Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Эпицентр

Школьная пресса: «дистанционка» – враг или друг?

Учительская газета, №11 от 16 марта 2021. Читать номер
Автор:

Нормальным взрослым всегда интересно, о чем думают дети. Нормальным – это значит не скучным, не ленивым и не сильно занудливым. Именно такие взрослые вот уже в 23‑й раз проводят в Воронежской области ежегодный фестиваль школьной и студенческой прессы «Репортер». Организаторами фестиваля традиционно выступают Воронежская региональная общественная детская организация «Искра», областной Молодежный центр, факультет журналистики Воронежского государственного университета и областной Департамент образования, науки и молодежной политики.

Более десяти лет в состав жюри фестиваля входит и «Учительская газета», точнее, ее собственный корреспондент по Воронежскому региону Татьяна Масликова. Наша газета не раз предоставляла возможность участникам «Репортера» высказать свои молодые интересные мысли. Вот и на этот раз мы пригласили юных корреспондентов к заочному разговору о самом наболевшем за прошлый год – о жизни в дистанционном режиме. Что хорошего и что плохого в дистанционной форме обучения, можно ли отказаться от традиционных школьных уроков, как не впасть в депрессию во время «дистанционки» – эти вопросы по прошествии времени не перестают оставаться актуальными. И потому что COVID не оставляет – время от времени на «больничный» закрывается то один, то несколько классов, а то и школа, и потому что мы теперь знаем: такое может случиться, значит, надо быть готовыми. Что об этом думают сами ребята, рассказывают корреспонденты школьных газет.

Виктория ЧИБИСОВА, ученица 8‑го класса, газета «Орленок» Орловской школы Хохольского района:

Списать можно и в онлайне!

Опять неожиданно затянувшиеся каникулы и дистанционное обучение коснулись нас! До 30 ноября обучение проходило в смешанном формате: начальные классы приходили в школу и обучались, как обычно, 5‑6‑е классы приходили всего два раза в неделю на очные занятия, остальные проводились онлайн, а 7‑е классы были вынуждены полностью заниматься дистанционно. Хочется заметить, что опыт прошлого года позволил гораздо эффективнее построить систему занятий в этот раз. У каждого дома был настроен Интернет, все могли выходить на платформу для онлайн-занятий Zoom. По отзывам ребят можно судить, что, как и в прошлый раз, все разделились на два лагеря – тех, кому дистанционное обучение приходится по вкусу, и тех, кто очень ждал, когда же мы вернемся в школу. Хотя вторые были бы не против обучаться и смешанно, то есть 2‑3 дня в неделю приходить на офлайн-занятия, а остальные дни проводить в онлайн-формате.

Но мы поняли одну вещь: те дети, которые действительно старались и учились в школе, они так же учились и дистанционно, а те, кто постоянно пытался списать, ленился и не работал, точно также занимались и онлайн, но в этот раз у них свободы действий еще больше, а контроля меньше. Возможно, проблема возникновения пробелов в знаниях при выходе в школу не в самом дистанционном обучении, а в отношении детей к учебе в целом.

Татьяна ТЫНЯНАЯ, газета «Школьный калейдоскоп» Краснянской школы Новохоперского района:

Одни «за», другие «против»

Сейчас очень многие говорят о дистанционном обучении: и непосредственные участники, и те, кто знает об этом только понаслышке. Мнения различные. Я решила поинтересоваться, что думают об этом наши одноклассники (выпускники) и другие ученики. Вот что я услышала в ответ на вопрос: «Что вы думаете о дистанционном обучении?»:
– Мне нравится дистанционное обучение, без напряга можно работать. Лично я успеваю все сделать вовремя. Заданий, на мой взгляд, не так много, да и учителя дают пояснения. Если что-то делаю неправильно, учитель исправляет и объясняет, в чем ошибка.

– Мне нравится «дистанционка» тем, что обучение происходит на дому. День планируешь сам: выспишься, спокойно поешь, а потом идешь выполнять домашнее задание. Учителя домашней работой не заваливают, а потому меня все устраивает. Я ответственно подхожу к такому эксперименту с обучением.

– Мне такое обучение не нравится. Есть много заданий, которые нам задают, а я не понимаю, что нужно делать. Хочется спросить учителя, а каждый раз звонить и писать ему неудобно. Мне кажется, что лучше отсидеть семь уроков в школе, чем находиться дома и ломать голову, чтобы понять, что от тебя хочет учитель.

– Изучать новые темы без учителя достаточно сложно. И как готовиться к экзаменам, которые у меня начнутся уже весной? Приходится рассчитывать только на себя, но тогда возникает вопрос: для чего нужна школа? Наконец-то мы вернулись к обычным занятиям и нормальной учебе. Я этому очень рад.

Как видим, мнения полярные. Одни «за», другие «против». Но самое главное – большинство думают о конечном результате, переживают за свои знания, за результаты на экзаменах.
Я смотрю на вопрос дистанционного обучения глазами выпускницы. Сейчас думаю об итоговом сочинении и экзаменах. Поэтому я рада, что наша школьная жизнь с 30 ноября вернулась в обычное русло. Единственное, что меня не устраивает, – это перенос даты написания итогового сочинения. Я была готова написать его в декабре и потом спокойно готовиться к другим экзаменам. Но время перемен диктует свои правила, а наша задача – идти в ногу со временем и понимать необходимость изменений.

Валерия БАХОЛДИНА, ученица 10‑го класса, газета «Школьный звонок» Грибановского образовательного центра имени Г.Н.Троепольского, Грибановский район, Воронежская область:

Прислушаются ли к мнению большинства?

В прошлом году эпидемия коронавируса дважды провожала нас на дистант. Для большинства учащихся переход на дистанционное обучение обернулся постоянной внутренней борьбой со своими желаниями. Заставить себя выполнять задания оказалось не так-то просто, а некоторые вовсе восприняли карантин как продолжение каникул. И только самые ответственные, целеустремленные, как я, сидели день и ночь перед компьютером, пытаясь разобраться во всем самостоятельно, при этом все понять, выучить и вовремя сдать.

За это время уроки в Zoom стали привычной реальностью. Но, кажется, эта реальность пришлась по вкусу далеко не всем, особенно родителям.

Дистант превратился в злободневную проблему, стал темой вечных споров: хорошо или плохо, польза или вред, плюс или минус. О плюсах и минусах дистанционного обучения очень важно мнение наших родителей, поскольку они не меньше, чем учащиеся, ощутили на себе особенности такого образования.

Мы решили разобраться в этой проблеме и задали несколько вопросов нашим родителям, первый касался их отношения к дистанционному обучению. По результатам опроса, 56 процентов респондентов совсем не принимают дистанционное образование, треть (32 процента) респондентов отметили, что в целом учиться можно, но есть сложности. Не жалуются на эффективность такого процесса получения знаний лишь 12 процентов опрошенных.

При ответе на вопрос, с какими техническими сложностями они столкнулись, большинством родителей были названы следующие проблемы: слабый, неустойчивый Интернет; площадки для учебы были неудобны для использования; у ребенка не было собственного компьютера (приходилось делить его с родителями); родителям было сложно разобраться в технической стороне учебы. И только чуть более 5 процентов опрошенных сказали, что сложностей не было.

Как дистанционное обучение сказалось на отношении детей к учебе? Подавляющее большинство родителей указали, что дистанционное обучение повлияло на отношение детей к учебе. Среди ответов чаще назывались негативные последствия: «снизилась ответственность и самодисциплина» – 53 процента, «снизилась значимость оценок» – 29 процентов, «повысилась самостоятельность» – 10 процентов, «возрос интерес к учебе» – 4 процента, «отношение не изменилось» – 4 процента.

Как сказалось дистанционное обучение на взаимоотношениях между детьми? По мнению большинства, онлайн-обучение негативно сказалось на этих взаимоотношениях. Более половины опрошенных (56 процентов) отметили, что дети скучали друг без друга, им не хватало личного общения. 35 процентов респондентов считают, что дети стали более отчужденными. 7 процентов опрошенных ответили, что взаимоотношения серьезно не изменились. И только 2 процента сказали, что отношения стали ближе, улучшились.

На вопрос, как дистанционное обучение повлияло на график работы и режим дня, большинство родителей ответили, что повлияло заметно. И только 3 процента отметили, что все осталось по-прежнему. Много времени уделяли контролю 42 процента родителей, 36 процентам пришлось выполнять роль учителя, а 19 процентам пришлось менять график работы.

Следующий вопрос: как повлияло дистанционное обучение на взаимоотношения родителей с детьми? Большинство опрошенных отметили, что дистанционное обучение повлияло на личные отношения с детьми: 35 процентов респондентов отметили, что отношения ухудшились из-за постоянного контроля со стороны родителей, более 20 процентов – отношения стали более напряженными. Более трети родителей (33 процента) сказали, что все осталось по-прежнему, и отношения не изменились, 11 процентов – отношения стали лучше, потому что больше времени были вместе.

Последний вопрос был о том, какой формат образования более предпочтителен. Большая часть опрошенных родителей предпочитают традиционное образование – 79 процентов за очный формат, некоторые родители хотят, чтобы в школе больше использовались элементы дистанционного обучения – 18 процентов. Тех, кто предпочел бы, чтобы традиционное образование постепенно вытеснялось дистанционным, всего 3 процента.

Итак, подведем итоги. Как показал опрос, большинство родителей считают, что только дистанционное обучение – скорее плохо, чем хорошо. Наши респонденты уверены, что учиться дома детям нравится меньше. Это объясняется в первую очередь нехваткой общения со сверстниками. Следующий важный фактор – непонимание учебного материала, сложности с разбором новых тем. Родители сходятся во мнении, что их детям сидеть дома скучно, нечем заняться. Техническая сторона учебы в онлайн-формате тоже не совсем устраивает. Не менее важный фактор – здоровье. Дети просиживают без движения перед компьютером большое количество часов. Кроме того, родителям приходится выполнять роль учителя (контролировать, объяснять, мотивировать…).

С другой стороны, существует другая точка зрения. Есть родители, которые считают, что дистант – это хорошо. Они уверены, что ребенку больше нравится обучение на дому, чем в школе, так как он высыпается, имеет гибкий график работы, меньше учебная нагрузка. Дети более спокойны, потому что не надо отвечать у доски.

Как видим, мнения родителей разделились. Кто-то против (их большинство), кто-то за дистант. Хорошо это или плохо, покажет время. Хотя к мнению большинства все-таки, наверное, надо прислушаться.

Ариадна КОЛУПАЕВА, газета «В Центре» центра дополнительного образования «Реальная школа», Воронеж:

Мы делаем хуже себе в будущем

Безмолвный монитор, разбросанные книги, открытые, но недосмотренные видеоуроки, бесчисленное количество заданий, которые нужно отправить на следующий день… Чуть не забыла! Еще включенный онлайн-урок, где преподаватель что-то рассказывает, но никто его не слушает, все спят (даже не в переносном смысле этого слова). Вот так выглядело изнутри дистанционное обучение.

Что же принесла «дистанционка» школьникам – пользу или вред? Мнения среди моих сверстников разделились. Дело в том, что на онлайн-обучении вся ответственность за изучение материала переходит на плечи ученика. Поэтому и качество такого образования разное. Если ученик и в очном обучении хорошо учился и старался вникать в каждую тему, то для него все будет, как прежде. За исключением отсутствия свободного времени, потому что заданий на дистанционном обучении было в основном больше, чем раньше. Но если ребенок отсиживал уроки, а не учился, то он перестает получать даже ту маленькую часть знаний, которая попала бы в его голову в очном формате школы.

Еще одним важным недостатком, по-моему, является слабая организация процесса обучения. Наши нынешние технологии просто не готовы к переходу на такой формат.
Отсюда вытекает множество неудобств.

В общем, я считаю, что «дистанционка» мешает социализации личности, повышает количество учеников с низким уровнем знаний. Возможно, если бы дети ходили в школу, у них была бы большая заинтересованность в знаниях. Правда, дистанционное обучение способствует развитию самообразования и ответственности за свои поступки у детей. Ведь обманывая учителей сейчас и присылая им списанные работы, мы делаем хуже только себе в будущем.

Олеся ДРОБЫШЕВА, ученица 5‑го «Д» класса, газета «Школьный городок» школы №1 с углубленным изучением отдельных предметов, Воронеж:

Мое краеведческое лето

Этот год стал для всех самым непривычным и необычным: самоизоляция, дистанционное обучение, виртуальные путешествия, вся семья дома. Каждый развлекал себя как мог! Вот и мое краеведческое любопытство неожиданно определило планы на летние каникулы. Этим летом было модным посещать онлайн-музеи, я тоже решила отправиться в давно мне знакомый археологический музей-заповедник «Костенки» и посмотреть на него с необычной, виртуальной, стороны.

Сотрудники музея подготовили для детей онлайн-экскурсии «Ребятам о зверятах», где рассказывали о жизни животных каменного века: мамонтах, шерстистом носороге, пещерном медведе. В конце каждого выпуска предлагалось сделать творческую работу на заданную тему и прислать ее в музей. Мне захотелось поучаствовать, и меня это так захватило, что мастерила поделки к каждому новому выпуску.

Мои старания не прошли даром. После открытия всех музеев для посетителей мне пришло приглашение в Костенки для получения подарков за активное участие в жизни музея!

В этом музее я была уже дважды, но теперь мне выпала возможность заглянуть туда, куда обычным посетителям вход запрещен: я увидела, как монтируется новая выставка, побывала на раскопах, ознакомилась с работой археологов.

Еще одним сюрпризом стало то, что, приехав в один музей, я посетила сразу два! Новая выставка «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» была посвящена творчеству писателя и поэта Ивана Бунина. В экспозиции были представлены предметы из фондов Костенок и Дивногорья: живописные полотна и художественные фотографии, гербарии и коллекция насекомых, а еще стихотворения Ивана Бунина, точно передающие настроения пейзажей русской лесостепи.

На меня эта выставка произвела необыкновенное впечатление, очень захотелось увидеть всю эту красоту вживую! И вот мы уже едем в Дивногорье! А по пути заглянули на новую молочную ферму «ЭКО-НИВА». Остановка получилась просто супер: увидела весь цикл роста коровок, погладила теляток, покаталась на мини-тракторе, взбила молочный коктейль на велосипеде! А какое там вкусное мороженое!

Природный музей-заповедник «Дивногорье» меня поразил своими необъятными просторами, душистым разнотравьем, белоснежными «дивами», прохладой мелового пещерного храма!

Вот так, очень неожиданно и интересно, в мои каникулы была вписана страничка знакомства с родным краем, когда одно случайное событие повлекло за собой целую серию познавательных путешествий.

Елизавета РЕШЕТОВА, ученица 8‑го класса, газета «Седьмой урок» Рамонского лицея имени Е.М.Ольденбургской, Рамонский район:

Справляемся, но лучше заниматься в школе

Во время «дистанционки расписание не изменилось. Каждый день учителя выкладывали задания в Дневник.ру. А затем они начали проводить онлайн-уроки по скайпу.
Преподаватели, как и на обычном уроке, объясняли нам новые темы, а мы могли задавать свои вопросы. Такие уроки уже значительно помогали понять материал.

У дистанционного обучения есть и плюсы: дома нет строгого распорядка дня, поэтому у нас больше времени для выполнения каких-то заданий или тестов, для подготовки. Но есть и минус: трудно научиться распределять это самое время и заставить себя учиться. Для меня намного удобнее и привычнее ходить в школу, видеть учителей и одноклассников, слушать объяснение новой темы на уроке от учителя.

Софья ТЕПЛИНСКИХ, газета «Тринашка» школы №13, Воронеж:

Подготовка к ЕГЭ в условиях распространения COVID-19

«Для предупреждения распространения коронавирусной инфекции рекомендовано переводить образовательный процесс на дистанционную форму обучения», – сообщало Министерство просвещения РФ. Насколько удался этот переход, судить не нам. Однако реальность большинства учеников стала состоять из конференций в Zoom, галереи телефона, заполненной фотографиями домашних заданий и надписью «интернет-соединение неустойчиво».

Стоит заметить, что ни один вирус не распространяется так быстро, как желание немного отдохнуть в умах выпускников в течение подготовки к ЕГЭ на карантине. К сожалению, отмены экзаменов в ближайшем будущем не предвидится, а все финалисты Всероссийской олимпиады школьников получили в этом году статус призеров (делайте выводы, господа).
Специалисты советуют уделить больше внимания тайм-менеджменту при подготовке к экзамену и распределению нагрузки, позаботиться о качестве сна и отдыха, не забывать о физической активности, которая напрямую влияет на улучшение работы мозга.

Кроме того, мне удалось найти несколько плюсов дистанционной подготовки:
– возможность выбрать любой виртуальный фон в Zoom;
– улучшение отношений с учителями: как известно, враг моего врага – мой друг;
– развитие навыков обучения и существования;
– обилие открытых информационных (и не только) платформ, бесплатных онлайн-курсов;
– пребывание в комфортных домашних условиях с котом, собакой или хомяком на коленях, что уменьшает общую тревожность.

На одной из последних пресс-конференций Сергей Кравцов отметил, что полученный бесценный опыт будет использован для повышения качества образования, только вот цена этого опыта выглядит неприлично высокой.

Валерия МЕДВЕДЕВА, ученица 8‑го «В» класса, газета «Наше слово» школы №1 Россоши, Воронежская область:

Юннатскими тропами

Эти осенние каникулы были длинными, и все проводили их по-разному. Кто-то был дома, кто-то – в деревне у бабушек и дедушек, а я стала участницей квеста. О мероприятии «Юннатскими тропами» я узнала из группы «ЭКО-ОКО» в соцсети «ВКонтакте», увидела пост о конкурсе, но это оказался квест! Меня удивило то, что он длится пять дней, и я решила принять в нем участие.

По заданию «Что такое осень? Это…» нужно было собрать слово «осень» из природных материалов. Я решила сделать целую поделку, и это оказалось не так просто, как думала. Не хватало материалов, что-то не получалось, дерево не клеилось и отваливалось, а потом вообще закончилось. Но, приложив большие усилия, я справилась с этим непростым заданием.

А вот из легкого и приятного было рисование природоохранного плаката «Stop огонь». Поскольку я люблю рисовать, это не вызвало особых трудностей.

Очень любопытно было наблюдать за другими участниками. Они создавали своими руками поделки, рисовали, снимали, фотографировали! Тут я поняла, что у нас живет очень много творческих и интересных ребят. Больше всего мне понравилось наблюдать за питомцами других участников в задании «Видели видео». Меня поразили зверята, живущие у сверстников, такие милые и уникальные по-своему, у каждого пушистика своя особенность. Это было непростое задание, ведь домашних любимцев запечатлеть на видеокамеру очень сложно! Но ребята хорошо справились. А мне, чтобы снять моих котиков, потребовался целый день. Никто из них не горел желанием сниматься. Приходилось ходить за ними по пятам, заманивать колбаской, чтобы они хотя бы на секундочку посмотрели в объектив. Но коты все время отворачивались и убегали. Видимо, профессия модели им пришлась не по душе. Но, несмотря на это, мне было в радость вози­ться с моими любимцами и приятно проводить с ними время.

Я считаю, что квест был очень полезным и увлекательным. Хотелось бы больше подобных мероприятий.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt