search
main
0

Школьники начали сдавать ЕГЭ: учителя рассказали, как проходила подготовка к экзаменам

Учебный год подошел к концу. Уже 23 мая одиннадцатиклассники написали первые экзамены. О том, как школьники готовились к ЕГЭ, рассказали педагоги.

Фото: Вадим Мелешко

Единый госэкзамен в этом году стартовал 23 мая – школьники писали работы по истории, литературе и химии. Как и раньше, выпускникам для получения аттестата нужно сдать всего два экзамена – русский язык и базовую математику. Сдача экзаменов по остальным предметам (в том числе и по математике профильного уровня) проходит по желанию одиннадцатиклассника. Выбирают дополнительные экзамены, как правило, исходя из того, результаты по каким предметам необходимы при поступлении в вуз.

В 2025 году уже завершился досрочный период ЕГЭ. Он проходил с 21 марта по 21 апреля. Приняли участие в нем почти две тысячи школьников из 65 регионов России. Самыми популярными предметами для сдачи стали русский язык, математика (базовый и профильный уровни) и обществознание. Экзамен прошел штатно, однако было зарегистрировано два отдельных нарушения – участников удалили с экзамена, а их результаты аннулировали.

Основный период экзаменационной кампании начался на прошлой неделе. Сетевое издание «Учительская газета» решило узнать у педагогов, как изменился ЕГЭ в 2025 году, как в регионах прошел досрочный период и как их ученики подготовились к экзаменам.

Михаил Гуров, кандидат физико-математических наук, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2020», учитель математики МАОУ «Школа № 22», г. Ростов-на-Дону, Ростовская область:

Михаил Гуров. Фото: Георгий Шатохин

– По математике отличий ни в контрольных измерительных материалах, ни в организации ЕГЭ прошлого года нет. Это устоявшийся формат ЕГЭ, который мне действительно нравится, формат, который позволяет честно провести итоговую аттестацию и дать возможность всем ребятам нашей страны на равных правах, на равных основаниях поступать в любые вузы России.

Как педагоги оценивают степень готовности учеников? На самом деле, поскольку формат ЕГЭ уже устоявшийся, как я сказал, то в старшую школу в основном идут те дети, которые готовы, скажем так, «тратить время» на подготовку, которые психологически готовы к такого рода экзамену и которые имеют цель поступления зачастую в конкретный вуз или на конкретную специальность. Поэтому абсолютное большинство ребят сознательно выбрало сдачу ЕГЭ, и, да, от года к году они показывают высокую степень готовности и подготовки к этому экзамену.

В целом, ЕГЭ прошел в досрочный период в штатном режиме. Задания стандартные. То есть уровень сложности мало чем отличается от основного дня. В Ростовской области около 50 человек сдавали досрочно единый государственный экзамен. Высоких баллов никто из них не набрал, но никто и не провалил экзамен. Как правило, в досрочный период сдают ребята, которые имеют очень вескую причину не участвовать в основном дне. Это либо спортсмены, выезжающие на соревнования всероссийского или международного уровня, либо ребята, у которых на основной период ЕГЭ запланировано лечение.

Обычно выпускники выбирают набор из трех-четырех экзаменов, так сложилось, что на абсолютное большинство направлений требуется 3 экзамена, но если ребята выбирают несколько направлений, то могут выбрать и большее количество экзаменов. Математика и русский язык – это необходимые условия, причем математику можно сдавать на базовом или на профильном уровне. Дальше идет либо профильный предмет, либо набор профильных предметов, например, математика профильная-русский/обществознание, если мы хотим поступать на экономику; или математика базовая-русский язык/история/обществознание, если мы ориентируемся на гуманитарный цикл, и так далее. Среди моих выпускников редко, кто выбирает больше четырех, как правило, 3–4 экзамена. Это, наверное, оптимальный по количеству экзаменов набор, который дает возможность в более-менее «адекватном» ритме весь год готовиться к этим знаменательным дням.

Руслан Мамакин, победитель окружного конкурса «Учитель года – 2025», учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №3 Нового Уренгоя, Ямало-Ненецкий автономный округ:

Фото: Виктория Стукачева

– ЕГЭ по русскому языку является обязательным для всех выпускников 11 класса. В 2025 году произошли изменения. Задание 26 трансформировалось в задание 22: теперь предлагается проанализировать 5 предложений (ранее 4) на предмет изобразительно-выразительных средств, но выбор терминов для анализа сокращен с 50 до 23. Оценивание заданий 8 и 22 упростилось – максимальный балл снижен с 3 до 2.

Задание 27 теперь содержит сформулированную проблему текста в виде вопроса, что упрощает задачу. При аргументации собственной позиции запрещено использовать примеры из молодежной культуры (комиксы, аниме и т.д.). Критерии оценивания сочинения сокращены с 12 до 10. Фактические ошибки и этические нормы теперь оцениваются в рамках «Речевого оформления сочинения». Оценка за грамматику и речь увеличена до 3 баллов (ранее 2). Минимальный объем сочинения для оценивания увеличен до 100 слов (ранее 70).

В 2025 году и ЕГЭ по литературе тоже претерпел некоторые изменения в инструкциях, заданиях и системе оценивания. Задание 5 теперь предлагает конкретное произведение для сопоставления, а не временные рамки. В задании 10 сняты хронологические ограничения при выборе стихотворения, но введены запреты на неопубликованные и спорные произведения, а также на произведения того же автора. В заданиях с развернутым ответом (№ 4, 5, 9, 10) ужесточены требования к «Логичности, соблюдению речевых и грамматических норм»: допускается не более 2 ошибок любого вида. Одна из тем задания 11 станет дискуссионной, предлагая выбор из двух точек зрения.

Упрощены критерии оценивания орфографии и пунктуации: до 4 ошибок без потери баллов. При оценке логичности учитывается общая сумма ошибок. В критерии К3 сочинения части 2 добавлены термины искусствоведения. Расширен список художественных средств для задания 8. Сокращен список литературы: исключены В.П. Аксенов, Г.Н. Владимов, В.С Гроссман, В.С. Маканин, В.О. Пелевин, В.Т. Шаламов, Е.В. Гришковец, К.В. Драгунская, Т.Ю. Кибиров, Д.А. Пригов, Д.С. Самойлов, О.А. Седакова, Г. Бёлль, Ф. Кафка, Х. Ли, Г.Г. Маркес, У.С. Моэм, Дж. Оруэлл, У. Старк, О. Хаксли, У. Эко, Г. Гауптман, Ф. Дюрренматт, Э. Ионеско. Добавлены: поэма А. Т. Твардовского «По праву памяти», книга митрополита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Российский урок» и творчество О. Ф. Берггольц.

Динамика сдачи экзаменов положительная. 100% учеников набирают проходные баллы. Средний показатель ЕГЭ за 2023-2024 учебный год по русскому языку составляет 69 баллов, по литературе – 61 балл (данные одной из школ ЯНАО). В 2024-2025 предварительные результаты на уровне прошлого года, однако сократилось число сдающих литературу.

Выбор предметов для сдачи ГИА обусловлен, в первую очередь, желанием самого ученика и его взглядом на свое дальнейшее обучение, а также тенденциями в развитии общества: большое внимание на данный момент уделяется инженерному, информационному и естественно-научному образованию.

Иван Хеорхе, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2020», учитель истории и обществознания МБОУ «Гатчинская гимназия», Ленинградская область:

Иван Хеорхе. Фото: Вадим Мелешко

– Принципиальных отличий в организации ЕГЭ нет. Из новшеств: второй год практикуется возможность пересдать один предмет.

Учащиеся готовы по-разному. Целеустремленные ребята интенсивно готовятся год, два. Сейчас семимильными шагами развивается рынок удаленных курсов подготовки, которые становятся вкупе со школой неплохим подспорьем для успешной сдачи экзаменов на высокий балл. Всегда есть часть ребят, которые сдают с целью перейти порог и попасть куда-нибудь на платное обучение, лишь бы где-то числиться. Такой подход очень несерьезный и ведет только к напрасной трате семейных ресурсов.

Досрочный период прошел без эксцессов, его сдает около 5 % выпускников – спортсмены, участники сборов, ученики, уезжающие за границу. ФИПИ уже опубликовало по одному открытому варианту досрочного экзамена по каждому предмету. Их анализ показывает, что экзамен по уровню сложности соответствует предыдущим годам. По крайней мере, по истории и обществознанию дела обстоят именно так.

Ребята помимо двух обязательных выбирают один (если сдают профильную математику) или два (если сдают базовую математику) предмета по выбору. Крайне редко – три предмета, если хотят расширить потенциальный выбор, куда подавать документы. Последние годы наблюдается одна четкая тенденция – сокращение бюджетных мест на социально-гуманитарные специальности, что делает поступление крайне сложным, и увеличение мест на инженерные специальности, технические направления.

Головнер Владимир Нодарович, Залуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, учитель химии ГБОУ Школа № 1259, г. Москва:

Владимир Головнер. Фото: Умные каникулы, vk.com

– В 2025 году ЕГЭ по химии почти не претерпел изменения в части содержания, а также с точки зрения организации. Поэтому позволю себе высказаться на актуальную тему организации подготовки к сдаче экзамена.

Уже третий год в Москве реализуется пилотный проект по подготовке школьников к ЕГЭ. Суть проекта: во втором полугодии одиннадцатиклассники освобождаются от большинства предметов, вместо них посещают практикумы для подготовки к ЕГЭ. Занятия проходят в малых группах, сформированных по результатам диагностики и пробных ЕГЭ. Иными словами, подготовка к ЕГЭ превратилась в самостоятельный школьный предмет: к нему разработаны рабочие программы, учебные пособия, календарно-тематическое планирование, в нем даже реализован личностно-ориентированный подход в образовании: более слабых учащихся обучают по одной программе (в основном готовя их к тестовой части экзамена), более сильных учащихся – по другой (делая упор на задания повышенной сложности).

Вопрос: не произошла ли здесь подмена понятий? Экзамен вроде как призван проверить уровень подготовки учащихся, прошедших обучение по систематическому курсу одного из школьных предметов. А оказывается, чтобы сдать экзамен, надо не только освоить систематический курс, но еще и освоить отдельный курс по сдаче экзамена за этот систематический курс, то есть научиться решать задания экзамена! Они, эти задания, что, настолько сложные? Или настолько отличаются от заданий, которые школьники решают в течение учебных лет? На оба этих вопроса ответ: да! Но тогда, может быть, стоит перестроить систематический курс предмета, например, химии, так, чтобы школьник по его окончании мог сдать экзамен, понимая, о чем его спрашивают в экзаменационных заданиях? Или, возможно, следует признать, что постоянное усложнение заданий ЕГЭ завело его (ЕГЭ) в тупик, оторвав от собственно предметных курсов?

У ЕГЭ много плюсов: это независимая оценка знаний, это относительно одинаковый подход ко всем выпускникам школ, это возможность создания единого образовательного пространства и уравнивание шансов на поступление в вузы выпускников разных регионов. Однако нельзя считать нормальной ситуацию, когда подготовка к сдаче этого экзамена заставляет вводить специальный школьный предмет, извращая саму идею образования: мы ведь обучаем не ради сдачи экзамена, а ради формирования мировоззрения и научной картины мира.

В течение всего периода, что государственная итоговая аттестация проходит в формате ЕГЭ (то есть с 2001 г.) утверждалось, что для подготовки к экзамену ученику достаточно полноценно освоить базовый курс сдаваемого предмета. Базовый! По сути, вводя практикумы по подготовки к ЕГЭ, школа расписывается в своем бессилии – мы не в состоянии научить школьников так, чтобы они успешно сдали экзамен, не только с помощью базового курса, но даже с помощью профильного курса. Вопрос: вина ли тут школы или экзамена?

Интересно, что даже введение в школах предметных практикумов по подготовке к ЕГЭ не останавливает родителей очень многих старшеклассников от того, чтобы дополнительно нанимать репетиторов по предмету. В родительском сообществе сформировался устойчивый психоз: без репетитора подготовиться к экзамену невозможно! Это мнение приобрело характер архетипа, и вытеснить его из сознания теперь почти невозможно. В итоге выпускник в старших классах оказывается максимально перегружен: он мечется между систематическими курсами изучаемых наук, предметными практикумами по подготовке к ЕГЭ, репетиторами по нескольким предметам. И все это для того, чтобы преодолеть барьер между школой и вузом, а преодолев его, обнаружить, что большинство приобретенных им на этапе подготовки к ЕГЭ знаний дальше совершенно не востребованы.

Андрей Семке, Заслуженный учитель Кубани, Учитель года – 2000, почетный Наставник РФ, учитель физики и астрономии МБОУ СОШ № 19, Ейский район, Краснодарский край:

Андрей Семке. Фото: Георгий Шатохин

– Традиционно последние школьные дни вызывают эмоции у выпускников, родителей, учителей о предстоящих экзаменах. У кого-то они положительные, но есть ученики и родители, которые находятся в смятении. Традиционно школьники, которые систематически готовились к испытаниям чувствуют небольшую нервозность, но в целом смело смотрят на предстоящий экзаменационный период.

Главное волнение связано с экзаменационными материалами (КИМ), которые ежегодно видоизменяются и по отдельным предметам кардинально отличаются от демонстрационных. Так, в прошлом году неожиданно легкими были задания по профильной и базовой математике, но при этом оказались сложными по другим предметам. В народе поговаривают: «Жди беды». Там, где было легко, обязательно будет трудно! И народная мудрость не ошибается!

Чаще всего ребята нацеливаются на три предмета, но бывают исключения. Одна из моих выпускниц выбрала сразу шесть предметов только потому, что хочет проверить свои знания и не стоять на месте, а развиваться. Для поступления же ей достаточно трех: сдать физику, профильную математику и русский язык. Английский язык она сдает, чтобы в дальнейшем развиваться и готовиться к тестированию на знание технического языка, ибо мечтает работать в многонациональной научно-исследовательской лаборатории. История для нее важна как область знаний, необходимая любому гражданину России. Выбор химии тоже очевиден! Девушке повезло с учителем, который влюбил в этот предмет, и знания по нему у нее очень высокие.

С точки зрения организации и проведения экзамена ощутимых новшеств нет. Традиционные требования: жесткий контроль и проверка реальных знаний. Уверен, что для тех ребят, кто выкладывался в этом учебном году и готовился к итоговой аттестации, все пройдет на высшем уровне, и они получат свои заслуженные баллы и поступят в выбранные высшие учебные заведения по своему профилю!

Если говорить в целом о контрольных измерительных материалах, то лучшим решением было бы объявить мораторий на 5 лет на любые в них изменения, и это касается как ЕГЭ, так и ОГЭ. Специалисты понимают, что все эти изменения не приводят к улучшению экзаменационных материалов. Часто встречаются задания, которые не имеют ни практического применения, ни какого-либо отношения к современному миру, ни формального смысла. Я за «учение для жизни», а не за «учение ради учения»!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте