Ленинградская область:

Прибыль – это хорошо, но…

Я одной из первых в районе взяла штат столовой в общешкольный штат. Чем это было вызвано? Те коммерческие организации, которые нас обслуживали в 1990-х годах, имели главную цель: получение прибыли. Я, как руководитель образовательного учреждения, преследовала другую цель: сохранить здоровье детей. Прибыль, конечно, тоже интересовала, но не настолько. Важно было, чтобы в мои руки перешло меню, ассортиментный перечень товаров, которые могут продаваться в школьном буфете, и перечень блюд, которые готовятся в столовой. Ни для кого не секрет, что общее состояние здоровья учеников ухудшается, и здесь немаловажную роль играет то, что дети едят. Таким образом, с 1999 года школьная столовая находится в нашем ведении. С этого времени осуществляется очень жесткий контроль за качеством питания. Ежегодно мы получаем временный патент из органов, дающих нам право работать. В СЭС согласовываем перечень товаров, которые могут продаваться, и блюд, которые могут готовиться в школьной столовой. Этот ассортиментный перечень строго соответствует СанПиНу. Готовим каши, первые блюда, в меню обязательно присутствуют салаты из свежих овощей и фрукты.

Надо отметить, что с конца 1996 года ситуация в Ленинградской области изменилась: мы сейчас получаем достаточные деньги для обеспечения детей льготным питанием. Ребята из малообеспеченных семей и семей социального риска получают бесплатно горячее питание и витаминизированную продукцию.

Что касается обновления оборудования, то, поскольку мы переходили на новую организацию питания первыми, приходилось рассчитывать в основном на спонсорскую помощь. Мы – школа гарнизонная, и помогали нам, как правило, люди сторонние, поскольку армия, сама недостаточно финансово обеспеченная, этого сделать не могла.

Что эти изменения дали школе? Определенную прибыль. Решением правительства Ленинградской области мы имеем возможность устанавливать наценку на продукцию, которую готовим. Сначала она колебалась в пределах 17-25 процентов, сегодня разрешена наценка 41 процент. Не знаю, как в остальных образовательных учреждениях, но у нас вся прибыль до копейки реинвестируется в развитие школы. Сколько составляет прибыль? При том, что наша наценка составляет 25 процентов, это примерно 40 тысяч рублей в месяц. Столь неплохое подспорье помогает в оперативном решении многих школьных проблем.

Важно также не только то, что съест ребенок, но и формирование понимания необходимости здорового питания как элемента здорового образа жизни. Нам в этом плане повезло: в школе очень грамотная заведующая производством. На протяжении последних пяти лет она ведет начиная с первого класса занятия в рамках дополнительного образования: кружок по здоровой пище. Наши дети знают, что надо есть, где покупать продукты, на что обратить внимание в первую очередь при их покупке. Что любопытно, у мальчиков к этим занятиям колоссальный интерес.

Кстати, в прошлом году, иллюстрируя темы занятий, мы возили детей на страусиную ферму и форелевое хозяйство.

Иван СМОЛКИН, директор сельскохозяйственного лицея села Поддубное, Инзенский район, Ульяновская область:

Яблоко в день – здоровье на весь год

Наш лицей нечасто посещают гости, сюда очень редко заглядывают проверяющие, потому что Поддубное находится далеко от районного центра. Это еще не глухомань, но настоящая глубинка. Поэтому огромной радостью стало появление недавно у нас инспекторов из Министерства образования и социального развития правительства Ульяновской области. О нас вспомнили, когда получили нашу заявку и документы на президентский грант.

Когда гости попадают к нам, они обычно не торопятся уезжать. «У вас,- говорят,- особая аура»…

Взяли для подсобного хозяйства участок в семь гектаров под сад и огород. На каждого ученика – десять плодовых деревьев. Сейчас в саду почти полторы тысячи яблонь. Но есть еще и груши, черная рябина, море малины. В междурядьях выращиваем овощи: морковь, капусту, огурцы, помидоры. Яблоки сушим и мочим, делаем компоты и соки. До февраля – марта дети едят яблоки свежими. Каждый день моем пять ведер и в классы приносим коробки с яблоками. Ребята берут, сколько могут съесть. Сорт «антоновка» хорошо хранится, яблоки у нас очень вкусные. Есть еще ранние сорта: «красота» и «ранетки». Но больше всего «антоновки».

Яблоки заряжают витаминами на весь год, наши дети почти и не болеют-то. А еще, не возьмусь описать словами, как пахнет яблоками школа. Я понимаю гениального Бунина, который один из лучших своих рассказов посвятил антоновским яблокам.

Открою еще один секрет: надо детям постоянно зеленые салаты давать, лук в них не жалеть. Мы на зиму закладываем его тонны три. Завели парник для выращивания рассады, но теплицы нет. Может, и зря. Теперь думаю о ней.

Наши яблоки знают и в детских садах района, и в других школах. Яблоки в любой год некуда девать. Проблема одна – быстро их раздать, как можно больше заложить на зиму. В подвале храним тонн пять, может, и больше. Честно говоря, никогда не считали точно. Зачем?

Разумеется, здесь я не прав. Считать надо. Считать надо всегда и все. Мы бы могли обмен наладить, например, на зерно, на муку. Могли бы еще что-то придумать. Может, пора начинать межшкольную продовольственную программу. Сначала на уровне нескольких школ, потом района, потом области?

Кормить детей надо. У нас учатся ребята из четырех сел: Большая Борисовка, Аристовка, Черемушки и Поддубное. В интернате постоянно живут 25 детей, это выпускные классы. Лицей имеет договор с Ульяновской государственной сельскохозяйственной академией: приезжают преподаватели, читают лекции, рассказывают лицеистам о возможных вариантах получения высшего образования. Каждый год 10 – 12 ребят становятся студентами.

Администрация района платит нуждающимся детям – дотации на питание составляют 8 рублей в день. Этой льготой пользуются 375 детей Инзенского района. Вообще в районе 70 процентов учащихся имеют возможность получать в школе горячее питание.

Наше поддубинское кооперативное хозяйство не отказывается помогать школе: молоко дают, мясо. Так что проблем с питанием на горизонте пока нет. Но не подумайте, что все само собой получается. Каждый день, например, работу столовой проверяет медицинская сестра, контроль за приготовлением пищи с ее стороны самый строгий. Меню, разумеется, стараемся разнообразить.

Забота о детях – дело хлопотное. Многие сельчане помогают лицею. Их надо было приучить к пониманию того, что не надо скупиться, ведь помогают себе, своим детям.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту